Философия марксизма как новый этап в развитии европейской философии.
Философия марксизма представляет собой закономерное развитие немецкой классической философии и вместе с тем новый, самостоятельный и оригинальный этап в истории европейской философии.
В онтологии марксистской философии особо выделяются следующие новации по сравнению с предшествующей философской мыслью:
Во-первых, создание норой, третьей исторической формы диалектики — материалистической диалектики. Первой формой диалектики в истории европейской философии была диалектика древнегреческих мыслителей. Она была результатом непосредственного, чувственно-конкретного созерцания действительности и характеризовалась наивностью и стихийностью.
Во-вторых, Маркс и Энгельс создали и новую форму материализма —диалектический материализм. Исторически первой формой материализма был материализм древнегреческой философии. Будучи наивным и стихийным, он опирался на чувственно-конкретное восприятие мира и первоначало всего сущего видел в чем-то чувственно-материальном (в воде, воздухе, огне, атомах и т. д.). Наивность этой формы материализма заключалась в том, что мир он представлял в чувственно-конкретной форме, как единое нерасчленимое целое, не видел законов его существования как общих (присущих миру в целом), так и специфических (присущих отдельным его частям — природе, обществу, мышлению).
В-третьих, марксистская философия выработала новое понимание материи. Древнегреческая философия еще не знала понятия материи. Она сводила материю к первоматерии и отождествляла ее с тем или иным конкретным веществом (водой, воздухом, огнем, атомами и т. д.). Считала, что различные предметы, вещи, явления могут возникать и исчезать, но первоматерия несотворима и неуничтожима, всегда стабильна в своей сущности, меняются лишь конкретные формы ее бытия.
В гносеологии достижения марксистской философии связаны с новым пониманием практики и введением ее в процесс познания. Маркс и Энгельс, с одной стороны, согласились с метафизическим материализмом в понимании практики как материальной деятельности людей, но выступили против индивидуалистической и внеисторической ее трактовки
В воззрениях на человека и общество марксистская философия внесла наиболее радикальные преобразования, выдвинула принципиально новые идеи, которые оказали революционное влияние на развитие европейского общества, а затем и всего мира. Среди них следует отметить следующее:
Во-первых, материалистическое понимание общества. Впервые в истории философии Маркс и Энгельс установили, что производство материальных благ является решающей, определяющей силой всего общественного развития и лежит в основе всех других сторон общественной жизни. Первичность материального производства в жизни человечества обусловлена тем, что оно является источником жизни общества.
Во-вторых, классовый подход к обществу. Выводы историков о решающей роли социальных классов и борьбы между ними в развитии общества Маркс и Энгельс связали с материалистическим взглядом на общество. Они показали, что главными движущими силами в развитии как материального производства, так и общества в целом выступают социальные классы. В современном им капиталистическом обществе самым прогрессивным классом считали Маркс и Энгельс пролетариат.
В-третьих, понимание человека как практически действующего существа. Этот подход к человеку рожден был Марксом Энгельсом в критике, с одной стороны, созерцательности метафизического материализма, связанной с недооценкой человеческой активности, а с другой, преувеличения немецкими идеалистами духовной активности человека и ее мистификации. Один из важных моментов, аспектов человеческой сущности составляет практическое, материальное, предметно-чувственное преобразование природы и общества.
В-четвертых, теория общественно-экономических формаций. Маркс 11 Энгельс не только создали материалистический взгляд на общество, но ч соединили его с диалектическими представлениями, в результате чего 11 возникла теория общественно-экономических формаций. Она знаменовала отказ от абстрактного подхода к обществу, ибо показывала конкрет-| ю-историческую природу различных способов производства, показыва-иа, что каждый из них развивается по своим особым законам и все они представляют этапы поступательного развития человечества. Общественно-экономическая формация охватывает все стороны общественной жизни в их органической взаимосвязи. В основе каждой общественно-жономической формации лежит определенный способ производства.
Наконец, говоря о марксистской философии в целом, следует отметить, что она прокламирует принципиально новую связь с естествознанием. Если домарксистская философия (даже в эпоху Нового времени) стремилась встать над науками, навязывать им свои положения и потому приобретала спекулятивный характер, то философия марксизма при выработке своих положений стремилась опереться на естественнонаучные данные, учитывала новейшие открытия в естествознании. Энгельс заявлял о необходимости дальнейшего развития философского материализма с каждым крупным открытием в естествознании. Только при таких условиях философия может оказать серьезную помощь естествознанию в его постижении природы. Иначе говоря, марксизм утверждал диалектический характер связи философии с наукой, взаимодействие между ними.