Основные идеи и принципы структурализма как методологии социально-гуманитарного познания
Структурализм – методология социально-гуманитарного познания, связанная с обнаружением и описанием структур в различных областях культуры, социальной жизни. Термин «структура» в структуралистском контексте определяется как реально существующая форма мышления, схема движения мысли, укорененная в подсознательных пластах психики человека. Такого рода структуры квалифицируются как порождающая основа социальных, культурных, антропологических явлений и процессов. Соответственно, методологический стандарт структурализма базируется на принципе структуралистского редукционизма – сведения социокультурной и антропологической реальности к реальности структурной. Эвристические возможности структурализма оцениваются его адептами высоко - он квалифицируется как способ объяснения непонятных явлений культуры. Структурализм не ограничивается открытием ментальных структур, лежащих в основании различного рода антропологических, социальных, культурных феноменов, в его рамках сформулирована оригинальная концепция общества, культуры.
Рассмотрим основные принципы и исследовательские процедуры структуралистского подхода.
Исходным теоретико-методологическим положением структурализма является представление о наличии у человека универсальных инвариантных, бессознательных ментальных структур, организующих и упорядочивающих жизнедеятельность человека и общества и выступающих в роли основных механизмов реакции человека на комплекс воздействий природной и культурной среды. Физический мир, в структуралистской картине мира, есть сырье, которое перерабатывается универсальными психофизическими механизмами человека в артефакты. Бессознательное, выступающее как комплекс ментальных структур, рассматривается структуралистами как основа порядка, который задается людьми в вещах и ситуациях, как внутренний закон. Бессознательные ментальные структуры действуют как механизмы, регулирующие деятельность человека.
Важнейший постулат структурализма - бессознательные структуры объективируются в символические формы. Символом называется объект, стереотип поведения, слово, указывающее на некоторую значимую для человека область реальности – природную или созданную людьми. Процессы порождения символов обозначаются как кодирование. Каждая область социокультурной жизни имеет собственную символизацию. Способность к формированию символов – неотъемлемое качество человека, а правила образования символических объектов универсальны для человека. Человек – маркер, одинаковые явления он метит одинаковыми знаками. Таким образом, культура есть совокупность знаково-символических систем.Она формируется в результатенаполнения пустых бессознательных структур, которые есть культурное априори, знаково-символическим содержанием. Культурное творчество рассматривается как символотворчество, а сама культура как совокупность текстов. Язык, мифология, религия, искусство, традиции квалифицируются как знаково-символические системы, как тексты, построенные исходя из универсальных структурных закономерностей. На первом месте в системе гносеологических ориентиров структурализма стоит язык как знаково-символическая система. Структурализм направляет усилия, в первую очередь, на постижение организованных объектов через изучение структур их понятийного аппарата – языка. Язык служит не только моделью, но и основой смысла. Одна из фундаментальных идей структурализма - слово учреждает реальность. Соответственно, важнейший структуралистский принцип – принцип языкового редукционизма.
Ключевой принцип структурализма - принцип выделения универсальных способов внутренней организации культуры, общества, человека. С позиций структурализма - структуры рассматриваются как формы мышления одинаковые для всех типов культуры, общества. Отталкиваясь от этой идеи, структуралисты выдвигают тезис: культуры невозможно классифицировать с позиций единой шкалы развития, поскольку они есть вариации, обусловленные наложением различных конфигураций «пустых структур» на неоднородный «природный материал». Культурная динамика квалифицируется структуралистами как следствие постоянной верификации человеком представлений об окружающем мире и изменения в результате этой верификации принципов комбинаторики внутри подсознательных структур, но не самих структур.
Структурализм отличает стремление сделать строго-научным социально-гуманитарное знание. Структуралисты отказываются от иррациональных подходов к исследованию бессознательной умственной деятельности. Последняя, в их представлении, обладает структурной упорядоченностью. Соответственно усилия исследователя должны быть направлены на изучение всеобщих схем и законов деятельности человеческого интеллекта. Структуралистское исследование культуры предполагает наличие строгой научной основы, использование точных методов естественных наук, математического моделирования, формализации, компьютеризации. Главный идеолог структурализма К. Леви-Стросс утверждал, что: «Нет точных и естественных наук, с одной стороны, социальных и гуманитарных наук – с другой. Есть два подхода, из которых только один имеет научный характер – подход точных и естественных наук, изучающих человека как часть мира. Другой подход (социальных наук) значим постольку, поскольку лишь использует техники точных наук, но отношения, их связывающие, - внешние, а не внутренние. По сравнению с точными естественными науками социальные находятся в положение клиентов, а гуманитарные пытаются стать учениками». Но как только ученики подрастают, становится ясно, что «науками они могут стать, только перестав быть гуманитарными» (1).
