Распределение жителей Санкт-Петербурга и Лондона в конце XIX века
Возраст | 0-10 | 10-20 | 20-30 | 30-40 | 40-50 | 50-60 | 60-70 | 70-80 | 80-90 | 90-100 |
% | 20,67 | 18.99 | 20,22 | 15,22 | 10,97 | 7,24 | 1,89 | 0,44 | 0,03 | |
Лондон | 59,9 | 37,7 | 2,4 | |||||||
Санкт-Петербург | 58,9 | 39,6 | 1,5 |
В случае рассмотрения того, как распределяется психологическая активность личности, необходимо для адаптации формулы Менделеева ввести соответствующие уточнения: психологический возраст личности нельзя принимать при современном методическом обеспечении экспериментальной психологии нулевым, поскольку личностные опросники вообще имеют своей нижней границей применения старший дошкольный возраст. По-другому можно сказать, что в таком случае, как шутят психологи, измерение интеллекта следовало бы начинать от дождевого червя.
Поэтому условной нижней границей психологического возраста следует принять ту, которая предлагается вводимой нами универсальной шкалой, исходя из того, что такая шкала действительно наиболее адекватна и представлению о временном развитии личности, и основным существующим системам исчисления. В силу этого первого условия определяется и второе: верхним пределом психологического возраста является максимальное значение этой же универсальной шкалы. То есть диапазон изменений психологического возраста в его абсолютном выражении заключен в пределы универсальной шкалы 20-80, а в процентном выражении — в пределы 0-100 %. То есть если в формуле Менделеева фактически и по X, и по Y пределы изменений 0-100 единиц или процентов, то данная формула легко совмещается с универсальной шкалой, что и может быть показано на примере различных исследований психологической активности личности, способствующих обобщению представлений о ее развитии и эволюции.
Пример профориентационного исследования психологической активности личности
Таблица 20.2
Пример распределения численности населения развитых европейских стран (Y0% и Yl%) в зависимости от возраста (n=ХО,Х% лет) по формуле Д. И. Менделеева
YO, % | YI.% | n=ХО, (лет) | n=Х, %(лет) | |
N | 4 | |||
0,0570 | 0,05 | 8,33 | ||
1,0243 | 1,02 | 16,67 | ||
3,4428 | 3,09 | 25,00 | ||
7.2838 | 6,28 | 33,33 | ||
12,5480 | 10,55 | 41.67 | ||
19,2342 | 16,23 | 50,00 | ||
25,6073 | 25,61 | 58,33 | ||
19,2342 | 16,23 | 66,67 | ||
12,5480 | 10,55 | 75,00 | ||
7,2838 | 6,28 | 83,33 | ||
3,4428 | 3,09 | 91,67 | ||
1,0243 | 1,02 | 100,00 | ||
Σ |
Таблица 20.3
Пример распределения населения развитых европейских стран (Yl%) по признаку рождаемости в зависимости от возраста (n=Х лет) (формула Д. И. Менделеева)
N-п/п | ||||||||||
n = x | ||||||||||
y % | 13,12 | 11,9 | 11,2 | 9,98 | 8,89 | 7,52 | 6,88 | 5,94 | 5,27 | 4,68 |
N-п/п | ||||||||||
n = х | ||||||||||
у % | 4,06 | 3,18 | 2,65 | 2,06 | 1,52 | 0,77 | 0.34 | 0,11 | 0,03 | 0,01 |
Таблица 20 .4
Пример распределения населения развитых европейских стран (Yl%) по признаку смертности в зависимости от возраста (n=Х лет) (формула Д. И. Менделеева)
N-п/п | ||||||||||
n = x | -3 | -8 | -13 | -18 | -23 | -28 | -33 | -38 | -43 | 48- |
y % | 13,12 | 11,9 | 11,2 | 9,98 | 8,89 | 7,52 | 6,88 | 5,94 | 5,27 | 4,68 |
N-п/п | ||||||||||
n = x | -53 | -58 | -63 | -68 | -73 | -78 | -ИЗ | -88 | -93 | -98 |
y % | 4,06 | 3,18 | 2,65 | 2,06 | 1,52 | 0.77 | 0,34 | 0,11 | 0,03 | 0,01 |
Рис. 20.2. Пример распределения населения развитых европейских стран (Y1%) по признакам смертности и рождаемости в зависимости от возраста (n = Х лет) (формула Д. И. Менделеева)
Рис. 20.3. Гистограмма распределения населения развитых европейских стран (Y1%) no признакам смертности и рождаемости в зависимости от возраста (n = Х лет) (формула Д. И. Менделеева)
Рис. 20.4. Сокращенный вариант распределения численности населения развитых европейских стран (Y0% и Y1%) в зависимости от возраста (n=Х0,Х% лет) по формуле Д. И. Менделеева
Рис. 20.3. Сокращенный вариант гистограммы распределения численности населения развитых европейских стран (YO % и Y1 %) в зависимости от возраста (n = Х0, Х % лет) по формуле Д. И. Менделеева
Таблица 20.5
Пример распределения психологической активности испытуемого (Y%) по признаку продуктивности в зависимости от времени (n=Х ед.)*
t | Gs | Ts | Cs | Ps | Ms | Ps | Ps% | Go | To | Co | Po | Mo | Po | Po% | Рcум | Yсум% | |
N | |||||||||||||||||
20-25 | 1,3 | 1,25 | 1,250 | ||||||||||||||
26-30 | 5.0 | 1,25 | 3,130 | ||||||||||||||
31-35 | 8,8 | 6,25 | 7,500 | ||||||||||||||
36-40 | 11,0 | 15,00 | 13,125 | ||||||||||||||
41-45 | 21,0 | 11,25 | 16,240 | ||||||||||||||
