Рикхия, 23 ноября 1994, после обеда.
В ашраме так хорошо и легко. Почему мы не можем найти время, чтобы подольше оставаться в нём?
Жизнь в ашраме омолаживает. Когда вы долго путешествовали под жарким солнцем, бывает так приятно побыть рядом с водопадом или посидеть под тенистым деревом. Какое определение можно дать релаксации? А отдыху или умиротворению? Особых отличий между этими понятиями нет, они родственны. Вы чувствуете себя хорошо, когда после десятикилометрового пути по жаре, вы, наконец, достигаете тенистого дерева. Но такое чувство рождается благодаря долгому путешествию. Если бы вы всё время жили под этим деревом, вы бы почувствовали неудобство.
Вы не объясните, как происходит пробуждение кундалини через передачу энергии в тонкое тело?
Вы задаете мне вопросы касательно того предмета, о котором я уже даже не думаю. Для меня йога, не более чем напоминание о прошлом. Передача энергии, тонкое тело, эзотерическое тело, пробуждение кундалини; я больше не понимаю значение всей этой терминологии. Единственное что интересует меня сейчас, это любовь и преданность. Я не способен сейчас говорить на эту тему, так как я уже ушёл очень далеко от Патанджали раджа йоги, кундалини йоги, и от книг на эту тему, которые я написал. Я уже закончил с этим.
Сейчас, я всегда думаю о том, как развить всё больше и больше преданности. Какая лучшая форма отношений с Богом? Я Его возлюбленный? Какие у меня отношении с Богом? Как можно любить Бога с такой же интенсивностью, как и прекрасную женщину? Когда разум человека увлечён молодой девушкой или женщиной, он не замечает ничего, кроме своей возлюбленной. Это парабхакти. Парабхакти и гьяна едины. Между ними нет различий. Вы согласитесь с тем, что все святые от начала творения говорили слова именно на эту тему. Суфии называют это ишк хакики, Христос - божественной любовью, Будда называл это каруной, Махавира – ахимсой. Чайтанья, Рамакришна Парамахамса и многие другие, включая Кабира, Нанака, все говорили одно и тоже. Об этом стоит задуматься каждому. Сурдас написал:
Вся жизнь будет проходить в чувственных наслаждениях,
Если мужчина будет относиться к женщине как порочный человек.
Волосы поседеют
Зрение начнет угасать
Уши потеряют способность слышать,
И ноги ослабнут.
Мы пьем воду из колодца,
Отказываясь от чистейшей воды из Ганги,
И поклоняемся дьяволу в храме Хари.
Если человек помнит о Кришне,
Он может получить артху, каму, дхарму и мокшу.
Зачем вы бродите в поисках непонятно чего,
Избегая такого щедрого Бога?
Почему бы ни обрести ответственность, о самодовольный человек?
Вы пойманы мирским
Также как Луну ловит Кету во время затмения.
Нельзя обрести свободу
Без воспевания святых имён Рамы.
Сурдас говорит: вам ничего не нужно тратить
Воспевая имя Рамы.
Как много ресурсов вашего ума погружено в материальные вещи, в ваших детей, ваше будущее, ваш бизнес? Мне даже не надо говорить о том что как минимум 90 % вашего ума направлены в сторону камы, а не Рамы. Я не прошу вас направить эти 90% на Раму, но как минимум, соотношение должно быть поровну. Вы думаете, Богу нечего будет разделить с вами в вашей жизни? Разве майя самый главный акционер вашей жизни, а не Бог? Истина в том, что Бог держит контрольный пакет акций. Майя находится где-то на периферии.
В последние несколько лет, перед тем как покинуть Мунгер, мне было очень сложно сконцентрироваться на йоге. Мой ум не был заинтересован в этом, так произошло не потому что в йоге ничего нет: йога однозначно имеет смысл. В десятом классе мальчику приходится читать все учебники, относящиеся к этому класу. Я не говорю, что йога не неуместна - совсем нет. Она имеет значение в повседневной жизни человека. Йога может не иметь значение в моей жизни, но она важна для вас.
Раньше, я понимал йогу посредством интеллекта, буддхи. У меня было знание, но для меня было невозможно использовать это знание на практике. Я не мог применить его, так как гуру сказал: «Тебе необходимо исчерпать свою карму и ждать». Я сделал так, как он мне приказал. Теперь, единственным моим желанием стало, чтобы во время того, как прана будет покидать моё тело, с моих уст не сходило имя Говинды. Пока я живу, пусть я всегда буду помнить Твоё имя и когда мне суждено будет умереть, пусть я умру с Твоим именем на губах.