В рамках структурализма сформировалось особое направление исследовательской мысли, в русле которого не человек, но безличные структуры оказались в центре внимания. Структурализм, таким образом, есть дегуманизация науки. Человек рассматривался как пункт пересечения структур, направляющих его деятельность. Цель структуралистских исследований заключается в том, чтобы обнаружить за осознаваемыми образами, посредством которых человек понимает историческое становление инвентарь бессознательных, всегда ограниченных по числу возможностей структур. Леви-Стросс полагал, что конечная цель гуманитарных наук не в том, чтобы создать человека, а в том, чтобы его растворить.
Цель структуралистской методологии - выявление и научное познание бессознательных мыслительных структур путем сравнительного структурного анализа знаковых систем, понимаемых как культурные тексты. Эта цель реализуется посредством решения следующих задач: раскрытия комбинаторных механизмов, преобразующих внешние воздействия - стимулы среды - во внутренние индивидуальные представления - концепты; экспликация механизмов, регулирующих преобразование концептов в знаки и символы, которыми человек отвечает на воздействие среды; выделение необходимых концептов; соотнесение их с коммуникативной ситуацией; выбор и использование знаковых средств для формирования символа. Структурализм ориентирует исследователя на поиск общих принципов культурного упорядочения человеческого опыта, понимаемого как построение знаковых и символических систем; выявление логики порождения, строения и функционирования сложных объектов человеческой духовной культуры. Он тесно связан с семиотикой - наукой о знаках и семантикой - наукой о значениях.
Основные процедуры структуралистской методологии:
а) Анализ различных культурных текстов, направленный на выявление за знаковым и смысловым многообразием структурного единства текстов, порожденного универсальными для человека правилами образования символических объектов.
б) Выделение из всего корпуса культурных текстов и знаковых систем тех, в которых можно увидеть определенные сходные черты, предполагающие наличие внутренней структуры.
в) Выделение минимальных элементов структуры - пары оппозиционных концептов, связанных устойчивыми отношениями. Концепт – смысл, представление.
г) Сравнительный анализ выделенных элементов - сегментов или оппозиций, направленный на экспликацию стабильных правил преобразования внутри и между оппозициями, для того, чтобы в дальнейшем моделировать применение этих правил на всех возможных вариантах оппозиций данного комплекса текстов.
д) Верификация, полученных путем подобного анализа комбинаторных механизмов на более широком круге знаковых систем и культурных текстов для того, чтобы в итоге образовать структурированный комплекс правил, инвариантных для любой знаковой системы (текста), а, следовательно, максимально приближенный к искомым глубинным психическим структурам.
Структурализм выдвигает тезис: история есть результат объективации бессознательных структур.Структуралистское понимание истории основано на идее, согласно которой история не имеет смысла, поскольку в ней правят не люди, а бессознательные структуры.
§2. Основные идеи и принципы постструктурализма (постмодернизма) как методологии социально-гуманитарного познания
Постструктурализм (постмодернизм) - теоретическая рефлексия культуры постмодерна, общеметодологическая основа постмодернистских концепций культуры, общества, человека. Постструктурализм (неоструктурализм) - направление, сложившееся на основе развития, преодоления и отрицания структурализма, полагающее в центр внимания не структуру, но несистемное, неструктурируемое желание, понимаемое как источник всех форм культурной действительности. Ведущие теоретики постструктурализма – М. Фуко, Ж. Лакан, Р. Барт - вначале своей деятельности выступали как сторонники структуралистской парадигмы. Доктрина постструктурализма является выражением релятивизма и скептицизма, важнейший ее принцип - принцип методологического сомнения по отношению ко всем позитивным истинам, установкам и убеждениям. Специфика постструктурализма как современного типа знания заключается в том, что он существует не как набор определенных истин, а как полемическое пространство, где в постоянном диалоге сосуществуют разнородные концепции. Постструктуралистский способ мышления характеризуется программной неметодичностью манеры аргументации.
Рассмотрим основные принципы и исследовательские процедуры постструктуралистского подхода:
Важнейшим теоретико-методологическим положением постструктурализма является идея деструктурации - отрицание структуралистского понимания бессознательного. Структурализм – предмет инвектив постструктурализма. Бессознательное, в постструктуралистской интерпретации, не есть универсальные упорядочивающие структуры, но разомкнутая хаотичная «магма» желаний, «машины желаний». В понимании человека на первое место выходят несистемные, неструктурируемые явления, их источником представляется его субъективность, индивидуальные особенности психики, воля. Ключевой категорией, характеризующей человека, является категория «желание», понимаемое как универсальная форма проявления стремления человека к коммуникации с окружением, определяющая все формы индивидуального и коллективного действия, социальной и культурной действительности.
Ключевое положение постструктурализма – идея децентрации, тотального плюрализма.С позиций постструктурализма знаково-символические структуры – не универсальны, но историчны, они порождены нововременным европейским структурирующим разумом, модернистской метафизической и научной традицией. Основой этой традиции является лого-фоно-фаллоцентризм – маскулинно-патриархальная и тоталитарная по своей сути направленность на подчинение человеческих желаний заданной смысловой схеме. Такого рода направленность рассматривается как проявление «воли к власти», как способ манипулирования сознанием человека. Воля к власти есть стремление к упорядоченности, устойчивости, структурированности, которая характеризуется такими терминами как закрытость, завершенность, центрированность, отсутствие динамики.
