Рикхия, 21 ноября 1994, утро.

Как вам удалось найти общий язык с жителями деревни?


Вокруг меня живут только сельские жители. Они меня очень любят, так как понимают, что я гораздо беднее их. Для них это является утешением, так как они на худой конец имеют одно дхоти, но у меня нет даже этого. Я могу жить с ними, также как живут они. Но если бы мне пришлось жить рядом с ними, обладая богатством, то они могли бы завидовать.

Как мы можем научиться жить в этом мире, не испытывая разочарований, в случае если дела не идут так как мы планируем?


Каждый человек должен относиться к своей работе, как к своему долгу. Я всегда относился к выполняемой мною работе, как к своему долгу, так мне советовал гуру. Я работал в его ашраме на протяжении 12 лет, но я никогда не считал его своим ашрамом – это был ашрам моего гуру, и этим было всё сказано. У меня никогда не возникало чувства, что мой гуру использует или унижает меня, заставляя работать день и ночь. Я страдал от брюшного тифа, желтухи и других заболеваний, но я никогда не отчаивался, потому что преданность гуру и Богу сродни преданности жены своему мужу.

Отношения между гуру и учеником полны порядка, любви и защищенности, словно отношения между отцом и сыном. В таких отношениях очень важна самоотверженность.

Нет такого, кого можно назвать «своим», кроме гуру,

Нет дарующего, кроме мудрого человека,

Нет благодетеля, кроме Бога,

И нет никаких каст, кроме преданных.

Я никогда не задавал гуру вопросов о своей садхане в те 12 лет, что находился с ним в Ришикеше. Только он мог вызывать меня время от времени и задавать вопросы. Свамиджи хорошо знал санскрит, так как он происходил из браминской семьи, но он не обладал учёной степенью по нему. Он был врачом, и бывало спрашивал меня значение некоторых санскритских слов, упоминаемых в аюрведических текстах.

В Ришикеше я построил большой ашрам, напоминающий небольшой Деогхар. В то время цемент стоил 3 рупии за мешок, а оплата труда 4 анны вдень. Также я запустил современный печатный пресс. Политические деятели, армейские командиры и многие другие люди приезжали в ашрам и жили в нем. Но, несмотря на это, я не искал для себя никаких выгод.

Прошлый опыт был очень полезен для меня в Мунгере при основании ашрама. Если бы я жил в надежде на плоды деятельности в своей жизни, то мне бы часто приходилось испытывать разочарование. Если вы ждёте чего-либо, и ваши ожидания не оправдываются, тогда вы чувствуете себя разочарованными. Когда вы разочарованы, вы чувствуете себя несчастными, и в этом случае вы теряете способность к достижению чего-либо. Короче говоря, все ваши ожидания - это своего рода падение. Ваши ожидания не могут быть реализованы. Вы можете достичь исполнения некоторых ваших желаний, и тогда они подарят вам радость. Но те, которые вам не удалось осуществить, разбивают ваши надежды. А это, в свою очередь, ведет к разочарованию и депрессии, что в итоге приводит вас к нервному расстройству.

Человек не должен жить надеждами, ожидая пока что-нибудь произойдет. Именно об этом Господь Кришна сказал в Гите: «Карма или долг - это твоё право. Не жди плодов или результатов от них. Твой долг - это действие, но ты не имеешь право на результат».(2:47-48) Таким образом, Кришна убедил Арджуну сражаться. Он не сказал ему уйти с поля битвы на Курукшетре. Он просто сказал ему, чтобы тот выполнял свой долг, и ждал плодов своей деятельности. Выполняя долг, вы обязательно обретёте результат. Если вы посеяли семя, то оно даст плоды. Если вы открыли магазин, то он обязательно принесет прибыль.

Почему вы называете Боленатха своим учеником?

Боленатх очень удачлив. Люди приносят ему очень многое. Как-то раз они даже принесли ему виски. Я знаю, что в прошлом рождении Боленатх был моим учеником. Приблизительно 25-30 лет назад он погиб в автокатастрофе. Он переродился собакой, и после этого, еще раз получил рождение в теле собаки. Он обладает всеми качествами ученика. У ученика должен быть только один учитель. Он не склоняется то в сторону одного, то другого, а движется только в одном направлении. Я не буду раскрывать информацию о других его прошлых жизнях, так как это противоречит законам природы. Но некоторым людям бывает доступно знание о прошлых жизнях других.