О Говинда, вот моя мольба:
Я никогда не должен забывать Твоего имени.
Позволь мне воспевать его день и ночь,
Говинда, Дамодара, Мадхава.
В момент смерти,
Молю, будь предо мной
Играй на своей флейте
И дари свет моему уму.
Я лишь хочу воспевать Твоё имя
Когда покидаю тело
Говинда, Дамодара и Мадхава
Какая мысль должна посетить человека в момент его последнего вздоха? У каждого человека есть последняя мысль. Можно не осознавать свою первую мысль, потому что вы еще не находитесь в сознании, но определенно существует последняя мысль и последний вдох. Также, разумеется, существует последнее действие; это может быть глоток воды, джапа, посещение туалета, разговор с кем-либо. Какими должны быть моё последнее действие и мысль? В последний момент, мысль человека должна быть о имени Бога, так как это определяет его дальнейшее путешествие. Тулсидас написал:
Рождение за рождением муни пытаются помнить имя Бога
Но на последнем выдохе,
Имя Рамы
Не приходит им на уста.
Вы знаете историю Лейлы и Маджнун? Если вы не читали, то непременно ознакомьтесь с ней. Это история о двух влюблённых. Лейла и Маджнун очень сильно любили друг друга. Это действительно великая история о любви. Её можно интерпретировать как историю божественной любви ишк хакики, или земной, ишк мизази. Они находились в постоянном осознании друг друга. Разве такая любовь к Богу невозможна? Это сложно. Атма рати, любви к Личности Бога, сложно достигнуть. Почему это тяжело? Это очень важный вопрос. Вокруг нас так много отвлекающих источников раздражения и влечения. Мужчина любящий 10 женщин, никогда не сможет любить одну. Женщина, любящая десять мужчин никогда не полюбит одного.
Атма рати сложно достигнуть из-за множества ответвлений в русле любви. Cолнечный свет распределяется во всех направлениях. Но, если вы используете увеличительное стекло, то, сфокусировав солнечный свет на одном объекте, вы сможете поджечь его. Итак, ум должен быть сконцентрирован в одном направлении, словно лучи солнца, пропущенные через увеличительное стекло. Заправив генератор, вы сможете включить его, и он будет давать энергию.
Один махатма сказал, что человек направляет свою любовь в разных направлениях. В связи с этим, он не может любить Бога со всей силой. Каждое утро и вечер, из-за страха, человек проводит арати, и другие необходимые ритуалы. Он боится, что будет наказан, если не будет поклоняться Богу. Но Богу всё равно поклоняетесь ли вы Ему или нет. Те люди, которые пришли к этому, кто в своём сердце лелеет бхакти, очень богаты и удачливы. Мирабай спела в одной из своих песен:
О, я нашла драгоценность в имени Рамы.
Мой великий гуру, даровал мне этот бесценный дар.
Он овладел мной своей безграничной добротой.
Я постигла главную истину
Оберегаемую все прошлые жизни,
Тогда как остальные позабыли о ней.
Она никогда не исчезнет или не будет украдена,
И её значение для меня ежедневно увеличивается.
На лодке истины
Со святым гуру в качестве лодочника,
Я пересекла этот мирской океан.
Господь Миры это только Гиридхара,
И она воспевает Его имена с наибольшей преданностью.
Мирабай ушла из царства Читтор и стала просить милостыню. Ну и что? И до сих пор она владеет сердцами миллионов людей. В наши дни её всё еще помнят в каждом доме. Вы бы помнили о Мирабай, если бы она была заурядной царицей Читтора? В преданности Богу, бхакта желает делать всё, если это приблизит его к Богу. Об этом сказал один преданный:
Я интересуюсь только Рамой,
Если мир разочарован, пусть будет так.
И если семья, сыновья и жены,
И грешность этого мира будут оставлены
Из-за памятования Бога,
Пусть будет так.
Находясь в компании святых,
Позвольте мне сделать добро для себя.
Если люди заинтересованы чувственными наслаждениями,
Пусть живут, так как хотят.
Когда преданный начинает испытывать настоящую преданность, он сосредоточен только на Ишваре. Даже когда весь окружающий мир восстает против него, он не испытывает беспокойства, так как всеохватывающая любовь Бога поглощает разум и всё существо человека. Конечный результат бхакти это полное единство, когда дживатма и параматма становятся единым.
Познавая Тебя, человек становится Тобой.
Постигая знание Брахмана,
Человек становится Брахманом.
В Рамачаритаманасе, Вальмики говорит Раме:
Только тот, по милости Твоей постигающий Тебя,
Становится Тобой, познавая Тебя.
