Происхождение человека и его сущность.
Происхождение человека — это длительный, сложный, многоэтапный и противоречивый процесс эволюции древнейших высокоразвитых обезьян. Начало ему было положено очередным изменением на Земле климатических условий, которое привело к похолоданию и уменьшению количества лесов. Это в свою очередь вынудило высокоразвитых обезьян обитавших на деревьях (дриопитеков), спускаться на землю в поисках пищи. Для эффективного освоения и добычи питания древнейшие обезьяны стали использовать при добывании пищи внешние предметы —камни, палки, кости
Первым этапом на пути превращения древнейших обезьян в человека можно считать человекообразных животных (рамапитеков), которые обитали примерно 13 млн. лет назад
Второй этап на пути становления человека образуют австралопитеки которые существовали
примерно 3—5 млн. лет назад. Австралопитеки уже не просто использовали различные предметы в качестве орудий охоты, но и подправляли их, делая более удобными.
Третий этап на пути происхождения человека связан с гоминидами, получившими название «человек умелый» (гомо хабилис), которые жили 2 млн. лет назад. Для них характерно изготовление весьма разнообразных орудий труда, охоты, разделки туш убитых животных и т. д. Огонь повысил производительность формирующегося труда и его продолжительность.
Четвертый этап в процессе антропогенеза связан со складыванием человеческой морфофизиологической организации. Это присуще питекантропам, жившим примерно 1,5 млн. лет назад, Объем их черепа увеличился с 650 см3 На основе биологических свойств гоминидов в ходе эволюции шло становление социальных свойств, качеств (прямохождения, коллективности, членораздельной речи, мышления и т. д.).
Пятый этап антропогенеза знаменуется появлением «человека разумного» (неоантропов) около 50 тыс. лет назад. Головной мозг человека достиг в среднем объема 1450 см3 и обрел сложную структуру. Человек стал обладать совершенным прямохождением, гибкой кистью руки.
Таким образом, эволюция древнейших человекообразных обезьян пошла по разным направлениям, прогрессивным же из них оказалось лишь то, которое привело к возникновению человека разумного.
В процессе развития создавались предпосылки психологической «притирки» друг к другу , а затем и простейших нравственно-социальных требований:
— запрета на кровосмесительство;
— запрета на убийство соплеменника;
Сущность человека сложилась как система ряда взаимодействующих свойств. Наиболее общие свойства, образовавшие эту систему, таковы:
1. Организм (физическое тело) человека как живая система, обладающая рядом специфических признаков: прямохождением, определенным физическим обликом, строением внутренних и внешних органов, физиологическими закономерностями их функционирования.
2. Биополе человека (аура, плазменное тело, астральное тело), существующее в виде материальной, энергетической, яйцеобразной оболочки вокруг тела человека примерно 220 см в высоту и 125 см в ширину.
3. Чувственность человека (душа) представляет собой не просто совокупность ощущений, восприятий и представлений, а сложных эмоций и чувств.
4. Мышление (разум) и речь как орудие мышления и средство общения (коммуникации) между людьми.
5. Социальность как определенная система знаний, норм и ценностей, усвоение которой позволяет человеку функционировать в качестве полнокровного члена общества.
6. Способность к труду — к целесообразной деятельности.
7. Духовность (дух)— его отношения к окружающему миру, другим людям и к самому себе.
Только в совокупности, в системной целостности они дают всестороннюю характеристику ей.
Типология ценностей.
· Человек живёт в среде, которую наделяет ценностным содержанем своей практической деятельностью. С его развитием меняются и ценности.
· Типы ценостей:
I. в зав-ти от содержания:
¨эстетические
¨художественные
¨нравственные
¨религиозные
¨филосовские
¨политические
¨правовые
II. материальные и духовные
III. действительные (реально сущ-щие) и концептуальные (норма).
Норма -определённая концепция ценности.
IV. по происхождению и по хар-ру выполняем. функций:
«первичные (билогические потреб. индивида)
«вторичные ( общественные потреб)
«третичные (воспроиз. дух. жизни об-ва)
V.с временной точки зрения:
* прошлые
* настоящие
* будущие
VI. с точки зрен. цели:
¯финальные(результат)
¯инструментальные (орудия для достиж. результата)
VII. разные системы ценностей присущи разным соц. субъектам.
· При переходе от индивида к челов-ву происх. переход от индив. ценностей к социально значимым. Между ними сущ-ет противоречие.
Билет 31