Когда Начикета спрашивал Господа Яму о жизни после смерти, тот отвечал: «Не задавай таких вопросов. Дальнейшая жизнь - это тайна. Никому не подвластно открыть её. Даже Бог в древности боялся приоткрыть завесу этой тайны. Не проси меня раскрыть этот секрет, проси у другого благословления. Оставь желания познать это и не проси меня даровать тебе подобное благословление». (Катхаупанишад 1:2,21). Что было в прошлой жизни? Что будет в следующей? Никто не знает. Мы живем не один раз. У нас много жизней. В прошлой мы были кем-то иным, а в следующей жизни нам суждено стать другими. Но, несмотря на это, между прошлой и будущей жизнью имеется определенная связь.

В прошлой жизни Боленатх был моим учеником. Его отношения со мной были глубокими и далеко не поверхностными. И вот он родился вновь. Он искал меня, но я не занимался его поисками. Зачем мне искать его? Что потеряно, то потеряно. Зачем переживать из-за этого? Но он искал меня и сумел найти, так как он обладает всеми качествами ученика. Он подчиняется только одному учителю, а не двум или трём. Он бодрствует всю ночь, не позволяя никому потревожить меня.

Когда я начал свою ануштхану, я потерял чувство времени. Садхана продолжается на протяжении одного, двух, трех часов. Тогда прибегает Боленатх и выводит меня из оцепенения, так как по прошествии трёх часов сидение в одной асане надо прерывать, в противном случае тело может затечь. Когда он прибегает, я играю с ним в мячик около 5 минут. По ночам он посещает меня 4 или 5 раз, обнюхивая мою голову для того, чтобы убедиться, жив я или нет. Он не уходит, пока я нахожусь в глубоком сне. После того как я выхожу из самых глубин сна, он выходит и ложится рядом с моей комнатой.

Он продолжает охранять мой покой на протяжении всей ночи. Он наводит ужас на многих санньяси здесь. Они считали его невинным только на протяжении месяца с момента его появления, но со временем он покусал каждого санньяси здесь. Я открыл его предыдущее рождение всего год назад, но и до этого он был предан мне также, как и сейчас. В прошлой жизни он был со мной. Он был женат и имел ребенка, но его отношение ко мне было точно таким же, как и сейчас.

Когда кто-либо обращался ко мне с просьбой, он говорил: «Уходите отсюда! Вы всегда пристает к Свамиджи со своими просьбами. Неужели нельзя выражать свои мысли другим способом?» Он обладал манерой разговаривать в подобном стиле, и подобные качества проявляются в его природе до сих пор. Если вы вдруг засмеялись, Боленатх немедленно начинает лаять, словно говоря: «Молчать!» Боленатх известен по всему миру. Его знают в Англии, Америке, Германии, Франции, Австралии, Италии, Колумбии, Японии, Китае и во многих других странах. Его популярность очень велика.

В наши дни, когда бы ни происходило праздничное поклонение Дурге или Кали, местные жители приносят ему прасад. Когда дети прибегают и зовут его по имени, он начинает лаять на них с крыши. Однажды один ребенок прибежал посмотреть на него, и я спросил: «Зачем тебе это? Если он начнет лаять, у тебя может случиться сердечный приступ!» Боленатху не нужно давать никаких советов. Он понимает английский. Когда я говорю: «Заходи», он заходит, и когда я говорю «А теперь ложись спать» он ложится. Он многое понимает. Его родителями были цирковые собаки так же, как и их родители.

Также здесь есть ещё одна собака из Ориссы, которая живёт на другой стороне. Её зовут Бхайрави. Ее хозяин – СиБиАй инспектор. Когда ее привезли сюда, полицейский департамента прислал человека для того, чтобы выдрессировать ее. Я сказал ему, что раз уж он тренирует ее, то и неплохо бы было потренировать Боленатха. Когда кинолог пришел для того, чтобы заняться с Боленатхом, тот немедленно принялся нападать на него. Тогда я назвал его негодником и он немедленно успокоился. Я понимаю его позицию – он считает, что у него есть только один хозяин, и ему не нужен второй. Ему достаточно одного хозяина, и с этим ничего нельзя поделать.