О Рама, преданные знают Тебя только по Твоей милости,
И Ты для них, словно ароматный сандал
Для нежного сердца.
Чем отличается ашрам от Алакх Бары? Разве это не одно и тоже?
Есть одна интересная история про гуру, у которого был ученик похожий на меня. Однажды гуру отправился в паломничество. Покидая свой маленький кутир, он сказал ученику чтобы тот присмотрел за ним, пока он не вернется. Однажды, прибежала крыса и погрызла его ланготи. На следующий день крыса вернулась за другим ланготи, и потом продолжала приходить каждую ночь. Местные люди посоветовали ученику: «Махарадж, разве так сложно завести кота»? Он так и поступил. Но, теперь для того чтобы кормить кота, ему приходилось просить для него молоко каждое утро. Кто-то сказал: «Свамиджи, вам наверное тяжело содержать корову»? И вот, после того как гуру вернулся из паломничества, на прежнем месте возвышался полностью обустроенный ашрам.
Когда я приехал сюда из Мунгера, я решил что здесь не будет ашрама для проживания. Мне не хотелось прыгать из огня в полымя. Специально для этого месяца, Свами Ниранджан, планировал взять у НЦЦ 500 палаток, и возвести здесь палаточный городок. Это типично для его способа мышления. Я сказал: «В этом случае, это не будет больше являться кутиром Свами Сатьянанды. Это может превратиться в большое учреждение, а я не хочу этого». Не обижайтесь, что здесь для вас нет особых удобств, Привозите с собой бутерброды или другую еду, и после 9 часов у вас будет время, чтобы пообедать. С 12 уделяйте время сатсангу, после двух вы сможете отправиться в ваш отель.
Почему в этом году вы решили позвать нас?
Я подумал, что в этом году это необходимо. В этом году заканчивается пятый, последний год моей панчагни садханы. Я принял санкальпу, о том, что буду выполнять панчагни на протяжении 5 лет. Теперь панчагни закончено, теперь огонь внутри.
Свамиджи, вы сказали нам, что у вас нет номера Бога, но у него есть ваш. Он звонит вам и даёт указания. Почему мы не можем позвонить Богу, а Бог может звонить нам, когда бы он ни захотел?
Пожалуйста, помните, что всё, что я говорю здесь, я говорю только для вашего развлечения, праджаа ранджан маатрам. Я не даю вам упадеш, своё руководство. Я просто хочу пробудить в вас любопытство. Я больше не даю никому советов, и не прилагаю усилий, для того чтобы руководить чьим-либо духовным развитием. Данная фаза моей жизни подошла к концу. Я пригласил вас и очень рад, что вы приехали. Вы находитесь здесь на протяжении пары часов, и мы с вами разговариваем о многих хороших вещах с целью вашего развлечения.
Говорить высокие красивые слова,
Произнося наставления экспромтом
И объяснять писания
Такая деятельность приносит удовольствие ученым,
Но всё это только для мирского счастья
И не полезно для освобождения.
(Вивека Чудамани 57-58)
Пожалуйста, ищите выходы из сложившихся ситуаций сами. Не ждите от меня помощи. Я даже не думаю. Я отсоединил все телефонные линии.
Свамиджи, пожалуйста, укажите нам путь.
Как вы можете найти путь, если вы ищете его в окружающем? Этот путь внутри вас. Он в вашей душе. Вы являетесь пунктом назначения, пассажиром и самим путешествием.
Путник потерялся в направлениях,
Вдали от пути,
А проводник далеко -
Разве может путешествие быть успешным
В таких условиях?
Что бы вы ни искали, направьте все поиски внутрь себя, или спросите, как поступить у знающей и опытной личности. Один не может заниматься двумя делами сразу, два меча не войдут в одни ножны. Человек не может быть севаком и гуру одновремено.
У меня севака вритти. Севак вритти, кинкар вритти, но не садхака вритти. Я слуга слуги слуги Нараяны. Тулсидас тоже верил в отношения хозяин-слуга:
Тулси говорит, что если слово »Рама»
Случайно приходит на язык человеку
Тулси готов предложить свою кожу
Для того чтобы сделать из неё ему ботинки.
В Брахмавайвартха Пуране также было сказано, что: « Преданность и служение Господу Кришне, это одно из высших благ этого мира. Такая преданность выше пяти видов освобождения: сарупьи, самипьи, салокьи, саршти и сайюджьи».
