Психология саморазвития личности в ее эволюции
Первая стадия этой дифференциации относится к состоянию новорожденности и младенчества. На этой стадии активность разделяется на две относительно самостоятельные формы:
1. Индивидный и индивидуальный опыт ребенка в его отношениях с окружающими людьми.
2. Самоощущение и самочувствие, благодаря которым опыт постоянно обогащается в тех направлениях, которые являются социально приемлемыми.
Вторая стадия — детство ребенка, когда опыт и самочувствие, интеллект и аффект объединяются благодаря опосредующему влиянию речи. На этой основе возникают сознание и самосознание. Активность личности дифференцируется в соответствии с известным разделением индивидных, индивидуальных, объектных и субъектных свойств личности.
Третья стадия — отрочество; основная проблема личности в отрочестве — это самоидентификация. На предыдущей стадии уже произошла полоролевая идентификация. Взрослые, определяющие условия воспитания, и сверстники, взаимовлияющие друг на друга в своем непосредственном общении, способствуют формированию адекватного полоролевого поведения. На самом деле, в отличие от биологизирующих представлений психоанализа, речь идет не столько о полоролевом поведении, сколько о реконструкции внутреннего мира ребенка. Только имея общее представление о мире, ребенок может осуществлять свое адекватное поведение, в том числе и полоролевое. Поэтому нужно подчеркнуть, что содержание самоидентификации в отрочестве сопряжено с рефлексией, т. е. с развитием способности понимать не только себя, но и других, например, в плане эмпатии, которая представляет собою разрешение проблем эгоцентризма-децентрации.
Эгоцентризм — это не эгоизм; эгоизм это свойство личности, это определенная социальная ориентация на себя, а не на других. Эгоизм противоположен альтруизму. Эгоцентризм внешне подобен эгоизму, но он представляет собою простое отсутствие умений взаимодействовать с другими людьми. Не владея собою, ребенок невольно выбирает абсолютной точкой отсчета свои потребности, которые еще не может удовлетворить полностью.
Ребенок следует эгоцентризму бессознательно, в то время как окружающие приписывают ему осознанный эгоизм. Поскольку ребенок выбирает точку отсчета бессознательно, то она ничем в его сознании не выделяется по сравнению с другими возможными. На сознательном уровне также этой точкой отсчета может быть любая, то есть ребенок вообще не обладает предпочтительным центром мира. Поэтому эгоцентризм сопровождается децентрацией: например, ребенок забывает на рисунке семьи изобразить самого себя.
Взрослые приписывают ребенку особенности своей собственной психологии, в то время как содержание развивающейся активности детей качественно отличается от вполне дифференцированной активности взрослых. Мы не можем осуждать людей, воспитывающих ребенка, когда они приписывают ему свои собственные достоинства и недостатки, ведь они не имеют, как правило, специального психолого-педагогического образования. Но для специалистов неприемлемо признание ребенка существом изначально недостаточным. Ребенок рассматривается как недоразвитая личность, а на самом деле структура личности ребенка также является полной, но не столь дифференцированной, как у взрослых. Различие в психологии детей и взрослых — это различия в степени дифференциации, а следовательно, и в качестве понимания окружающего мира и самого себя. Качественные различия в существе понимания мира в принципе уже определяют возникновение проблемы взаимопонимания детей и взрослых. Эта проблема усугубляется еще и тем, что существуют различия в темпах освоения внешнего мира и преобразования мира внутреннего: взрослые часто в значительной мере теряют способность так же быстро самосовершенствоваться и развиваться, как это проявляется у детей. И с этой точки зрения не дети, а именно взрослые оказываются «недостаточными».
Дифференциация свойств личности в подростковом и юношеском возрастах с теоретической точки зрения осуществляется по тем же признакам — «сходное» и «отличное», то есть логика дифференциации остается той же самой что и во всей структуре развивающейся личности. В первую очередь дифференцируются индивидные свойства: реактивность разделяется на «сходное» и «отличное», а именно на тины меланхоликов и флегматиков. Соответственно активность проявляется в типах сангвиника и холерика.
Меланхолик наиболее реактивен и наименее активен. Холерик наименее реактивен и наиболее активен. То есть в отрочестве уже дифференцируются тины темперамента, хотя и на фоне повышенной «возбудимости», которая на самом деле определяется не столько физиологией, сколько демонстративностью поведения.
