Происхождение человека и его сущность.

Происхождение человека — это длительный, сложный, многоэтап­ный и противоречивый процесс эволюции древнейших высокоразви­тых обезьян. Начало ему было положено очередным изменением на Земле климатических условий, которое привело к похолоданию и уменьшению количества лесов. Это в свою очередь вынудило высокоразвитых обезьян обитавших на деревьях (дриопитеков), спускаться на землю в поисках пищи. Для эффективного освоения и добычи питания древнейшие обезьяны стали использовать при добывании пищи внешние предметы —камни, палки, кости

Первым этапом на пути превращения древнейших обезьян в человека можно считать человекообразных животных (рамапитеков), которые оби­тали примерно 13 млн. лет назад

Второй этап на пути становления человека образуют австралопитеки которые существовали

примерно 3—5 млн. лет назад. Австралопитеки уже не просто использовали различные предметы в качестве орудий охоты, но и подправляли их, делая более удобными.

Третий этап на пути происхождения человека связан с гоминидами, получившими название «человек умелый» (гомо хабилис), которые жили 2 млн. лет назад. Для них характерно изготовление весьма разнообразных орудий труда, охоты, разделки туш убитых животных и т. д. Огонь повысил производительность формирующегося труда и его продолжительность.

Четвертый этап в процессе антропогенеза связан со складыванием человеческой морфофизиологической организации. Это присуще пите­кантропам, жившим примерно 1,5 млн. лет назад, Объем их черепа увеличился с 650 см3 На основе биологических свойств гоминидов в ходе эволюции шло становление социальных свойств, качеств (прямохождения, коллективно­сти, членораздельной речи, мышления и т. д.).

Пятый этап антропогенеза знаменуется появлением «человека разум­ного» (неоантропов) около 50 тыс. лет назад. Головной мозг человека достиг в среднем объема 1450 см3 и обрел сложную структуру. Человек стал обладать совершенным прямохождением, гибкой кистью руки.

Таким образом, эволюция древнейших человекообразных обезьян пошла по разным направлениям, прогрессивным же из них оказалось лишь то, которое привело к возникновению человека разумного.

В процессе развития создавались предпосылки психологической «притир­ки» друг к другу , а затем и простейших нравственно-социальных требований:

— запрета на кровосмесительство;

— запрета на убийство соплеменника;

Сущность человека сложилась как система ряда взаимодейству­ющих свойств. Наиболее общие свойства, образовавшие эту систему, таковы:

1. Организм (физическое тело) человека как живая система, облада­ющая рядом специфических признаков: прямохождением, определенным физическим обликом, строением внутренних и внешних органов, физио­логическими закономерностями их функционирования.

2. Биополе человека (аура, плазменное тело, астральное тело), суще­ствующее в виде материальной, энергетической, яйцеобразной оболочки вокруг тела человека примерно 220 см в высоту и 125 см в ширину.

3. Чувственность человека (душа) представляет собой не просто со­вокупность ощущений, восприятий и представлений, а сложных эмоций и чувств.

4. Мышление (разум) и речь как орудие мышления и средство общения (коммуникации) между людьми.

5. Социальность как определенная система знаний, норм и ценно­стей, усвоение которой позволяет человеку функционировать в качестве полнокровного члена общества.

6. Способность к труду — к целесообразной деятельности.

7. Духовность (дух)— его отношения к окружающему миру, другим людям и к само­му себе.

Только в совокупно­сти, в системной целостности они дают всестороннюю характеристику ей.

Типология ценностей.

· Человек живёт в среде, которую наделяет ценностным содержанем своей практической деятельностью. С его развитием меняются и ценности.

· Типы ценостей:

I. в зав-ти от содержания:

¨эстетические

¨художественные

¨нравственные

¨религиозные

¨филосовские

¨политические

¨правовые

II. материальные и духовные

III. действительные (реально сущ-щие) и концептуальные (норма).

Норма -определённая концепция ценности.

IV. по происхождению и по хар-ру выполняем. функций:

«первичные (билогические потреб. индивида)

«вторичные ( общественные потреб)

«третичные (воспроиз. дух. жизни об-ва)

V.с временной точки зрения:

* прошлые

* настоящие

* будущие

VI. с точки зрен. цели:

¯финальные(результат)

¯инструментальные (орудия для достиж. результата)

VII. разные системы ценностей присущи разным соц. субъектам.

· При переходе от индивида к челов-ву происх. переход от индив. ценностей к социально значимым. Между ними сущ-ет противоречие.

Билет 31

Наши рекомендации