Я буду находиться там, где бы Ты захочеш. Я буду есть то, что Ты дашь мне. Ты послал меня в Мунгер, я приехал туда. Ты сказал мне покинуть Мунгер, я уехал из него. Ты сказал мне остаться в Рикхье. И вот я здесь. Если Ты прикажешь мне, чтобы завтра я покинул Рикхью, я сделаю это. У меня не возникнет мысли, например: «Куда такой старый человек как я может отправиться и как»? У слуги нет выбора. Садхана, которую я выполняю, и жизнь которую я веду, это не мой выбор. Разумеется, это хорошая жизнь, по всем стандартам. Я здоров, счастлив, умиротворен, одинок, у меня не бывает волнений и тревог.
Я наполнил пьяняшую чашу
На этом празднестве.
Я пью,
И наливаю Его вино.
С тех пор как Он сыграл чудную мелодию
На инструменте моего сердца
Я продолжаю наигрывать Его мотив.
Это Его выбор, а не мой. Всё что делает слуга, он делает не по своему желанию, а по желанию хозяина. Такая деятельность носит название сева. Прахлад говорит в Шримад Бхагавате:
О мой Господь, тот, кто ожидает исполнения
Своих желаний Твоими благословлениями
Это не слуга, а предприниматель.
Тот, кто заинтересован в исполнении своих желаний
Служа своему господину, не слуга.
Тот, кто исполняет свои желания
Используя служение других
Не господин вовсе.
О Господь, я Твой слуга, не ищущий выгод,
А Ты мой настоящий хозяин
Мои отношения с тобой ни сравнимы
С теми, что бывают между царём и его слугой
Которые используют друг друга.
Я хорошо жил в Мунгере. Я сделал то, что Он приказал мне, и я буду выполнять Его волю в дальнейшем, когда бы и что бы Он ни приказал мне. У слуги нет выбора.
Я никогда не хочу забывать чувство
Того, что я слуга, а Рама мой повелитель
Три года назад, когда я завершил свою пурашчарану, 108 лакх (10800000) мантр, я получил команду, приказ: «Люби своих соседей так же как Я люблю тебя. Обеспечь им такие же условия, что Я обеспечил тебе». Таким было это послание. Я поговорил со Свами Ниранджаном, Свами Веданандой, и Свами Сатсанги. Они сказали: «Это очень хорошая идея». У меня есть мой маленький кутир. Он был дарован мне Богом. Я буду обеспечивать таким жильем других, так как мне приказал Бог.
Это скоро произойдет. Я даже не волнуюсь о том, что этого не случится. Я не волнуюсь по поводу денег, я о них даже не думаю. В своей жизни я никогда не думал о деньгах. Рыба никогда не думает о воде. Рыба может испытывать жажду? Лакшми - это моя мать, и она ясно сказала мне: «Пока ты находишься на верном пути, я не покину тебя. Если ты ошибешься, я оставлю тебя. Я не люблю плохих сыновей»! Я сказал: «Я хороший сын. Я не буду растрачивать твои деньги ради собственного наслаждения или роскоши. Я буду использовать их там, где в них нуждаются».
Что и происходит сейчас. Прасад кутир заполняется, как вы видите. В следующем месяце, около 10000 жителей деревень получат одеяла; школьники получат велосипеды; команды по крикету получат биты и шары; маленькие дети получат мячи и игры; а юные девушки, собирающиеся в дом своего мужа, получат украшения, синдур, мангалсутру, прекрасные сари из Бангалора, чаппалы, бюстгальтеры, и всё то, в чем они будут нуждаться там. Почему бы и нет? Я обеспечиваю им все те удобства, которыми Бог обеспечил меня. Я буду любить их так же, как Бог любит меня, потому что Он помогал мне. Любовь не имеет другого смысла.
Любовь это осознание! Мне не надо касаться ни чьих стоп. Мне не надо никого любить. Мне не надо класть руку кому-либо на голову. Любовь есть любовь. Это чувство во мне. Любовь не может быть физической. Кама, имеет физическую природу и кродха тоже. Любовь это чувство; это доброта. Я не занимаюсь этой деятельностью из-за того, что она свойственна моей природе. Я делаю всё это только потому, что Он приказал мне. Когда мой хозяин сказал мне: « Послушай, я вроде бы дал тебе комнату, почему бы тебе не сделать тоже самое для остальных»? Моим ответом было: «Хорошо хозяин, будет сделано».
Он мой повелитель, а я Его слуга. Вот какие отношения имеют место между мной и моим хозяином. Я раскрыл природу своих отношений с Богом. Это не отношения между Радхой и Кришной, Уддхавой и Кришной, между Каушальей и Рамой или Яшодой и Кришной. Отношения Свами и севака, вот моя форма взаимодействия Богом. Мои отношения с Богом, словно отношения между Рамой и Хануманом, но я не претендую на то, что обладаю качествами Ханумана. Хануман был поистине велик. Но моя позиция, такая же, как и у Ханумана, я не друг и не повелитель.
