Глава пятая. Предания о Коране
113. Абу Бакр рассказывал, что он вместе с аль-‘Аббасом ибн ‘Абд аль-‘Азымом аль-‘Анбари пришел к Абу ‘Абдуллаху. Аль-‘Аббас ибн ‘Абд аль-‘Азым сказал Абу Абдуллаху Ахмаду ибн Ханбалю, да будет Аллах милостив к нему и доволен им: «Там беседовали люди, которые не говорили, что Коран не сотворен, но и не говорили, что Коран не сотворен. Они могут причинить людям больше вреда, чем джахмиты. Горе им! Если они не согласны с тем, что Коран сотворен, то пусть называют его творением». Абу ‘Абдуллах сказал: «Это – скверные люди». Аль-‘Аббас спросил: «О Абу ‘Абдуллах! Что же ты думаешь об этом?» Он сказал: «Я убежден и не испытываю ни малейшего сомнения в том, что Коран не сотворен. Свят Аллах! Кто станет сомневаться в этом?!» Затем он еще раз подчеркнул, насколько опасны сомнения в этом вопросе и сказал: «Свят Аллах! Как можно сомневаться в этом?! Всевышний и всеблагой Аллах сказал: «Воистину, Он творит и повелевает».[201] Всевышний также сказал: «Милостивый научил Корану, создал человека и научил его изъясняться».[202] Он подчеркнул разницу между Кораном и человеком. Он научил одному и сотворил другое. Он научил и сотворил». Абу ‘Абдуллах повторил эти слова несколько раз, чтобы показать разницу между ними, а затем сказал: «Коран – это часть божественного знания, и поэтому Аллах сказал, что Он научил Корану. В нем упомянуты имена великого и могучего Аллаха. Что еще они могут сказать? Разве они не согласны с тем, что имена Аллаха не сотворены? Воистину, Аллах изначально был всемогущим, знающим, могущественным, мудрым, слышащим и видящим. Мы нисколько не сомневаемся в том, что имена великого и могучего Аллаха не сотворены. Мы также не сомневаемся в том, что божественное знание не является творением. Коран – это часть божественного знания, и в нем упомянуты имена Аллаха. И поэтому мы нисколько не сомневаемся в том, что Коран не является творением. Коран – это слова великого и могучего Аллаха, который изначально произнес их».
Затем он сказал: «Может ли быть еще большее неверие? Может ли быть еще более ужасное неверие? Если они считают Коран сотворенным, то имена Аллаха также должны быть сотворенными, и божественное знание также должно быть творением. Однако люди не придают этому значение и говорят, что Коран сотворен. Они не придают этому значения и думают, что это незначительный вопрос. Однако они
совершенно не знают того, что это суть неверие. Мне не нравится говорить по этому поводу с любым человеком. Они часто задают мне такие вопросы, но мне не нравится говорить об этом. Я слышал, что они думают, что я вообще воздерживаюсь от его обсуждения».[203]
Абу Бакр спросил: «Если человек считает Коран сотворенным, но говорит, что имена Аллаха и божественное знание не являются таковыми, могу ли я считать его неверным?» Абу ‘Абдуллах ответил: «Мы считаем именно так». Затем он сказал: «Мы не должны сомневаться в нашем Коране. В нем упомянуты имена Аллаха, и он является частью божественного знания, и если кто-либо считает его сотворенным, то мы считаем его неверным». Абу Бакр попытался вернуться к этому вопросу, но аль-‘Аббас сказал ему: «Свят Аллах! Разве тебе не достаточно сказанного?» Абу ‘Абдуллах услышал это и сказал: «Конечно!»
114. Аль-Хасан ибн ‘Абд аль-Авваль рассказывал, что слышал, как Ваки‘ сказал: «Всякий, кто называет Коран творением, является вероотступником, которого следует призвать к покаянию. Если же он откажется покаяться, то его следует казнить».
115. Мухаммад ибн ас-Сабах аль-Баззар рассказывал со слов ‘Али ибн аль-Хасана ибн Шакика, что тот слышал, как Ибн аль-Мубарак сказал: «Мы можем пересказывать слова иудеев и христиан, но мы не можем пересказывать слова джахмитов».[204] Мухаммад сказал, что он боялся впасть в неверие, не ведая об этом.