Альтернативой принципа лого-фоно-фаллоцентризма, в видении представителей постструктурализма является принцип мировоззренческого хаоса, метафорически выраженный в понятии «мир-ризома». Господствующим признаком ризоматичной картины мира является эклектизм, который достигается при помощи принципа нонселекции – приема создающего эффект фрагментарного, лишенного смысла мира. Важнейшее требование нонселекции – требование культивирования хаоса, т.е. отказа от любого рода иерархии смыслов, смысловых обобщений – мета-повествований, мета-смыслов, мета-рассказов и перевода проблемы смысла с уровня коллективного и объективного мифа на уровень чисто личной перцепции. Постструктурализм противопоставляет метафизике и науке культуру, понимаемую как свободная стихия творчества, игры, реализации желания. Постструктуралисты развивают тезис - адекватное постижение действительности доступно не точным наукам, но интуитивному «поэтическому мышлению».
Подобно структурализму постструктурализм уподобляет самосознание личности, а также культуру как таковую некоей сумме текстов. Однако сам подход к тексту радикально изменяется. Для постструктурализма становятся важными в тексте не структурируемые элементы, сближающие его с другими текстами, а то уникальное несистемное маргинальное, что реализовалось в тексте внесознательно и понимается интуитивно. Интерпретация текста – это понимание в нем того, что вынесено за скобки и выводит за пределы самого текста в мир желаний, такое понимание есть всегда процесс. Объектом анализа является, таким образом, во-первых, контекст – совокупность смыслов стоящих за текстом и определяющих его; во-вторых, динамика, изменчивость, нивелируемая при структурном анализе; в-третьих, несистемные, нерасчлененные элементы текста, несводимые к дихотомическому делению.
Понятие «текст» отождествляется постструктуралистами не с устной речью как у структуралистов, но с письменным текстом как единственно надежным средством его фиксации. Панъязыковая и пантекстуальная позиция постструктуралистов, редуцирующих сознание человека до письменного текста и рассматривающих как текст культуру, литературу, искусство порождает концепцию смерти субъекта, смерти автора.Постструктуралистов интересует не авторская позиция, но то, что привнесено в него последующими интерпретациями.
Разоблачение понятий «структура», принципа центрации влечет за собой «семантическое аннулирование» (Бодрийяр) «кастрацию» (Барт) реальности, критику принципа репрезентации, замену репрезентативной модели симулятивной. В постструктурализме осуществляется разоблачение традиционной структуралистской схемы знака как единства означающего и означаемого. Постструктуралисты утверждают, что существует пропасть между означаемым и означающим, при этом означающее господствует над означаемым. Знак, в постструктуралистском понимании, ничего не означает или означает только самого себя. Знакесть фикция - симулякр, не копирующий реальность, но моделирующий ее. Соответственно, означение, создание текста есть «производство фикции» или «процессия симулякров». На смену реальности приходят«симуляции» и «репрезентации». Симулякры, детерминируя человека, становится полем, где реализуется дискурс власти.
Постструктурализм дискредитирует концепцию универсализма, в его рамках объяснительные схемы или обобщающии конструкции определяются как «маска догматизма», а принципа рациональности - как проявления «империализма рассудка». В современном, обществе, в представлении постструктуралистов, происходит борьба различных идеологических систем за «власть интерпретации». «Господствующие идеологии», завладевая СМИ, навязывают индивидам свой язык, мышление. Постструктуралисты проповедуют отказ от идеи универсализма в пользу идеи партикулярности текстов. Постструктурализм стремиться объяснить сходство текстов не структурной универсальностью, а взаимовлиянием текстов, заимствованием, неосознанным косвенным цитированием, коллажами. Для постструктурализма повторяемость и устойчивость элементов текста и, стоящих за ними представлений, является не свидетельством структурной универсальности, но проявлением диффузии или мимесиса - подражания другому тексту.
Цель постструктурализма – деконструкция текста, понимаемая как демонтаж процесса порождения текста, выявление тех элементов, из которых он собран, обнажение не структуры, но технологии создания текста, обнаружение его интертекстуальных зависимостей, анализ бинарных оппозиций, направленный на нивелирования их противостояния.
Основные процедуры деконструкции:
а) «Разборка» текста на элементарные формы во всех планах – композиционном, сюжетном, стилистическом, психологическом.
б) «Сборка» текста - интерпретация, направленная на выявление того, что внесено в этот текст конкретным контекстом его создания, желанием его создателя и дискурсом власти.
В рамках постструктуралистского феминизма развивается идея «женского письма», которое противопоставляется лого-фоно-фаллоцентризму патриархальной рациональной модернисткой традиции. Женское письмо – интуитивно-поэтическое, подчиненное «логике» желания - рассматривается как свободное от упорядочивающего воздействия тотализирующего логоса проявление человеческого Я.