Философия марксизма как новый этап в развитии европейской философии.

Философия марксизма представляет собой закономерное развитие немецкой классической философии и вместе с тем новый, самостоятель­ный и оригинальный этап в истории европейской философии.

В онтологии марксистской философии особо выделяются следующие новации по сравнению с предшествующей философской мыслью:

Во-первых, создание норой, третьей исторической формы диалекти­ки — материалистической диалектики. Первой формой диалектики в ис­тории европейской философии была диалектика древнегреческих мыслителей. Она была результатом непосредственного, чувственно-конкретного созерцания действительности и характеризовалась наивностью и стихий­ностью.

Во-вторых, Маркс и Энгельс создали и новую форму материа­лизма —диалектический материализм. Исторически первой формой ма­териализма был материализм древнегреческой философии. Будучи наив­ным и стихийным, он опирался на чувственно-конкретное восприятие мира и первоначало всего сущего видел в чем-то чувственно-материаль­ном (в воде, воздухе, огне, атомах и т. д.). Наивность этой формы материализма заключалась в том, что мир он представлял в чувственно-конкретной форме, как единое нерасчленимое целое, не видел законов его существования как общих (присущих миру в целом), так и специфи­ческих (присущих отдельным его частям — природе, обществу, мышле­нию).

В-третьих, марксистская философия выработала новое понимание материи. Древнегреческая философия еще не знала понятия материи. Она сводила материю к первоматерии и отождествляла ее с тем или иным конкретным веществом (водой, воздухом, огнем, атомами и т. д.). Счита­ла, что различные предметы, вещи, явления могут возникать и исчезать, но первоматерия несотворима и неуничтожима, всегда стабильна в своей сущности, меняются лишь конкретные формы ее бытия.

В гносеологии достижения марксистской философии связаны с но­вым пониманием практики и введением ее в процесс познания. Маркс и Энгельс, с одной стороны, согласились с метафизическим материализ­мом в понимании практики как материальной деятельности людей, но выступили против индивидуалистической и внеисторической ее трак­товки

В воззрениях на человека и общество марксистская философия внесла наиболее радикальные преобразования, выдвинула принципиаль­но новые идеи, которые оказали революционное влияние на развитие европейского общества, а затем и всего мира. Среди них следует отметить следующее:

Во-первых, материалистическое понимание общества. Впервые в ис­тории философии Маркс и Энгельс установили, что производство мате­риальных благ является решающей, определяющей силой всего обще­ственного развития и лежит в основе всех других сторон общественной жизни. Первичность материального производства в жизни человечества обусловлена тем, что оно является источником жизни общества.

Во-вторых, классовый подход к обществу. Выводы историков о ре­шающей роли социальных классов и борьбы между ними в развитии общества Маркс и Энгельс связали с материалистическим взглядом на общество. Они показали, что главными движущими силами в развитии как материального производства, так и общества в целом выступают социальные классы. В современном им капиталистическом обществе самым прогрессивным классом считали Маркс и Энгельс пролетариат.

В-третьих, понимание человека как практически действующего су­щества. Этот подход к человеку рожден был Марксом Энгельсом в критике, с одной стороны, созерцательности метафизического матери­ализма, связанной с недооценкой человеческой активности, а с другой, преувеличения немецкими идеалистами духовной активности человека и ее мистификации. Один из важных моментов, аспектов человеческой сущности составляет практическое, материальное, предметно-чувствен­ное преобразование природы и общества.

В-четвертых, теория общественно-экономических формаций. Маркс 11 Энгельс не только создали материалистический взгляд на общество, но ч соединили его с диалектическими представлениями, в результате чего 11 возникла теория общественно-экономических формаций. Она знамено­вала отказ от абстрактного подхода к обществу, ибо показывала конкрет-| ю-историческую природу различных способов производства, показыва-иа, что каждый из них развивается по своим особым законам и все они представляют этапы поступательного развития человечества. Обще­ственно-экономическая формация охватывает все стороны общественной жизни в их органической взаимосвязи. В основе каждой общественно-жономической формации лежит определенный способ производства.

Наконец, говоря о марксистской философии в целом, следует отме­тить, что она прокламирует принципиально новую связь с естествознани­ем. Если домарксистская философия (даже в эпоху Нового времени) стремилась встать над науками, навязывать им свои положения и потому приобретала спекулятивный характер, то философия марксизма при вы­работке своих положений стремилась опереться на естественнонаучные данные, учитывала новейшие открытия в естествознании. Энгельс заяв­лял о необходимости дальнейшего развития философского материализма с каждым крупным открытием в естествознании. Только при таких условиях философия может оказать серьезную помощь естествознанию в его постижении природы. Иначе говоря, марксизм утверждал диалекти­ческий характер связи философии с наукой, взаимодействие между ними.

Наши рекомендации