116. Харун ибн Исхак аль-Хамадани рассказывал, что Абу Ну‘ейм рассказывал, что Сулейман ибн ‘Иса аль-Кари рассказывал, что Суфйан ас-Саури рассказывал, как Хаммад ибн Абу Сулейман сказал ему: «Сообщи Абу Ханифе, этому многобожнику, что я не имею к нему никакого отношения». Сулейман рассказывал, что Суфйан сказал: «Он говорил, что Коран сотворен».[205]
117. Суфйан ибн Ваки‘ рассказывал, что слышал, как ‘Умар ибн Хаммад ибн Абу Ханифа рассказывал со слов своего отца, что Ибн Абу Лейла призвал Абу Ханифу покаяться в том, что тот считал Коран
сотворенным. Он покаялся в этом, и его стали водить среди народа. Хаммад спросил отца: «Как же ты дошел до этого?» Он ответил: «Клянусь Аллахом! Я испугался, что они накажут меня и скрыл свои истинные воззрения».
118. Харун ибн Исхак рассказывал, что слышал от Исма‘ила ибн Абу аль-Хакама, что ‘Умар ибн ‘Убейд ат-Танафаси рассказывал, что Хаммад ибн Абу Сулейман просил передать Абу Ханифе, что он не имеет никакого отношения к его словам и призывает его покаяться, причем это произошло в присутствии Ибн Абу Ганийи. Затем он сказал, что Джарик рассказывал ему, что Абу Ханифа призывал его к воззрениям, от которых ему предложили отречься, после того, как он это произошло.[206]
119. Передают, что Абу Йусуф сказал: «Я препирался с Абу Ханифой в течение двух месяцев, пока он не отказался от воззрений о сотворении Корана».
120. Сулейман ибн Харб сказал: «Коран не является творением, и мои взгляды опираются на писание всевышнего Аллаха, который сказал: «Аллах не будет говорить с ними, не станет смотреть на них в День воскресения».[207] Слова Аллаха не являются творениями, также как и Его взгляд».
121. Аль-Хусейн ибн ‘Абд аль-Авваль рассказывал со слов Мухаммада ибн аль-Хасана ибн Абу Йазида аль-Хамадани, что ‘Амр ибн Кейс аль-Малаи рассказывал, что ‘Атийа рассказывал, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, рассказывал о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Превосходство слов великого и могучего Аллаха над остальными словами подобно превосходству Аллаха над своими творениями».[208]
Этот хадис однозначно свидетельствует в пользу того, что Коран является речью великого и могучего Аллаха и что слова Аллаха не могут быть Его творениями. Великий и могучий Аллах разъяснил то, что Коран является Его речью, и сказал: «Если же какой-либо
многобожник попросит у тебя убежища, то предоставь ему приют, чтобы он мог слышать слова Аллаха».[209] Об этом также свидетельствуют другие аяты великого писания. Кроме того, великий и могучий Аллах поведал о том, что Он вел беседу с Мусой, мир ему и благословение Аллаха.
122. Ваки‘ рассказывал со слов аль-А‘маша, что Хуйсама слышал, как ‘Ади ибн Хатим, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Каждый из вас предстанет перед Аллахом, и не будет меж ними ни преграды, ни переводчика, который стал бы говорить за него».[210]
123. Еще одним свидетельством в пользу того, что Аллах умеет разговаривать, является рассказ, переданный ‘Аффаном со слов Хаммада ибн Саламы, что аль-Аш‘ас аль-Худдани слышал, как Шахар ибн Хаушаб сказал: «Превосходство слов великого и могучего Аллаха над остальными словами подобно превосходству Аллаха над своими творениями».[211]
124. Йа‘ла ибн Минхаль ас-Са‘ди рассказывал со слов Исхака ибн Сулеймана ар-Рази, что аль-Джаррах ибн ад-Даххак аль-Кинди рассказывал, что ‘Алкама ибн Мурсид рассказывал, что Абу ‘Абд ар-Рахман ас-Салми рассказывал, что ‘Усман ибн ‘Аффан, да будет доволен им Аллах, рассказывал о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Лучшими из вас являются те, кто изучает Коран и обучает ему других».[212] Он также сказал: «Превосходство слов великого и могучего Аллаха над остальными словами подобно
превосходству Аллаха над своими творениями». Все это свидетельствует о том, что Коран является речью Аллаха.
