Античный атомизм как философское, математическое и специально-научное учение.

Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)

1)Все они натурфилософы - у них нет ничего, кроме философского освещения природы.

2)Решают один вопрос - в чем состоит первоначало вещей.

Первоначало - то, из чего все вещи возникают и во что они при своем уничтожении обращаются. По существу своему первоначало никогда не изменяется, оно остается без перемен, а изменяются лишь его состояния.

3) Все они признавали единое первоначало (монизм). Отличие -разная глубина разработки
основного положения учения.

1. Фалес

1) Первоначало - вода (из чего вещи возникают и во что они потом обращаются).

2)Все наполнено богами, магнит имеет душу, ибо вызывает движение. Душа- то, что обуславливает движение в материи. => что всюду разлита жизнь, все наполнено жизнью (так как всякое движение для нас должно быть признаком жизни => душа повсюду).

2. Анаксимандр (611-545 гг. до н.э.)

Как нам мыслить первоначало вообще, какие признаки ему приписать?

1)первоначало неограниченно, бесконечно, иначе оно бы исчерпывалось процессом вечного
творчества, множественностью вещей;

2)оно не возникает и не гибнет, то есть оно вечно, а если так, то оно совершенно не похоже на
другие вещи;

3)как порождающее все вещи из себя, оно должно быть рассматриваемо как управляющее этими
вещами, а потому божественно (все объемлет, и всем правит).

Порядок: выделяются тепло и холод =>смешиваясь, образуют воду. Вода - основное вещество реального мира. Высыхание => получилась земля и воздух. Воспламенение испарений => появление огненной оболочки =>ее разрыв => светила. Земля - цилиндр. Сначала земля жидкая.=> космогония Анаксимандра - первая попытка научного объяснения происхождения мира. Мир, возникший из первоначала, снова в него обратится, а затем снова возникнет в том же виде.

3. Анаксимен (525 г. до н.э.)

Первоначало- воздух. Он бесконечен т.к. объемлет всю вселенную. Воздух более подвижен, чем что-либо другое. Двоякий способ возникновения; с одной стороны, уплотнение (и охлаждение) воздуха, а с другой - разряжение (и нагревание).

Порядок возникновения: путем разряжения из воздуха возникает огонь, а путем уплотнения (сбиваясь) образуются пары, ветер, влага, вода, земля, камни. Анаксимен воздал также учение о периодической смене миров, то есть их последовательной многочисленности.

Душа -воздух.

Гераклит (535-475 гг. до н.э. г. Эфес)

"Все течет и ничто не пребывает в состоянии покоя " => нельзя дважды войти в одну и ту же реку, солнце каждый день новое. Все течет => нужно отказаться от первоначала. Он оказался непоследовательным. Все - изменение одного первоначала - вечного живого огня. Во вселен, сущ-ет гармония (космос), разумная целесообразность, -> огонь - логос, а т.к. от огня все зависит, то огонь - рок, судьба, право и суд. Первоначало- огонь - неизменный символ, деятельная божественная стихия.

Двойной процесс:

=> огонь превращается через сгущение в воду, а вода - в землю (путь к низу);

=> земля через разжижение превращается обратно в воду и огонь (путь к верху).

Сталкиваются два течения: одним воссоздается то, что уничтожается другим => оба процесса уравновешиваются. Эта устойчивость -обман чувств, видимость бытия.

Повсюду в природе - соединение и борьбу противопод-тей.

Все едино - одно следует из всего, и все из одного => т.о. происх. вечная борьба во Всел. Борьба состоит в том, что наряду с известным состоянием есть и другое, противоп-е => "вражда - отец всего, царь всего". Но несмотря на это, в природе замечается гармония, ибо природа целесообразна.

пуша ~ огонь. Смерть - охлаждение душевного огня; разумность зависит от степени чистоты огня, огонь заглушается влагой, поэтому пьяница тушит огонь души и несет чушь.

Элейская школа

1. Парменид (515 гг. до н.э.)

Бытие есть, а небытия нет, его нельзя ни помыслить, ни выразить. Бытие едино, вечно в обе стороны, оно: не возникает и не уничтожается; неизменно; едино; сплошно; повсюду однородно; совершенно; имеет форму шара.

Бытие — мысль, быть = мыслить, мысль = вещество. Бытие едино => одинаково совершенно => ограничено(имеет форму шара). Бытие = веществу =>небытие = пустоте => есть бытие единое, вечное, неподвижное, пустоты нет =>Движения нет.

Бытие едино, неподвижно => движение- иллюзия, обман чувств. Если бы не было обмана, мир слагался бы из 2-х начал:

1)истинному бытию соответствовало бы начало светлое, легкое, теплое => огонь;

2)небытию - темное, тяжелое, холодное => земля.

2 основных чувства у человека - теплого и холодного. Их смешение определяет его представления и степень проницательности. Парменид - один из первых рационалистов .

2. Ксенофан (570-470 гг. до н.э.)