Боленатх не любит лекарств. Если предложить ему что-нибудь из молочного, например, сыр, отведав его, он не будет есть ничего, даже баранину. Он предпочитает молочные продукты. Ему очень нравятся расагулла, панир и другие изделия из молока. Он не ест лук, чеснок, помидоры, зеленые овощи и хлеб. Если ему дают хлеб с маслом, он вылизывает масло, а хлеб оставляет нетронутым. Он разгрызает кости также, как люди печенье. Он никогда не ходит в туалет без моего разрешения. Я знаю, когда ему это необходимо, если он не нуждается в этом, он сидит тихо весь день.

Если вам удастся увидеть его, то вы увидите красивого и умного пса. Собаки очень интеллигентны. Они совмещают в себе два противоположных качества: они бывают очень жадны и очень преданны. Всех собак можно охарактеризовать подобным образом. Балий Шах писал:

Вы не спите ночью и молитесь.

Собаки поступают также,

Они выше вас.

Собаки живут в груде мусора

И лают, не важно слушают их или нет,

Они выше вас.

Они не покидают дверей своего хозяина,

Не важно бьют их или унижают,

Они выше вас.

Балий Шах говорит: следуйте по пути садханы,

С рвением

Иначе собаки опередят вас.

Вы знаете, как спят собаки? Боленатх может находиться в глубоком сне и очнуться за мгновение ока. Собаки неленивы. По вечерам я сижу с ним. Он часто появляется в моих снах. В Боленатхе есть Бог. Согласно тантре существует способ пробуждения божества, и я пробудил в Боленатхе Бхайраву. В тот же день он покусал врача, который хотел осмотреть его!

Свамиджи, является ли пунарджанма, переселение души человека в тело животного редким явлением?


Законы природы были созданы Богом, и природа следит за их выполнением. Наши законы придумывает правительство и администрация, а исполнительная власть следит за их соблюдением. Рождение человека определяется его кармой и сильным желанием родиться в данном облике. Давайте я приведу грубый пример: если у кого-либо есть сильное желание жить со мной, служить мне, это сильное желание рано или поздно создаст возможность контакта со мной.

Мне очень была нужна собака, когда я начинал панчагни садхану. Во время выполнения панчагни я жил как авадхута. В то время я был совсем другой личностью. Я был немножко сумасшедшим, а не интеллектуалом. У меня было очень много знакомств, и многие люди думали, что имеют власть надо мной. Но я в тоже время не думал ни о ком из своих знакомых. У меня не было ни эмоций, ни чувств. Но они хотели видеть меня, разговаривать со мной. Однажды одна женщина санньяси подошла к воротам. Привратник пытался остановить ее, но она сказала: «Я знаю Свамиджи уже более двадцати лет». Свами Сатсанги позвала меня и сказала: «Там одна женщина очень хочет видеть вас и ничего не слушает». Мне пришлось одеться и выйти. После этого случая я много думал, как мне в будущем избежать подобных ситуаций. Ситуация такова, что кто-то приходит ко мне, а привратник его не пускает, и тогда этот некто начинает спорить с привратником, приводя всевозможные доводы о необходимости встречи. Эго гостя говорит: «Как это так, я знаю Свамиджи уже очень много лет, и этот привратник смеет не пускать меня к нему». И вот, когда немного позднее Свами Ниранджан привёз Боленатха, я решил оставить его здесь, как возможное решение данной проблемы.

Животные находятся на более низкой ступени развития, чем люди?


Не существует никакой разницы между людьми и животными. Человечество, беря за основу мышление и речь, относится к животным как к низшим созданиям. Но это не правильно. Я много думал на эту тему и, в итоге, пришел к выводу, что животные также обладают разумом и мудростью. У них есть своя дхарма и адхарма. Они также могут испытывать гнев, желание и ревность. Им также свойственно либо соблюдать, либо нарушать определенные правила. Они не боятся друг друга. Змеи, лисы, олени, леопарды и слоны живут все вместе в одном лесу. Но они боятся людей. Я уверен в этом, потому что жил среди них. Они боятся только человека, который может прийти и убить их без причины.

