Противопоставить предикату следующее суждение: Все противоположности сходятся в сердце женщины.

2. Проверьте правильность силлогизма: Все комедии Мольера нельзя прочитать за один день, а «Скупой» – произведение Мольера, значит и комедию «Скупой» нельзя прочитать за один день.

3. Правильно ли произведено деление понятия: Художественные произведения делятся на эпические, лирические, драматические и прозаические.

Восстановить энтимему до второй фигуры: Все яблоки в моем саду зеленые, а это яблоко красное.

5. Правильно ли: В каждом прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов его катетов, значит в каждом треугольнике, в котором квадрат гипотенузы равен сумме квадратов его катетов, является прямоугольным треугольником.

6. Определить вид суждения: У Пети курит его жена, курит сестра и курит брат, следовательно, все родственники Пети курят.

Билет № 22

1. Обратить суждение: Не все люди пишют грамотна.

2. Установить отношения по логическому квадрату: Ни одно событие не имело таких последствий; Ни каждое событие имело такие последствия.

3. Будут ли правильными модусы для третьей фигуры: AAI, OAO, AAA, EAE, EIO.

4. Правильно ли: Если я заведу дома кошку, то у моей мамы начнется аллергия. Если у моей мамы начнется аллергия, то она станет нервничать. Если она станет нервничать, то атмосфера в доме будет накаляться, значит, если я заведу кошку, то атмосфера в доме будет накаляться.

5.

 
  Противопоставить предикату следующее суждение: Все противоположности сходятся в сердце женщины. - student2.ru

Найти понятия, которые удовлетворяли следующей схеме:

6. Привести пример рассуждения по методу остатков.

Билет № 23

1. Правильно ли произведено обращение, объяснить:

- Физические упражнения могут заменить многие лекарства;

- Ни одно лекарство в мире не может заменить физических упражнений.

2. Восстановить энтимему до второй фигуры: Я не лжец, потому что все лжецы способны на подлость.

3. Правильно ли произведено деление понятий: Каждое музыкальное произведение состоит из вступления, разработки, кульминации.

4. Обосновать модус AEE четвертой фигуры.

5. Будут ли правильны модусы для первой фигуры AAI, AII, EAE, AAA, AOO, EIO.

6. Дать определение понятию с допущением всевозможных ошибок: дежурный.

Билет № 24

1. Противопоставить предикату суждение: Многих депутатов охватила предвыборная лихорадка.

2. Правильно ли: Если будет хорошая погода, то я пойду купаться. Если будет дождь, то я останусь дома и буду смотреть телевизор, а сегодня хорошая погода, значит, я пойду купаться.

3. Дать логическую характеристику понятиям: музыкант, искусство.

4. Сделать все возможные выводы по логическому квадрату: Некоторые моменты нашей жизни невозможно забыть.

5. Дать характеристику рассуждению: Умный человек подобен толстой книге, чем больше читаешь, тем больше узнаешь.

6. Восстановить энтимему: Некоторые мужчины очень любят женщин, поэтому могут считаться хорошими людьми.

Билет № 25

1. Правильно ли дано определение: Цветовод – это специалист по цветоводству.

2. Правильно ли: Все опасные преступники должны быть изолированы от общества. В. Г. Мироненко должен быть изолирован от общества, следовательно, он опасный преступник.

3. Определить вид и проверить умозаключение, приведя его к традиционным типам: Если я съем твое яблоко, то не признаюсь тебе в этом. Если я не признаюсь тебе в этом, то, возможно, меня замучает совесть, а если меня замучает совесть, то я буду винить в этом тебя, значит, если я съем твое яблоко, то буду винить в этом тебя.

4. Правильно ли произведено деление понятия: Предприятия делятся на Акционерные общества, Общества с ограниченной ответственностью, государственные фирмы, кооперативы, товарищества.

5. Противопоставить предикату суждение: Нравственность народов зависит от уважения к женщине.

6. Привести пример ошибки в демонстрации доказательства.

Билет №26

1. Дать логическую характеристику понятиям: снег; вилка.

2. Правильно ли: Мужчины любят дорогие виды спорта. Это проявляется и в том, что на спортивные снаряжения они тратят в 2 раза больше денег, чем женщины.

3. Сделать вывод: Если тело движется по окружности, то на него действует центростремительная сила, а белка движется по окружности…

4. Обратить суждение: Общеславянский язык использовался славянскими племенами, обитавшими на территории от Одера до Вислы.

5. Привести пример ошибки в аргументах доказательства.

6. Сделать все возможные выводы по логическому квадрату: Некоторые глаголы пишутся с «НЕ» слитно.

Билет № 27

1. Дать определение понятиям: море; стол.

2. Привести пример по методу сходства.

