Знание, вера и сомнение в научном познании.
Все люди от природы стремятся к знанию. Получение знания происходит посредством чувственных впечатлений и размышления, опыта и теории.
Познание – обусловленный общественно–исторической практикой процесс приобретения и развития знания.
Знание – объективная реальность, данная в сознание человека, которую человек в своей деятельности определяет и воспроизводит. Знание образует довольно сложную структуру, это – система, которую можно представить в виде социальной памяти, за счет которой из поколения в поколение передается мастерство, опыт.
Знание – как результат, познание – как процесс.
Научные знания предполагают и объяснение фактов, осмысление их в системе понятий данной науки. Научное познание отвечает не только на вопрос «как», но и «почему». Научное не терпит бездоказательности, обоснования, научное – это, прежде всего, объяснительное знание. Сущность научного знания заключается в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным находится закономерное, за единичным – общее. Предсказательная сила – один из главных критериев для оценки научной теории.
Научное знание должно быть системой развивающихся знаний, составляющих основу научного предвидения, т.е. получения нового знания. Оно также должно объяснять новые закономерности, обладать доказательной и преобразующей силой. При этом "доказательная" сила не отождествляется с практической проверкой истинности или ложности. Знание может быть верным, проверенным экспериментально и тем не менее не быть научным.
Научное знание – это результат, продукт научного познания – сложноорганизованной, развивающейся во времени научной деятельности. Научное познание изучает окружающий человека мир, включая самого человека. Но в отличие от других форм познания (обыденного, художественного, философского, религиозного), научное познание подходит к миру и человеку под определенным углом зрения, рассматривая мир и человека как некие сложноорганизованные предметы, подчиняющиеся определенным объективным законам функционирования и развития. Поэтому предметность и объективность - отличительные черты научного знания как продукта научного познания. К числу других особенностей научного познания следует отнести системность, обоснованность, воспроизводимость.
Научное познание как специфическую деятельность отличают наличие определенного инструментария: материального (реактивы, контрольные приборы, экспериментальные установки и т.п.) и логического (методы, принципы, категориальный аппарат и т.п.). Научному познанию свойственен специализированный язык, отличающийся строгостью, однозначностью, формализованностью. Наконец, научное познание требует особым образом подготовительного субъекта познания, владеющего материальным и логическим инструментарием, руководствующегося определенными ценностными ориентациями и целевыми установками.
Вера – особая способность души, присуще человеку изначально, неосознанна, не связана со знанием или незнанием, имманентна. Это основа всякого научного знания, она его необходимая предпосылка. Цель разума (Аристотель) - укрепить веру, раскрыть «научное» содержание предмета веры.
Вера – это, прежде всего психологическое состояние человека, уровень его убежденности в чем либо, имеющей под собой как объективные, так и субъективные основания.
Научная вера - убежденность-уверенность в истинности таких идей и представлений, которые могут быть доказаны. Т.е., научная вера, как бы предваряет знание.
Она может быть сравниваема с религией лишь по форме своего психического проявления, но не по характеру лежащих в ее основе данных. Научная вера не только приводила к открытиям, она заставляла человека идти по пути научного творчества и научных исканий вопреки всяким внешним препятствиям, позволяла и позволяет человеку ставить цель и задачи научных исканий не только выше житейского блага, но и выше жизни.
Ключевым моментом в “научной вере ”является способ получения знаний, а также научная методология в основе которой, лежит интерпретация, вопроизводимость и прогнозирование событий.
Вера и убежденность в науке во что-либо, формируется и укрепляется по мере углубления знаний о предмете и явлении. Фактически, в недостижимом идеале, можно предположить, что научные знания, облаченные в строгие математические формулы, теории, законы природы, в массе своей, трансформируются в ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ в ”научную веру ”, т.е. в убежденность в истинности полученных знаний.
Вера – убежденность в правильности и незыблемости основных научных знаний. В ней также скрыт движущий механизм в познании реальности и революционные изменения в установившейся системе научных взглядов.
Именно сомнения в правильности общепринятых положений, НЕВЕРИЕ в “очевидные очевидности” и является основой движущей силы процесса познания.
Познаваем ли мир в принципе? В попытке ответить на этот вопрос чётко обозначились три основные линии: оптимизм, скептицизм, агностицизм. Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира, агностики, напротив, её отрицают. Скептики же не отрицают принципиальной познаваемости мира, но выражают сомнение в достоверности знания.
Сомнение – это необходимый компонент развивающейся науки. Нет познания без проблемы, нет проблемы без сомнения. Только вера не терпит сомнения. Научное же знание предполагает его, ведь сомнение в общепринятых принципах может иногда быть плодотворным и вести к новым взглядам на мир. Если человек не подвергает всё сомнению, значит, он привержен догматизму, а, следовательно, он остановился в своем интеллектуальном развитии. Подлинная истина не может быть постигнута без "пытливого философского сомнения". Это разумное философское сомнение, "здоровый скептицизм", по существу, не противостоит оптимистическому взгляду на познание, признающему принципиальную познаваемость мира.