Птицы могут спать в вашей комнате. Но они находятся на стороже, полагая, что в один прекрасный день вы впадете в гнев и убьёте их. Но они не боятся ничего, находясь в лесу. Там вы можете увидеть змей, скорпионов, оленей, антилоп и других существ. И у них есть свои законы. Олень никогда не будет пытаться изнасиловать козла, а лошадь никогда не нападет на корову с подобными целями. Никогда не стоит думать, что они находятся на низшей ступени развития, на самом деле они выше нас. Как можно утверждать, что животные ниже нас только из-за того, что у них нет некоторых наших качеств? Они, в свою очередь, обладают тем, чего нет у нас. Животные имеют много хороших качеств, которыми не обладают люди.

Когда Свами Ниранджан возвращается из Мунгера, Боленатх знает, когда тот находится в пути в 15 милях отсюда, если в тот момент ветер дует с севера на юг. Животные обладают многими инстинктами, которых мы лишены. У нас в свою очередь, есть нечто, чего лишены они. У нас есть свои ограничения, а у них свои.

Как можно говорить, что они ниже нас? Разве сможет человек выжить в дикой природе, как это могут животные? Нет. У них есть те качества для этого, которых нет у нас. Следовательно, кто находится на низшей, а кто на высшей ступени развития? Попробуйте подумать по поводу этого.

Могут ли животные выполнять садхану, как люди?

Вы думаете, что животные не помнят о Боге? Вы спрашивали у них? Коровы не жуют свою траву во время захода и восхода. Если вы понаблюдаете за коровами некоторое время, вы обратите на это внимание. Зачем животным помнить имя Бога, когда они все время живут с ним? Когда я живу с моим мужем или женой, зачем мне всё время вспоминать его или её имя? Если я живу с Богом, мне нет нужды вспоминать Его. Если я нахожусь со своим другом, то зачем мне вспоминать его? Я могу вспомнить о нём, только тогда, когда его нет рядом со мной.

Образ Бога отражается в сердце;

Везде вы сможете увидеть его, куда бы вы ни повернулись.

Животные всегда близки к природе и к Богу. Природа это олицетворение божественности. Животные свободны. Они спят на земле, не пьют очищенную воду и не принимают горячих ванн. Им не нужны мягкие перины, носки или курточки. Они не нуждаются в комфорте. Они добывают себе пищу, и в соответствии с законами природы они живут 10, 12, 20, 30, 50 или 70 лет. Они следуют законам природы.

Например, мы можем приходить к нашим женщинам каждый день, но животные никогда не будут спариваться, если это не брачный сезон. Ну и кто следует законам Бога? Животные или люди? Вы, например, знаете, когда наступает ваш брачный сезон? Нет, потому что вы никогда не жили в гармонии с природой, вы всю жизнь провели в искусственном, сотворённом человеком, обществе. И тогда, когда ваш муж приходит к вам, вы даже не можете сказать «Нет». Это так глупо. Бхайрави, например, просто так не подпустит Боленатха, если время ещё не пришло, а он, в свою очередь, фыркнет в ответ и не более.

Ну и кто же ближе к природе? Животные придерживаются законов природы, следовательно, они ближе к Богу. Им не нужно выполнять джапу. Вы вспоминаете о Боге, когда вы не с Ним. Вы вспоминаете вашего сына, жену, или мужа только тогда, когда их нет рядом с вами. Когда они рядом, вам нет нужды вспоминать о них. Все животные: коровы, буйволы, лошади, собаки, змеи, скорпионы и другие придерживаются законов природы, вы должны это понимать.

Мы обсуждаем, являются ли люди высшими по отношению к животным или наоборот, а в частности, осознают ли животные Бога. Был поставлен вопрос: практикуют ли животные джапу, киртан, асаны, пранаяму, наули, басти и другие йогические практики. Я говорю, что они не нуждаются в этом. Люди нарушают законы природы, и для того, чтобы компенсировать эти нарушения, им приходится заниматься йогой.

