Типологическое единство темперамента, характера и мотивации
Прежде чем перейти к изложению содержания данной главы, напомним читателям о том, что нами уже исследовано и что еще остается рассмотреть, хотя такой предмет познания, как личность человека, практически неисчерпаем. В этой «рекогносцировке» лучше всего помогает книга В. А. Ганзена «Системные описания в психологии», где ее автор в спою очередь опирается на труды Б. Г. Ананьева; «Огромная заслуга Б. Г. Ананьева состоит в выделении основных четырех макрохарактеристик человека как индивида, субъекта (деятельности), личности и индивидуальности» [27, 158]. В. А. Ганзен помещает далее аргументированную им схему взаимосвязи этих четырех макрохарактеристик. В нашей модели личности каждая из них опосредуется активностью человека, «оживляющей» всю систему, рассматриваемую применительно к данному конкретному испытуемому. Благодаря профилям свойств личности по исследованным параметрам реактивности и активности мы получили наглядное представление о том, как через темперамент и характер, а также через другие, сопутствующие им свойства в структуре личности обнаруживается представленность целостного человека как индивида и индивидуальности. Теперь по двум оставшимся пока вне поля восприятия параметрам направленности и возможностей личности необходимо рассмотреть, как через мотивацию и способности, а также через другие свойства в структуре личности представлены человек как субъект (деятельности) и человек как целое, по сравнению с другими людьми.
Причинные типологии индивидуальных различий опираются на представления о единстве мира, но их основным содержанием и смыслом является единство личности и относительная независимость человека, позволяющая объяснить и регулировать его поведение, исходя из него самого. В этих типологиях в качестве принципов построения объединяются реактивность и активность, аффект и интеллект, отношения и мотивация. Способы функционирования этих личностных образований выступают как смыслообразующие мотивы и одновременно как характеро- и темпераменто образующие формы включенности личности в деятельность. При таком объединении мотивации, темперамента и характера разрешается как проблема оснований причинных типологий, так и «узловой вопрос исследования характера», поставленный С. Л. Рубинштейном, «в плане перехода от ситуативных мотивов в устойчивые личностные побуждения» [107,134-135].
Таким образом, диагностика темперамента, неудовлетворительная без рассмотрения вопросов его связи с характером, оказывается к тому же зависимой и от необходимости адекватного анализа мотивации человека. Соответственно, и основания причинных типологий темперамента и характера находятся в едином «рубинштейновском узле» с основаниями типологии мотивации. Формирование динамики человеческой мотивации осуществляется в овладении ребенком основными способами деятельности как воплощенными мерами его активности и реактивности. Именно динамика последних отвечает сущности становления более или менее уравновешенного поведения, первоначально связанного с доминированием реактивности, выражающимся в непосредственности детского поведения. Поэтому первоначально формируется не содержательная, а динамическая сторона мотивации. При этом существенны как высоко генерализованные особенности нервной системы, так и обстоятельства включенности ребенка в ситуации его жизнедеятельности.
Реактивность и возрастающая активность ребенка, которые проявляются в формирующихся темпераменте и характере, постепенно расширяют личностный смысл индивидуально-своеобразных способов и стиля деятельности, формируется более адекватная самооценка, а речевая саморегуляция поведения начинает доминировать над сенсорной.
В целом, подобно тому как основные способы деятельности сначала определяют формирование динамики мотивации, так и позднее они же одновременно с формирующимися свойствами характера обеспечивают развитие содержательного плана мотивации.
Таким образом, способы деятельности выступают не только основообразующими факторами темперамента и характера, но и основами мотивации. При этом динамическая сторона мотивации обращена к темпераменту, а содержательная — к характеру. Это означает, что в мотивации осуществляется синтез реактивности и активности человека, представленный индивидуально-своеобразными особенностями саморегуляции поведения.
В обобщенной форме эти особенности саморегуляции выступают как сложившиеся в сфере общения программы, стратегии поведения имеющие нравственное значение и связанные с образом «Я». Поэтому диагностика и типология мотивации вполне естественно могут опираться не только на опосредованное ее познание через синтетическое проявление свойств реактивности и активности, но и на непосредственное выявление стратегий поведения. Оптимальными средствами в первом случае являются методики, направленные на получение развернутых структур мотивации из многих составляющих ее мотивов, а во втором— ценностно-ориентированные. В обоих случаях предпочтительны проективные методики, в особенности если необходимо выя вить основные стратегии поведения. Типы этих стратегий являются содержательной основой построения причинной типологии мотивации.