В Гите, Арджуна говорит Кришне, что он стал относиться к нему как к другу, только из-за того, что сам находился в неведении о величии Кришны.(11:40-42). Такой тип отношений тоже не подходит мне, так как я всегда считал Бога очень загадочным. Я думал что никогда не смогу постичь Его как ниракару, ниргуну, что означаетбезымянный, безличный абсолют. Я никогда не понимал этого! Я ведантист, Адвайта веданта это моя традиция, но я никогда не мог понять все эти вещи.
Итак, я не испытываю беспокойства, по поводу того, что я сакха, преданный, друг Бога, почитатель и Его последователь. Я просто сижу и жду. В последнее время произошли резкие изменения. Раньше, когда я получал инструкции, я думал что они происходили из моего сверх ума. У меня даже была такая забавная идея о том, что это высший разум посылает мне инструкции. Но теперь, я знаю, что нет таких вещей как высший разум, низший разум, Разум это средство. Бог говорит. Громкоговоритель и микрофон сами по себе не издают звука. Пока я не заговорю, они не будут производить звук.
Когда Рама спросил Ханумана: «Что за отношения у нас»? Хануман отвечал:
На физическом уровне, я Твой слуга.
На ментальном уровне, я часть Тебя:
На духовном уровне, я и Ты одно целое.
Пока я нахожусь в физическом теле, я предпочитаю оставаться Его слугой. Пока я осознаю свое физическое существование, мои отношения с Богом будут строиться по принципу, хозяин-слуга. Скажи, что делать Господь! Если ты прикажешь мне пошатнуть весь этот мир, Твоя воля будет выполнена. Но если Ты скажешь: «Нет, мой дорогой слуга, ты уже постарел, и тебя уже пора выходить на пенсию, 15 рупий в месяц». Я буду рад исполнить Его приказание, и буду рад спокойно сидеть и ничего не делать.
Разум становится спокойным, когда у вас нет эго. Что такое эго? Я хочу делать, то или это - что захочу, вот что такое эго. Но если я Твой слуга, а Ты мой хозяина, и Ты говоришь мне что делать - эго не может вмешаться. Неважно, что приказывает при этом Бог, сделать что-либо хорошее, или плохое. Да, Он также может заставить меня сделать что-либо не очень хорошее. Кто знает, что у Него на уме? Сейчас я уже сдался размышлять о том, кем Бог является на самом деле. На протяжении 60-70 лет, я постоянно думал, каким должен быть Бог. Может Он - это знание или мудрость? В конце концов, я перестал думать на эту тему. Я бросил разгадывать эту загадку, и наладил с Ним отношения. Теперь, я люблю того, кого никогда ни разу не видел, никогда не встречал, но о ком я всё время думал с самого детства.
Вы прекратили размышлять, когда вы нашли Бога?
Нет, я просто оставил поиски того, кого искал с самого детства. Я больше не вопрошаю. Для себя я решил, что кем бы Он ни был, я буду Его слугой.
В Рамачаритаманасе сказано:
О враг змей,
Никто не в силах и не в состоянии пересечь вселенский океан
Без преданного служения.
Помни этот святой закон
Служи стопам Рамы.
Несмотря на то, что я не вижу Тебя мой повелитель, я сделаю всё что Ты мне скажешь. Если ты прикажешь чистить туалеты, я сделаю это. Если ты даруешь мне положение Брахмы, я буду счастлив. «Я колесница, а ты колесничий». Подобное отношение должен иметь каждый человек.
Как выглядит Бог?
Это очень сложный вопрос, хотя ответ на него приходил ко мне. Вы много знаете о красоте Бога. Вы можете прочесть о Его красоте в сотнях и тысячах стихов. Я люблю читать эти стихи, и раньше часто их пел. Я никогда не видел Его, но мне нравилось размышлять о Его красоте. Он непередаваемо прекрасен.
Я поклоняюсь Раме, великому, из семьи Рагху,
Чьи руки утонченны и имеют цвет
Голубого Лотоса,
Рядом с Ним, по левую сторону, стоит Сита,
Он несет лук и стрелы.
Я склоняюсь перед Господом Вишну
В форме самого спокойствия, спящего на змее
С лотосом растущим из его пупка.
Господь всех богов, хранитель вселенной,
Огромный, словно небо, с кожей цвета облака,
И с прекрасными руками.
Господь Лакшми, лотосоокий,
Представляемый йогинами в своих медитациях.