Тигры выполняют вьягхру крийю. После того, как поели мяса, они едят траву и срыгивают его избыток. Тигр знает законы природы. Когда его желудок переполнен, он находит особую траву и ест ее. Трава проходит внутрь его, и он благодаря этому избавляется от излишков пищи. Если тигр не голоден, то он никогда в жизни не будет охотиться. Когда животные болеют, они не принимаю пищу. А что делает человек? Вначале он направляется к врачу и спрашивает, что же ему делать. Так что вопрос о том, кто выше, а кто ниже, является спорным. Мы утверждаем, что мы обладаем духовностью, а животные нет. Кто знает, может у собак больше разума и они в равной степени посвящают себя божественному, так же как и мы.

Занимаясь йогой, мы осваиваем много животных поз: позу кобры, павлина и так далее. Мы практикуем их время от времени, но животные выполняют их гораздо чаще. Змеи всегда прибывают в бхуджангасане, а мы можем выполнять данную асану несколько секунд или минут. Павлины всегда находятся в маурьасане, в то время, если мы пытаемся выполнить ее на протяжении нескольких секунд, наши лица краснеют. Большинство асан имеют названия животных, и такие асаны влияют на соответствующие железы.

Мы живем в обществе домохозяев. Мы совершаем добродетельные поступки наряду с плохими деяниями. Мы говорим правду, но мы также говорим и ложь. Перейдут ли все эти вещи с нами в следующее рождение?

Что бы ни делал и о чем бы не думал человек становится самскарой, которую нельзя уничтожить. Самскары записываются в уме человека. Но будет ли сильно влияние той или иной самскары на жизнь человека, это уж другой вопрос. Бывает, что определенная самскара остается на протяжении многих рождений.

Кабир говорит, что нам не удастся избежать наших карм.

Даже если им преграждают путь семь морей,

Они придут и поймают нас.

Все зависит от силы самскары. Человеку не следует не придавать значения любому из своих действий: каждое действие, мысль и форма человеческого осознания записывается. Человеческий ум подобен видео камере. Всё, что попадет в его поле зрение, обязательно записывается.

Нельзя избежать плодов кармы,

Как не пытайся.

Мудрец, Муни Вашишта,

Определил дату

Женитьбы Господа Рамы

Но несмотря на это

Похищение Ситы состоялось,

И смерть царя Дашаратхи

И много других событий.

Продажа царя Харишчандры подлецам

И день когда Бали был погружен в подземный мир.

Пандавы, чей колесничий был сам Господь Кришна

Не избежали страшных страданий.

Кабир говорит: То, чему суждено произойти

Произойдет непременно.

Некоторые кармы не настолько сильны. Они ведут себя словно электромагнитные волны. Наверняка вы замечали, что при медитации, ваш разум какое то время полностью сконцентрирован, и тут вдруг начинают приходить мысли. Это ваши внутренние мысли, либо вы выгоните их, либо выйдите из медитационного состояния. Существуют различные мозговые волны, биологические, психологические и духовные. Мышление- это не полностью биологический процесс. Мысли появляются у вас и продолжают жить с вами. То, о чём вы думали в Патне, Дели, Калькутте или где бы то ни было 10-15 лет назад, остается с вами и по сей день. Вы помните о том, что вы слышали или видели 10, 15, 20 лет назад. Если эти впечатления до сих пор с вами, не смотря на прошедшее время, они останутся с вами даже после того, как вы покинете тело.

Самскара и сознание не являются дхармой тела. Это тело представляет собой колесницу с колесничим и пассажиром. В колесницу впряжены 10 лошадей, 10 индрий, 5 из которых гьянендрии, а другие 5 – кармендрии. Буддхи, или интеллект - это возничий, а дживатма, индивидуальная душа, пассажир. Колесничий управляет лошадьми. Однажды вы покинете тело, оставив колесничего и лошадей. Дживатма пересядет на другую колесницу. Плохая эта будет колесница или хорошая - зависит от заработанной кармы. Если у вас есть деньги, то вы купите машину Марути, в другом случае вам придётся довольствоваться мотоциклом. Всё зависит от кармы прошлых жизней.