Вселен. - единое, а единое - Бог => Вселен.- Бог. Бог—природа, (пантеистический монизм), природа- наружная оболочка, а Бог - внутренняя(душа). Богов нет, есть - один не похожий на людей. => Он весь видит, весь слышит, весь мыслит, неподвижен, управляет вселенной силой мысли. Люди выдумывают богов по своему образу и подобию => боги греков - сами греки, только идеализированные.=> смертные создают собственных богов из высокомерия.

Вселенная состоит из 2-х начал: огня и земли.

Зенон (490-430гг. до н.э.)

(аргументы = апории (термин))

Зенон поставил своей целью оправдать учение Парменида, опровергая существование движения и множественности вещей => два аргумента против множественности вещей + 4 аргумента против движения (Ахиллес никогда не сможет догнать черепаху, летящая стрела покоится, тело никогда не может пройти от одного пункта до другого), + 2 аргумента, подрывающие веру в чувства. Зенон не внес ни одного нового положения в учение Парменида и ничего не изменил =>он только косвенным путем пытался доказать положения теории Парменида.

Мелисс (род, около 482 г. до н.э.)

Нечто есть=> есть бытие => оно либо возникло, либо нет. Если не возникло =>оно было всегда, если возникло=> возникло из чего-то => бытие всегда существует, не уничтожается (дай уничтожения оно должно обратиться в ничто, а из ничего ничто не может возникнуть => что-то существовало, существует и будет существовать. Бытие вечно: бесконечно: едино', неизменяемо. Путает бесконечность во времени и бесконечность в пространстве.

Пифагорейцы.

Пифагор и представители его школы основное внимание уделяли математике. Пифагор выдвинул идею о бессмертии души и переселении душ.

Эмпедокл

Развивал идею элемента, который однороден. Первоначала - земля, огонь, воздух и вода. Смешение - проникновение частиц одного в поры другого, распадение - выхождение из этих пор. Разделил силы и вещество как самостоятельные мировые потенции. Вражда и любовь - две силы.

5.2. Анаксагор.

Все есть многое. Разум (Нус) - сила, движущая вселенной. Ум сочетает элемнты, которые сами по себе хаотичны. Отверг судьбу.

Атомизм

Годы жизни Левкиппа (ок.500-440 до н.э.), Демокрит (ок.460-370 до н.э.).

Начала Вселенной — атомы и пустота, все же остальное существует лишь в мнении. Атомы — мельчайшие (невидимые) неделимые частицы. Они — невозникающие и неизменяющиеся. Атомы не различаются по качествам, но различны по форме. Они поддерживают тождественность бытия (в себе и для себя). Тела состоят из атомов, при этом, хотя атомы одни и те же в разных телах, тела различаются. Различия возникают из-за различия в форме атомов (F и G), порядке их расположения друг относительно друга (AG и GA) и расположением в пространстве (поворотом) Атомы движутся в пустоте. Без пустоты атомы были бы лишены различий и движения. Атом, пустота и движение объясняют все остальное. Количество атомов и пустоты бесконечно. Ум, интеллект следует, а не предшествует общему порядку соединения атомов. «Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости». Но «Спрашивать о причине вещей то же, что искать начало бесконечного».

Атомы и пустота отвечают за содержание истины, все остальное, что воспринимается органами чувств — за мнения. Истина познается только через атомы и пустоту, следовательно, разумом. «Лишь в общем мнении существует сладкое, в мнении — теплое, в мнении - холодное, в мнении - цвет, в действительности же существуют только атомы и пустота.

Душа тоже состоит из атомов, более высших (в силу более высшей формы, которую они имеют). В силу этого душа не бессмертна, а распадается после смерти человека. Следовательно, надо рассчитывать на существование только в этом мире. Жить надо порядочно и достойно (с чувством меры). Не только дела, но и желания отличают честного и хорошего человека. Интересы государства должны стоять выше прочего.

Уже в период Античной философии (VI в. до н.э. -V в. н.э.) многих философов интересовали проблемы строения вещества. Они пытались ответить на вопросы строения, изменения и наличия тех или иных свойств вещества путём рассуждений. При этом получали (практически все философы) по несколько томов с логическими цепочками, приводящими к тем или иным утверждениям.

Предпосылкой атомизма (А) была потребность дать матер. объяснение наблюдаемых свойств вещей - их множества, движения и изменения. После Зенона, доказавшего будто гипотеза о бесконечной делимости вещей, пространства и времени ведет к неустранимым противоречиям и парадоксам, всякая попытка обосновать реальность множества, раздельности вещей и их подвижности должна была считаться с этим. Учение А. явилось ген. попыткой разрешения этих трудностей. А. предполагали сущ. бесконечного множества телесных частиц, они допускали сущ. пустоты в которых происходит движение частиц, и отрицали за частицами возможность делиться до бесконечности, видели в них непроницаемые атомы.

Согласно этой гипотезе каждая вещь, будучи суммой весьма большого (но не бесконечно) кол. частиц - весьма малых, но в силу своей неделимости не обращающихся в ничто, уже не может рассматриваться как бесконечно большая и в то же время вовсе не имеющая величины как это было у Зенона. Таким образом, был разрешен кризис, вызванный критикой З.