Уничтожитель всех страхов этого мира.
И Хозяин всех миров.
Я склоняюсь перед Господом Шивой,
Господином Парвати,
Дочери горного царя,
Сияющего драгоценным блеском.
Поддерживающего Гангу, реку Богов,
Своими спутавшимися волосами,
На лбу его, покоится полумесяц,
Его шея посинела от яда,
И украшена царём змей.
И вот внезапно я нашел ответ на этот вопрос, это произошло когда моё эго расплавилось. Я понял, что кем бы я ни был, я являюсь следствием Его воли. То, что Он сделал, было Его волей. Я тот, кто я есть, только благодаря Его воле. Что я бы не получал, это Его дар. И всё что бы ни случилось со мной в будущем, произойдет согласно Его воле. Только после растворения эго данный путь приобрел очертания. Когда у меня ещё было эго, я всегда считал что являюсь абсолютным деятелем, и мне приходится страдать от результатов своей деятельности. Если вы в позиции деятеля, вам всегда приходится преследовать свои мотивы, для хороших или плохих поступков. Это вопрос не одного дня.
То случилось со мной было неожиданностью, так как данный процесс обычно не затрагивает таких людей как я. Такого рода реализация, обычно происходит с людьми, жизнь которых была неудачна. Я же был человек достигавший одну цель за другой. Точно так, как вы поднимаете ногу, для того чтобы встать на следующую ступень, поднимаясь по лестнице, так и я продолжал двигаться вверх, поднимая ногу на следующую ступень после каждого успеха. Я взбирался выше и выше, в полной гармонии и спокойствии. Мне не пришлось испытывать серьезных трудностей. Чем бы я ни занимался, меня всегда ждала удача. У человека достигающего успеха без особых усилий обычно очень раздутое эго. Но, после каждого успеха в своей жизни, я отрицал его связь с моей личностью. Я всегда держался беспристрастно к делам в которых был успешен.
Успех не пренадлежит мне. Например, когда-то христианские миссионеры прибыли в Индию с лекарствами, одеждой и новыми школами для того чтобы помочь людям. Помогая, они пытались обратить людей в свою религию, чем вызвали протест. Но что бы я ни делал по всему миру, этому никто не противился. Почему же так произошло? Неужели Свами Сатьянанда, обладает такой безграничной властью? Нет, это была Его воля. Я просто следовал ей, и вот почему не было протеста. Джаяси, один преданный поэт, очень верно подметил:
Чего бы Он ни захотел, Он делает.
Никто не можете запретить Ему
Он даровал жизнь всем.
Чего я только не делал! Я изменил их имена, я побрил им головы. Я начал целую традицию, что казалось невозможным!
Ваш взгляд на отношения мужчины и женщины, принявших санньясу?
Я знаю многих санньяси живущих с женщинами. Я говорю им: « Вы можете жить с женщинами, но вы не должны скрывать этого. Нет никакой нужды скрывать этот факт. Вы можете иметь детей. Вы можете дать им хорошие имена, и проводить сатсанги в вашем доме. Почему брак должен вызывать стыд? Почему вина стоит у вас на первом месте? Для мужчины и женщины естественно жить вместе. Не скрываете этого, и живите с достоинством».
Я знаю тысячи таких пар, живущих вместе, и со всеми у меня хорошие отношения. Я дал им понять, что необязательно даже вступать в брак, но между ними не должно быть никаких интимных моментов. Они должны быть чисты. Жить вместе, вполне естественно для мужичины и женщины, но общество наделяет такие отношения определенным подтекстом. Для того чтобы преодолеть очевидные сложности, общество воздвигает вокруг брака традиции. Нужно обойти вокруг огня много раз, надеть кольцо на её палец, сделать то, сделать это. Это обычная система, я не критикую и не пытаюсь возложить на неё вину.
Но если муж и жена принимают санньясу, и говорят: «Мы ученики одного и того же гуру, следовательно, мы брат и сестра», я не соглашаюсь с этим. Только тех можно назвать братом и сестрой, кто родился от одной матери. Они двое, могут быть моими учениками, и жить вместе как муж и жена, не скрывая этого, и также они должны иметь детей. Я давал имена детям таких пар. Они живут очень мирно, делают джапу, поют бхаджаны, выполняют асаны и пранаяму. Они приезжают сюда. Они не просят милостыни. Они работают дома и учат йоге.