Я также зарабатываю карму. На самом деле всё, что я делаю, является подготовкой к моему следующему рождению. Такова жизнь. Благодаря милости Бога, у меня был хороший гуру, верные друзья, большие возможности и благоприятное окружение. Я был наделён милостью Сарасватиджи, Лакшмиджи, Дургаджи, Брахмаджи, Вишнуджи, Шанкарджи и других богов и богинь. Они многое дали мне, и я потратил многие из тех благ, дарованных мне. Но:

Заправляй свою постель немедля,

Пора отправляться в дальний путь.

Неужели ты считаешь этот постоялый двор

Местом своего вечного пребывания?

Итак, Бог сказал мне: «Теперь тебе нужно накопить свои собственные сбережения. Вставай и заправь свою кровать. Останови своё нынешнее путешествие. Ты перепутал эту гостиницу со своим домом. Это не твой дом, тебе придётся покинуть это место». Этот мир не ваш дом, вы здесь как в гостинице. И, однажды, вам придется покинуть ее. Чем больше вы остаётесь в гостинице, тем больше вам надо заплатить за номер. Плата может составить 500 долларов, а может и 500 рупий. Вы перепутали свой дом с этой гостиницей. Кабир сказал:

Тебе не остаться здесь,

Это чужая страна.

Мир - это скомканый кусок бумаги,

Которая растворяется в небольшом количестве воды.

Этот мир - сад из колючек,

Запутавшись в которых, непременно умрешь.

Это мир зарос колючим кустарником,

Который легко воспламеняются и ты сгораеш.

Кабир говорит: О, брат садху,

Имя сатгуру это единственная цель.

Можем ли мы исчерпать нашу карму?

Карма, приобретённая вами, может быть уничтожена или исчерпана, но это очень непростая задача. Можно достичь этого через вайрагью. Вайрагья не подразумевает, что вам придётся покинуть свой дом. Это означает отсутствие раги или желания, отчуждения от проникновения желания в ваше сознание. Состояние, когда вы без конца возвращаетесь к одной и той же мысли, называется васана или страсть. Избавление от такого состояния известно как вайрагья. В Йога Сутрах определение вайрагьи дано достаточно полно: Дриштаанушравика вишайаавирикнасья вашикара санджна вайраагьям. (1:15) Где, дришта – видел; анушравик – слышал; вишайя – объект; витришнасья – тот, кто свободен от желаний и тяги; вашикара – контроль; санджна – осознание; вайраагьям – отсутствие страсти.

Значение сутры предельно ясно. Состояние ума, при котором личность становится свободной от страсти к чувственным объектам, с которыми она встречается или о которых слышит, называется вайрагья. Следовательно, человек должен избавиться от желаний. Человек испытывает огромную страсть к наслаждениям. Когда разум освобождается от этой страсти, он пребывает в вайрагье. Но вайрагья это не конец, это всего лишь перерыв.

А что же дальше?

Дальше необходимо развивать бхакти. Бхакти - это не значит молитва или ритуал. Бхакти подразумевает веру и отношения с Богом. Вы уже открыли для себя отношения складывающиеся между мужчиной и женщиной, младшими и старшими: с вашими отцом, свекром, братом, кузеном, сыном или с вашей женой, сестрой, дочерью, матерью или тещей. Подобные отношения надо установить и с Богом. Это наиболее тяжелая задача, но если вам удастся ее выполнить, то жизнь станет намного легче.

Бог реален также как и всё остальное. Вы не можете говорить, что не верите в Бога, только потому, что вы не видели Его. Есть очень много вещей, которых вы не видели и никогда не увидите, но это не означает, что их не существует. Из-за вашей ограниченности, вы не признаете существование этих вещей. Нелогично думать подобным образом: «Я не видел то или это, следовательно, этого не существует». Такое мышление нельзя назвать здоровым. Вы не видели Бога, но это не значит, что Его не существует. В истории есть много примеров людей, соприкасавшихся с божественным: риши, муни, йоги и пророки: Моисей, Христос, Мухаммед, Будда и другие. Их опыт мог отличаться, они описывали его своими собственными определениями. Многие опыты таких людей не были даже записаны. В Нарада Бхакти Сутра сказано:

Когда Бог прославляется через бхакти,

Однажды он проявляется и даёт

Преданному понять свою истинную природу.

