Историческая судьба марксистской философии.
Точное, адекватное отражение марксистской философией реалий европейского общества второй половины XIX — начала XX века явилось, пожалуй, главной причиной практических успехов марксизма и устойчивой популярности его философии.
Установление диктатуры пролетариата и революционные социалистические преобразования в обществе сопровождались, как правило, гражданскими войнами с массовым истреблением населения, разрушением производительных сил общества и снижением экономического потенциала, гибелью части материальных и духовных достижений культуры, падением общего культурного и нравственного уровня населения, другими общественными потерями. В обществах, построивших социализм, пролетариат, ради которого и в интересах которого совершалась революция, однако, оказывался обманутым. Коренные его экономические и политические интересы провозглашались лишь на словах да на бумаге, а на деле были отняты у него. Их узурпировал фактически под прикрытием пропагандистской трескотни новый класс — партийно-государственный бюрократический аппарат, коротко называемый номенклатурой.
В то же время капиталистическая общественная система на примере наиболее развитых стран мира успешно демонстрировала свои прогрессивные возможности. В отличие от социалистических диктаторских либо тоталитарных политических режимов в них укрепились подлинно демократические политические системы. В области экономики, с одной стороны, буржуазия с начала XX века стала заботиться о постоянном улучшении условий труда пролетариата, о создании эффективных систем страхования и медицинского обслуживания трудящихся и неуклонном повышении их жизненного уровня. Это привело к превращению пролетариата в рабочий класс. С другой стороны, пролетариат постепенно отказался от былых революционных устремлений, от противозаконных форм экономической и политической борьбы. Социально-экономическое положение рабочего класса поднялось настолько, что сравнялось с положением других трудящихся классов, слоев, групп.
В свете современного социального опыта человечества требуется критическое переосмысление философии марксизма. Что в ней подвергает сомнению развитие реальной социальной действительности в XX веке? Какие в этой связи встают задачи по дальнейшему развитию философии?
Во-первых, выявилась несостоятельность постановки класса пролетариев в центр социально-философских воззрений. В действительности во всех социалистических странах в процессе совершения социалистических преобразований, под маской защиты интересов пролетариев и других трудящихся масс населения власть захватывает новый класс — номенклатура. Формируется она из всех классов, групп и слоев общества, но в процессе формирования у нее складываются свои, классово-эгоистические интересы, вступающие в противоречие с интересами народа материализма
Во-вторых, в свете социального опыта XX века возникает необходимость критического переосмысления той формы во взглядах на общество, которую выработали Маркс и Энгельс. Марксистская философия берет за первичное в обществе способ производства материальных благ, считая его определяющей, решающей материальной сферой общественной жизни. В соответствии с этим философским положением практика социалистического строительства уделяла первостепенное внимание всемерному развитию материального производства. В результате возникла, по определению экономистов, «самоедская» экономика, в которой господствовала ориентация на преимущественное развитие средств производства (группы А), а не предметов потребления (группы Б).
В-третьих, развитие социальной действительности в XX веке обнаружило устарение ряда моментов марксовой теории общественно-экономической формации, ее исторические пределы. Прежде всего наиболее передовые страны мира полностью, а остальное человечество все больше отказываются от революционного пути своего развития. На печальном примере многих стран люди убедились, сколь разрушителен, малопродуктивен и бесперспективен революционный путь и сколь очевидны в широкой исторической перспективе преимущества реформаторского пути. Трудящиеся развитых стран мира и не помышляют в настоящее время о революционном преобразовании общества.
В-четвертых, исторический опыт советской страны показал, что с помощью марксистской диалектики можно оправдать любой диктаторский произвол, любое беззаконие и даже массовые репрессии, ведущие к уничтожению миллионов людей. Возможность превращения диалектики в отмычку для решения любых вопросов и в оправдание любых действий бесчеловечной власти коренится в ее классовом, партийном характере, который провозглашала марксистская философия. Прежде всего поэтому она перестала соответствовать социальной действительности второй половины XX века и превратилась по существу в метафизику.
В этой связи переход российской философской мысли от классово-партийной философии марксизма к гуманистической философии лежит в русле развития современной западноевропейской философской традиции