У нас есть традиция подобная этой, Называемая Гуру Горакхнатх. Вы могли не знать об этом. Это традиция нашей ведической дхармы. Но она находилась в угнетении из-за влияния других религий. Ученики Гуру Горакхнатха, жили как карма санньясины. Все те, кто носит красный тюрбан, и большие серьги из ракушек представляют традицию Натхов. Их гуру попросил их продолжать вести свои дела как и прежде. Заклинатель змей будет зарабатывать себе на жизнь находясь со змеями. Гуру даёт им мантру и джхолу, содержащую йога данду, малу и бхасму.
Бхартрихари и Гопинатх принадлежали к традиции Натхов. Вы должны быть слышали о девяти Натхах: Адинатхе, Матсиендранатхе, Горакхнатхе, Удаянатхе, Данданатхе, Сатьянатхе, Сантошнатхе, Курманатхе. Бхартрихари был царём, который был посвящен в эту традицию, так как он развеял все иллюзии в отношении своей жены.
Вы не могли бы рассказать нам больше, о том, как вы смогли разглядеть истину, несмотря на ваши успехи?
Я говорил о том, что эти миссионеры, прибыли в нашу страну с силой, в виде материальных благ. Они раздавали лекарства и одежду, и делали другие вещи, для того чтобы привлечь народ. Да, люди были целью. Я делал всё то же самое открыто, не скрывая свои истинные намерения. Как такое оказалось возможно? В Южной Америке меня однажды спросили, чему я учу людей. Я ответил, что учу людей йоге. В ответ на это, человек сидящий в зрительном зале встал и сказал: « Каким образом ваши учения, смогут вписаться в действительность этого места?» Я отвечал: «Точно таким же образом, как христианство смогло это сделать 900 лет назад! Христианство также пришло с востока! Он не смог сказать ничего, для того чтобы опровергнуть моё утверждение. Он так и остался стоять с широко раскрытыми глазами. Я ответил на его вопрос, но кто дал мне такой ответ?
Позже, он здоровался со мной, говоря, что он был очень счастлив, повстречать меня, так как я развеял одно из его главных сомнений. До этого он думал, что христианство это религия западного мира! Христианство - это восточная религия. Очень мало людей осознают это. Во-первых, я хочу сказать, что Христос не был христианином, он был иудеем. Будда, не был буддистом, он был индийцем. Мухаммед не был мусульманином, он был из арабского племени. Только их ученики, делают из них христианина, мусульманина или буддиста. Я могу привести и больше доказательств в подтверждение такой точки зрения.
Бывает непросто убеждать людей, принадлежащих к другой культуре, в чем-либо, но я учил их асане и пранаяме. Я давал им духовные имена и одежды цвета геру. Деяния такого рода, не характерны для человека. Все плохое в этом мире делает человек, а все хорошее - дело рук Бога. Когда я оглядываюсь на то чего достиг, я удивляюсь, как обычный человек вроде меня, с ограниченными знаниями, средствами и разумом, смог добиться и рассказать обо всём этом. Такое возможно только благодаря Божественной Воле. На всё Его воля.
Благодаря этому процессу реализации, когда эго начинает растворяться - вы можете не увидеть Бога, но вы обязательно почувствуете Божественную Волю. Единожды осознав Божественную Волю, вы поймете, что становитесь ближе к Богу. Расстояние еще велико, но шаг за шагом, километр за километром вы постепенно сближаетесь. И однажды промежутка между вами не останется, и вы сольетесь с Богом. Но я не хочу слияния с Богом в единое целое. Я бы хотел продолжать наблюдать за Ним и чтобы Он продолжал видеть меня. Погрузиться в Бога навсегда - это не так весело.
Наслаждение содержится в двайте, дуальности. Когда вы отделены от Бога, вы наслаждаетесь этим. Но когда вы встречаете Его, когда вы погружены в Него, в чём будет заключаться блаженство? В таком состоянии не существует самого понятия блаженства. Это различие - это бхедабхакти, это сутра из бхакти марги. В Рамачаритаманасе, Гаруда спрашивает Какабхушунди:
О дорогой, расскажи мне всё
И объясни, как ты получил данное тело?
Какабхушунди отвечает:
Аскетизм, ягья, контроль над разумом и чувствами,
Милосердие, отсутствие привязанностей, умение различать,
Йога и истинное знание
Являются плодом преданности стопам Рама,
Без которого никто не может находиться под постоянной защитой.
В этом теле, на меня снизошло благословление,
Быть преданным Рама,
Поэтому мне так дорого оно.
Он говорит что бхакти Рама пробудилось в сердце именно этого тела.
На данный момент, О Хозяин,
Эта форма крайне дорога мне.
Несмотря на то, что смерть зависит от моей воли,
Я не хочу покидать это тело,
Так как согласно Ведам
Поклонение Господу невозможно
Без физического тела.