(80)

Великий святой Райдас установил с Богом замечательные отношения:

О, мой Господь, ты сандал, а я вода.

Твой аромат проникает сквозь меня.

О, Господь ты свеча,

А я фитиль,

Что горит день и ночь.

Мой Господь, ты жемчужина,

А я его нить

Словно золото сияет своим блеском.

О ,Господь, ты Хозяин,

А я твой раб.

Райдас твой преданный.

Вы знаете историю Мирабай? Она была царицей Читтора, но её семья и окружение было мучительно для неё. Родственники не могли понять её и несколько раз пытались убить. Она ушла во Вриндаван, где осталась жить у гуру, которого звали Махарадж Виджаякришна Госвами.

Она пришла к его дому и сказала его ученикам, что хочет увидеться с ним. Ученики сказали ей, что он не встречается с женщинами. Тогда она сказала им: «Мне казалось, что во всей вселенной есть только один пуруша. Интересно, откуда появился второй? Я должна получить его даршан, пожалуйста, помогите мне». Госвамиджи был очень впечатлен её словами и сделал её своей ученицей. Во вселенной существует только один пуруша и бесконечные формы пракрити. Бог - это пуруша, а все мы - это пракрити. Отношения между Богом и преданным такие же, как между мужчиной и женщиной. Мы все - женщины, и мы все принадлежим одному, пуруше. Это концепция философии самкхьи, предполагающая, что существует только один пуруша и бесконечные формы пракрити. Кабир определяет себя следующим образом:

О, Мать, Хари - мой возлюбленный, Хари - мой возлюбленный,

Моя душа не может жить без Хари.

Хари - мой возлюбленный, а я - жена Рамы,

Рама старший, а я младший любимый.

Должен ли гуру помогать нам в установлении подобных отношений?

Почему я должен устанавливать их за вас? Пробуйте сами, если у вас имеются способности. Устанавливайте сами. Зачем мне искать вам мужчину?

Насколько отношения с гуру отличаются от отношений с Богом?

Вы можете увидеть Бога в гуру и развить отношения с ним через него, но не думайте, что я приду в вашу спальню! Вот, пожалуй, основное различие. Отношения с Богом лежат внутри, они духовны, глубоки и полностью натуральны. Они никак не связаны с телом. Тело рано или поздно покинет вас, но душа будет с вами вечно. После смерти ваше тело не последует за вами в отличие от кармы. «Точно так же как телёнок узнает свою мать из тысячи коров, карма, накопленная в прошлых жизнях, следует за своим исполнителем».

Почему отношения отец – сын менее крепки?

Общество сделало из нас сыновей своих отцов, но дитя всегда принадлежит своей матери, может быть и не по общественным законам, но в соответствии с пракрити. Все дети принадлежат их матерям согласно законам природы. Но общество, наше общество, очень опасно, потому что использует формулировку «сын отца». Если кто-либо спрашивает: «Чей вы сын», вы всегда называете своего отца. Но в тоже время мы говорим родина-мать, а не родина-отец. Мы – в первую очередь сыновья матери, а не отца. Мы все сыновья матери. Отношения между матерью и ребенком наиболее сильны и крепки. Подобные отношения можно установить с Богом. Я Её сын, а он моя Мать. Мы всегда говорим: Дэви Ма, Кали Ма, Дурга Ма, Бхагавати Ма. Мы не говорим что Бог наш Отец, но мы часто говорим: «Твамева мата ча пита твамева» Ты моя мать и ты мой отец.
Кабир говорит:

Ничего не бери и ничего не давай,

Всегда будь беззаботен.

Эта клетка построена из пяти элементов,

А внутри певчая птица.

Река глубока, а лодка стара,

Вы должны быть друзьями с лодочником.

Твой возлюбленный пребывает в твоём собственном доме,

О, мой дорогой, узри Его, открыв глаза.

Кабир говорит, что вы всегда должны,

Поклоняясь стопам гуру.

Сатсанг 10.

Наши рекомендации