125. Сунейд ибн Давуд рассказывал со слов Абу Суфйана, что Му‘аммар слышал, как Катада читал высказывание Всевышнего «Если бы из всех деревьев земли изготовили письменные трости, а к океану прибавили еще семь морей [для изготовления чернил], то их не хватило бы, чтобы исчерпать слова Аллаха. Воистину, Аллах – великий, мудрый».[213]
126. Харун ибн Ма‘руф передавал со слов Джарира ибн Мансура, что Хиляль ибн Йасаф рассказывал, что Фарва ибн Науфаль сказал: «Я был соседом Хаббаба ибн аль-Арата, и однажды он сказал мне: “Послушай, приближайся к великому и могучему Аллаху, как пожелаешь, но ничто не приблизит тебя к Нему так, как это сделают Его слова”».
127. Передают, что Ибн ‘Аббас при толковании высказывания великого и могучего Аллаха «Коран – на арабском языке, и нет в нем кривды»[214] сказал: «Это означает, что он не сотворен».
128. Аль-Лейс ибн Йахйа рассказывал, что Ибрахим ибн Абу аль-Аш‘ас слышал, как Муаммиль ибн Исма‘ил рассказывал, что Суфйан ас-Саури сказал: «Кто считает, что Коран сотворен, является неверным».
129. В достоверном рассказе сообщается, что Джа‘фар ибн Мухаммад сказал, что Коран не является творцом и не является творением. То же самое передают от имени его дяди по отцовской линии Зейда ибн ‘Али и от имени его деда ‘Али ибн аль-Хусейна, да будет доволен ими Аллах.
130. Высказывания о том, что Коран не сотворен и что убежденный в обратном является неверным, принадлежат бесчисленному множеству богословов и знатоков хадисов и преданий. Среди них особо выделяются аль-Хамадан, ас-Саури, ‘Абд аль-‘Азиз ибн Абу Салама, Малик ибн Анас, аш-Шафи‘и и его соратники, Абу Ханифа, Ахмад ибн Ханбаль, аль-Лейс ибн Са‘д, Суфйан ибн ‘Уйейна, Хишам, ‘Иса ибн Йунус, Хафс ибн Гийас, Са‘д ибн ‘Амир, ‘Абд ар-Рахман ибн Махди, Абу Бакр ибн ‘Айаш, Ваки‘, Абу ‘Асым ан-Набиль, Йа‘ла ибн ‘Убейд, Мухаммад ибн Йусуф, Бишр ибн Муфаддаль, ‘Абдуллах ибн Давуд, Салам ибн Абу Мути‘, Ибн аль-Мубарака, ‘Али ибн ‘Асим, Ахмад ибн Йунус, Абу Ну‘ейм, Кубейс ибн ‘Укба, Сулейман ибн Давуд, Абу ‘Убейд аль-Касим ибн Салам, Йазид ибн Харун и многие другие. Если мы продолжим перечислять имена богословов, которые
придерживались этих воззрений, то это займет у нас много времени, однако тех имен, что мы уже перечислили, вполне достаточно. Хвала же за это надлежит одному Аллаху, Господу миров![215]
131. Мы привели доводы из писания великого и могучего Аллаха в пользу того, что Коран не является сотворенным. Эти доводы убедительны и предельно ясны. Нет ни одного авторитетного и заслуживающего доверия знатока хадисов, который разделял бы взгляды о сотворении Корана. Этого мнения придерживаются только простолюдины и невежественные люди, к чьим словам не следует прислушиваться. Перечисленные нами доводы опровергают многие из их утверждений и изобличают их ошибочные взгляды. Воздадим же хвалу Аллаху за то, что Он наделил истину великой силой!