Основным моментом бхакти йоги, является различие между Богом и человеком. Вот почему, я не говорю что я Бог, несмотря на то, что об этом написано в Упанишадах. Иногда, возможно, меня посещают подобные переживания. Я не могу точно сказать, так как подобные вещи не зависят от меня. У меня нету ощущения, что я Бог. На основе своих знаний я могу считать себя Богом, но на основе своего опыта - нет. Для того чтобы испытать подобное, человеку необходимо ликвидировать своё эго, ему также необходимо обладать стойким, страстным, и идущим от самого сердца желанием объединиться с Богом. Рабиндранат Тагор сказал:
Я оставлю
Свое запачканное эго,
И эти грязные одежды
Собравшие пыль и грязь
И ставшие негодными для носки.
Вовремя работы в жаркий день
Они стали так горячи,
Что их невозможно надеть.
В конце дна, моя работа подходит к концу.
Приходит время Его прибытия.
Я совершу омовение,
Одену чистые одежды.
Соберу вечерних цветов
И сделаю гирлянду.
Я скоро буду петь и петь
И вот момент настал.
Являются ли быки подходящим даром, или можно дарить только коров?
В Индии, очень сложно подготовить хорошего быка. Для этого необходимы особые церемонии, так как бык Нанди, является транспортным средством Господа Шивы. Нанди, благородный бык, на котором Господь Шива ездит верхом, и он считается крайне важным. Племенной бык считается благоприятным и великим подарком. Но, несмотря на это, для того чтобы подарить быка, как подношение, необходимо провести очень много ритуалов и церемоний. Для того чтобы сделать быка сильным, и способным давать хорошее потомство, придётся давать ему много жира, гхи и много других вещей. Кто будет присматривать за быками во время проведения ритуала, и во время их содержания в каком-либо месте? Кто сможет провести все церемонии, и обеспечить их необходимой пищей? Если благородный бык подойдет к моим дверям - мне придётся его кормить. Это моя дхарма.
Почему киртан так популярен?
Воспевание имён Бога людьми, собравшимися вместе, называется киртан. По всему миру люди очень любят киртан. Австралийцы проводят хорошие киртаны. Людям они очень нравятся. Австралийские киртаны полны жизни. Маленькие дети и старики собираются вместе. Киртан является главной садханой в калиюгу. В разные юги, используются характерные для каждой из них садханы, ягья, тапасья, тьяга, йога, и так далее. Но сейчас, в калиюгу, все эти методы не популярны. Их сложно выполнять. Ум отвлекается. Тьяга и тапасья, делают людей больными. На проведении ягьи уходит столько времени, что на работу или на бизнес его уже не остается. Вот почему в эту югу наам санкиртан считают наиважнейшей садханой. В калиюгу само имя Бога представляет собой основу существования. При постоянном памятовании святого имени, человек может пересечь океан жизни и попасть на его другую сторону.
Эта эпоха очень запутанна, полна напряжений, и сложно выполнять многие садханы. Для своего тела вы можете выполнять асаны, нети и дхаути, это нормально. Но для реализации Бога, для того чтобы вести духовную жизнь, все остальные садханы, кроме киртана стали слишком громоздкими и сложными для выполнения. Единственная садхана, помогающая продвинуться в кали югу, это воспевание святых имён Господа.
Тулсидас говорит в Рамачаритаманасе:
Если человек помнит о имени,
Даже не видя форму,
Любовь внезапно пронзает его сердце.
Тайна имени и формы, находится вне слов.
Она восхитительна, если её разгадывают,
Но словами её не передать.
Имя, словно мост
Между проявленным и непроявленным.
Имя Рамы, это подход, дающий результаты,
Которое раскрывает и проявленное и непроявленное.
Если вы хотите осветить мир внутри и снаружи
Тулсидас советует
Всегда держать на языке имя Рамы.
И оно будет дверью
Между внешним и внутренним.
Повторяйте Его имя, пойте его, собираясь вместе с людьми, членами ваших семей, на протяжении часа или полутора. Играйте на гитаре, мриданге или гармонике, и просто продолжайте петь. Австралийцы напечатали очень хорошую книгу киртанов, с музыкальными нотами, и записали прилагающиеся к ней кассеты. С помощью этой книги, можно провести киртан.
Слово «бхаджан» означает – «воспевать имя Бога в моменты преданности». Стути означает «восхвалять Господа». Наам Санкиртан означает « воспевать имя Бога». Наам сварам, означает» помнить имя Бога». Существуют разные пути для почитания Бога. Когда вы поёте о величии Бога, Его качества