Основатель А. - Левкип. (рожден в Милете). Все состоит из мельчайших неделимых частиц и пустоты.

Продолжатель А. - Демокрит (460 -370 гг днэ). Родился во фракийском городе Абдерах. Побывал в странах востока. Имеются труды Д. охватывающие вопросы философии логики, психологии, этики, политики, педагогики, теор. искусств, языкознания, математики, физики, космологии. Активный приверженец раб. демократии.

Демокрит считал атомы точками и не допускал возможности их столкновения.

Исходное положение атомистической системы - сущ. атомов и пустоты, образующих своими бесконечными многообразными соединениями все сложные тела. Следовательно, одной из главных предпосылок его учения является взгляд, по которому ощущения представляют хотя и недостаточный, но необходимый источник познания.

Недостаточные и неточные свидетельства ощущений исправляются более тонким усмотрением ума. Так, атомы и пустота невидимы, но их сущ. удостоверяются основанным на чувственных наблюдениях размышлением. Д. отличает то, что сущ. во мнении от того, что сущ. в действительности. “Лишь в общем мнении сущ сладкое, в мнении - горькое, в мнении - теплое, в мнен. - холодное, в м. - цвет, в действительности же сущ. только атомы и пустота.” Однако Д. не отрицает реальность чувств. воспринимаемого. В данном случае Д. говорит о том, что философия занимается изучением не того, что известно всем, а того, что лежит в основе всего, образует его причину. По-видимому, Д. не согласен с тем, что чувств. восприятия качеств совпадают с самими качествами.

Многие античные философы считали первоначалами две противоположности, но называли их разными именами:

Левкипп - "...существующее и несуществующее... бытие и небытие..."

Перменид - "...земля как материя, огонь как деятельная сила..."

Демокрит - "...существующее - атомы, несуществующее - пустота..."

Эпикур: "Вселенная состоит из тел и пространства..."

На основании современных представлений о строении вещества можно сказать, что на основании "ощущений", - как говорит Аристотель, античные философы "следовали разуму", - поэтому их представления оправдались.

Существование пустоты практически все философы доказывают через очевидность движения:

Эпикур: "А если бы не было того, что мы называем пустотой,... то тела не имели бы, где им быть и через что двигаться, как они, очевидно, двигаются."

Аристотель: "Сторонники Демокрита говорят, что существует пустота... Утверждающие, что существует пустота, считают,что она причина движения. Ведь если нет пустоты, то не может быть и движения."

Современные представления не позволяют сказать, что существует пустота, понимаемая античными философами-атомистами. Всё пространство заполнено различными полями, которые тоже, считаются материей. Но нельзя сказать, что атомисты древности в этом сильно ошибались. Они называли материей то, что твёрдое, что можно ощущать.

Аристотель: "Демокрит, Левкипп и Эпикур принимали атомы и пустоту. Атомами они называли некие тела, неделимые из-за малой величины и неделимые из-за твёрдости..."

Атомы суть всевозм. мал. тела, не имеющие качеств, пустота же - место, в котором все эти тела, в течении всей вечности носясь вверх и вниз, или сплетаются между собой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и снова сходятся в такие соединения, и таким образом они производят и все прочие сложные тела и наши тела, и их состояния и ощущения.

Античные философы называли "первоначальные" частицы "атомами", не признавали их делимость. Считали, что существуют четыре элемента, состоящие из атомов. А из этих элементов уже состоят все тела.

Аристотель: "Демокрит держится таких взглядов, атомы... носятся и таким образом порождают все соединения - огонь, воду, воздух, землю. Ведь и они - соединения неких атомов."

Для объяснения реального многообразия действительности Д. допускает, что атомы различ. по форме, порядку и положению. Эти отличия и лежат в основе всех наблюд. отличий. Ни одно из них следов. не явл. беспричинным. Он отрицает наличие целесообразности в природе.

А. учение распространяется Д. на учение о жизни и душе. Жизнь и смерть организма сводится к соединению и разложению атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Душа не бессмертна.

Основа познания - ощущения. От вещей отделяются “видики” - материальные формы вещей, они несутся во все стороны в пустом пространстве и проникают в органы чувств через поры. Если поры соотв. по величине и форме проникающим в них видикам, то в ощущ. возникает образ предмета, соотв. самому предмету. Т.о. уже в ощущениях мы получаем верный образ предмета. Однако сущ. предметы, кот. в силу своей малой величины недоступны чувствам, Такие свойства вещ. постигаются умом, и это познание также м.б. достоверным.

Закон сохранения вещества был известен античным философам.

"Лукреций... он высказывает закон, впоследствии научно сформулированный Ломоносовым, о неразрушимости, вечности материи. Ничто не возникает из ничего и ничто не возвращается в ничто..."

Этот закон был впоследствии обобщён в закон сохранения энергии


Наши рекомендации