46-50 | 19,0 | 21.25 | 20,000 | ||||||||||||||
51-55 | i | 8,8 | 17,50 | 13,125 | |||||||||||||
56-60 | 11,0 | I | 11,25 | 11,250 | |||||||||||||
61-65 | 6,3 | 5,00 | 5,630 | ||||||||||||||
66-70 | 3,8 | 3,75 | 3,750 | ||||||||||||||
71-75 | 2,5 | 3,75 | 3,130 | ||||||||||||||
76-80 | i | 1,3 | 2,50 | 1,880 | |||||||||||||
å |
* Построение личностного профиля на основании результатов, приведенных в данной таблице, см. § 20.8
Таблица 20.6
Обобщенная характеристика распределения психологической активности испытуемого (Y%) по признаку продуктивности в зависимости от времени (n=Х ед) или в зависимости от психологического возраста (Хпв) (на основании таблицы 20.5)
t | Pсум(Y) | Yсум% | X | Х% | Хпв | |
N | I | |||||
20-25 | 1,250 | 8,33 | ||||
26-30 | 3,130 | 16,67 | ||||
31-35 | 7.500 | 25,00 | ||||
36-40 | 13.125 | 33,33 | ||||
41-45 | 16,240 | 41,67 | ||||
46-50 | 20,000 | 50,00 | ||||
51-55 | 13,125 | 58,33 | ||||
56-60 | 11,250 | 66,67 | ||||
61-65 | 5.630 | 75,00 | ||||
66-70 | 3,750 | 83,33 | ||||
71-75 | 3,130 | 91,67 | ||||
76-80 | 1,880 | 100,00 | ||||
S |
Рис. 20.6. Обобщенная характеристика распределения психологической активности испытуемого (Y %) по признаку продуктивности в зависимости от психологического возраста (n=Х пв) (8-100 «лет»)
Рис. 20.7. Гистограмма обобщенной характеристики распределения психологической активности испытуемого (Y %) по признаку продуктивности в зависимости от времени (n=Х ед.) (на основании таблицы N4)
Пример построения личностного профиля психологической активности на основании результатов системного обследования
Gs | Go | Ts | To | Cs | Co | Ps | Po | Ms | Mo |
Gs — Субъективные показатели по методикам Холланда, Стреляу, общей оценки интеллекта, включая предварительную оценку проявления вторичного фактора Р. Кеттелла (экстраверсия-интроверсня )
Go — Объективные показатели по вышеуказанным методикам.
Ts — Субъективные показатели по адаптированной методике Д. Кейрси
То — Объективные показатели по вышеуказанной методике.
Cs — Субъективные показатели по методике самооценки характера.
Со — Объективные показатели по методике Р. Кеттелла.
Ps — Субъективные показатели по методике «Структура интересов»
Ро — Объективные показатели по вышеуказанной методике.
Ms — Субъективные показатели по методикам: «Конструктивность мотивации» и «Структура мотивации»
Мо — Объективные показатели по вышеуказанным методикам.
Личностным профиль психологической активности построен на основании результатов системного обследования клиента, приведенных в табл. 20.4, стр. 524. Анализ качества профиля осуществляется с помощью следующих четырех методических приемов.
1. Выясняется индивидуально-своеобразная мера активности человека, прежде всего по методикам исследования темперамента. Этот уровень активности может быть представлен в виде прерывистой линии, проведенной через весь профиль. По высоте этого уровня можно судить, является ли в целом активность человека умеренной, соразмерной его индивидуальным особенностям, или человек активен сверх собственных природных возможностей, или, наконец, человек недостаточно активен по отношению к этим возможностям. Во внимание принимается как субъективная, так и объективная оценки активности личности.
2. Определяется экстравертность клиента, например, по методикам Г. Ю. Айзенка и Р. Б. Кеттелла (вторичный фактор по этой методике). Активность личности оценивается по отношению к прерывистой линии экстраверсии, проходящей через весь профиль. Этот прием является более точным, поскольку экстраверсия уже предполагает психологическую оценку активности человека.
3. Еще более точный прием — это оценка качества самоактуализации личности путем расчета так называемого «золотого сечения» полного личностного профиля. Принимается во внимание среднее минимальное значение активности по 10 точкам, располагающимся внизу профиля. Точно так же рассчитывается максимальное значение по 10 наиболее высоко расположенным точкам. Диапазон изменений от минимума до максимума обозначается D и умножается на величину 0,618... Затем к минимальному значению прибавляется полученная путем умножения величина, представляющая искомое «золотое сечение» профиля. В этом случае индивидуальная мера активности личности определяется наиболее точно. Она как раз, скорее всего, и оказывается медианой распределения активности личности, если личность психологически здорова.
4. Наконец, конкретное состояние психологического здоровья человека определяется наиболее адекватно путем построения гистограммы активности на основании накопленных частот личностного профиля.