3. Сделать все возможные выводы по логическому квадрату: Некоторые вещи в этом магазине продаются со скидкой в 20 %.

4. Противопоставить предикату: Ни один человек не знает своей судьбы.

5. Проверить правильность силлогизма: Всякий правильный силлогизм имеет 3 термина, значит, этот силлогизм правильный, так как он имеет 3 термина.

6. Правильно ли произведено деление: Стенной шкаф можно использовать для книг, посуды, одежды, для хранения денег и для юбок.

Билет № 28

1. Классифицировать понятия по объёму и содержанию: дорога; добро.

2. Доказать, что в первой фигуре большая посылка всегда общее суждение.

3. Восстановить энтимему до первой фигуры. Эта картина – образец культуры эпохи Возрождения и все полотна кисти Рафаэля – образцы культуры эпохи Возрождения.

4. Сделать все возможные выводы по логическому квадрату: Некоторые студенты являются губернаторскими стипендиатами.

5. С помощью кругов Эйлера изобразить отношения между следующими понятиями: учебник; учебник по истории.

6. Привести пример ошибки в рассуждении по аналогии.

Билет № 29

1. Определить отношения между категорическими суждениями: Ни каждый человек грамотен. Некоторые люди грамотны.

2. Произвести ограничение понятия: учащиеся.

3. Восстановить энтимему до первой фигуры: Все преступления – наказуемые деяния. Хулиганство – преступление.

4. Обосновать модус ОАО третьей фигуры.

5. Определить вид суждения, проверить правильность умозаключения: Выпьем, добрая подружка бедной юности моей, выпьем с горя, где же кружка? Сердцу будет веселей.

6. Дать определение понятиям: вентилятор; фотография.

Билет № 30

1. Дать логическую характеристику понятиям: нежность; зверь.

2. Привести пример по методу остатков.

3. Правильно ли, что, если некоторые научные открытия не вполне понятны современникам, то ни каждое научное открытие вполне понятно современникам.

4. Доказать, что AJJ – модус первой фигуры.

5. Выразить в символической форме, сделать вывод: Пожар был следствием курения, курение было следствием стресса, стресс был следствием семинара по логике, значит,…

6. Обратить суждение: У влюблённых обыкновенно часы бегут вперёд.

Билет № 31

1. Дать характеристику понятиям: Студент. Деньги.

2. Правильны ли определения:

Совесть – это осознание человеческой ответственности в совершённом преступлении.

Улика – это доказательство виновности обвиняемого в совершёном преступлении.

3. Написать формулу, проверить, является ли она логическим законом.

Если Дима пойдёт ночью в лес, то его съест волк. Если его съест волк, то он не прийдёт на экзамен. Следовательно, если Дима пойдёт ночью в лес, то он не прийдёт на экзамен

4. Все рыбы плавают, а это животное плавает, следовательно, это животное -рыба.

5. Указать вид рассуждения: В посёлке зафиксированы случаи заболевания дизентерией. Подозревали нахождение микробов в воде, молоке, фруктах, овощах. Но во фруктах, овощах, воде микробов не нашли. Вероятно, микробы были в молоке.

6. Обосновать модус ЕАЕ П фиг.

Билет № 32

1. Правильно ли определение:

Историк – человек изучающий историю.

Москвич 2141 похож на ВАЗ-99.

Квадрат – это частный случай ромба.

2. Противопоставить: Ни один учёный не мыслит формулами.(Эйнштейн)

3. Если Петя не трус, то он поступит по убеждению. Если Петя честен, то он не трус. Если Петя не честен, то он не признает собственной ошибки. Но Петя признаёт собственную ошибку. Следовательно, он поступит по убеждению.

Обосновать модус АЕЕ П фиг.

5. “Волосатая грудь признак непостоянства. Таких людей можно уподобить птицам”. Что можно сказать об этом рассуждении?

6. Приведите пример ошибки в аргументах доказательства.

Билет № 33

1. Определить отношения между понятиями: философия, логика, наука.

2. Противопоставить предикату: Ни один философ не доказал своей правоты.

3. Восстановить энтимему по Ш фигуре: Некоторые невиновные обвиняются в преступлениях.

Верно ли: Если в комнате прекрасная обстановка, то у хозяина комнаты есть вкус. Если хозяин комнаты дизайнер, то у него в комнате прекрасная обстановка. Если хозяин комнаты не дизайнер, то он не сможет подобрать хорошую мебель. Но хозяин этой комнаты подобрал хорошую мебель, следовательно, у него есть вкус.

5. Сформулируйте заключение и определите, с помощью какого метода Милля он получен: Два студента 1 курса должны были сдавать экзамен по логике. Перед этим один из студентов полгода посещал все семинары по логике. Он сдал экзамен гораздо быстрее другого студента.

Наши рекомендации