Характер в терминах темперамента также может быть определен как меланхолия, флегматия, сангвиния и холерия. Теоретически это верно, так как в характере темперамент приобретает законченную форму (индивидное опосредуется индивидуальным). Такое определение типов характера означает по существу его дифференциацию в аффективном плане. С точки же зрения когнитивной, рациональной типы характера могут быть определены в согласии с мнением И. П. Павлова и в соответствии с родовым определением человека (Homo Sapiens) [81]:
1. Художественный («художник»),
2. Практико-художественный.
3. Практико-мыслительный.
4. Мыслительный («мыслитель»).
Способности организации или саморегуляции в общественном разделении труда, в котором во все более полной мере участвуют подростки, юноши и девушки, подразделяются на те, которые обеспечивают регуляцию и саморегуляцию, и на те, которые понимаются как способности к руководству и лидерству. Из единства руководства и лидерства можно понять всю структуру способностей как сочетание способностей самоуправления и управления или (само)обладания. То есть в «организаторских» способностях находят завершение, принимают законченные формы волевые свойства характера. С другой стороны, способности саморегуляции с точки зрения преимущественно внешней, объектной определяются как возможности оптации и адаптации или возможности включения, вхождения в мир профессий и последующей адаптации в этом мире, то есть в общественном разделении труда.
Коммуникативные способности, как это уже отмечалось выше, также имеют две стороны, одна из них связана с коммуникацией, (со)общением, а другая сторона — с готовностью и умением (со)чувствовать.
В плане мотивации достижения разделение происходит также в системе общественного разделения труда. Таким образом, для одной категории молодежи наиболее значимыми с личностной точки зрения становятся стратегия включенности и принадлежности (главное для подростка не то, что именно он будет делать, а то, что он должен быть включен в некоторую сферу совместной деятельности). Вторая стратегия обеспечивает адаптацию. Она предполагает уже не приспособление, а соревнование, ревность, соперничество. К сфере мотивации Достижений относятся по своему генезису привычки, которые имеют силу мотивов.
Привычка как мотив «выше» человека и тем более «выше» ситуации: именно это имеет в виду А. С. Пушкин, когда говорит: «Привычка свыше нам дана, замена счастию она». Действительно, человек, действующий в согласии со своими, надо полагать, социально приемлемыми привычками, чувствует себя по крайне мере вполне комфортно, если не счастливо. Это тем более верно, с точки зрения А. С. Пушкина, поскольку он отмечает еще одну психологическую сторону человеческой жизни: « На свете счастья нет, а есть покой и воля», — то есть на первое место ставится возможность привычного, спокойного или умеренного в смысле своей произвольности поведения. Такое поведение — аналог счастья и гармонии.
Мотивация достижения «ведет» человека по пути самореализации. Человек как бы «вынужден» брать все новые и новые высоты. С другой стороны, мотивация отношения — это отношение еще и к мотивации достижения и к бытию в целом. Мотивация достижения дополняет мотивацию отношения. Сама по себе мотивация отношения — это мотивация отношения к отношению, то есть она представляет собой, как минимум, двойное отношение. На схеме мотивация отношения дифференцирована с точки зрения этической в формах автономии и консономии, а мотивация достижения — в формах аномии и гетерономии.
В заключение вновь отметим, что единство «сходного» и «отличного» представляет собою некоторую развивающуюся общность. Общность — это идеальное, или некоторая идеальность. Генезис этой категории в абстрактном плане адекватен генезису психологии общественно-исторического Человека. Такое определение основано на том, что идеальное вообще возникает только в целенаправленной деятельности человека. Только человек обладает способностью к такой деятельности, которая в полной мере может быть планируемой. При этом идеальное — это не образец, так же как и психика — не отражение. Психика и психология человека — это сторона деятельности человека, она полностью представлена его отношениями в деятельности и к этой деятельности (в его бытии и к его бытию).
Идеальное — это как бы «узелок» на платке, это символ, по отношению к которому материал, являющийся лишь функцией символа, не имеет значения. Символ и материал, из которого он «изготовлен» реально или только идеально, относительно независимы друг от друга. Идеальное — это форма некоторой «вещи», но существующая вне этой «вещи». Эта форма мысли, которая существует как форма деятельности, благодаря которой и возникает форма «вещи».
Идеальное может быть и формой деятельности, но вне этой деятельности, т. е. в форме «вещи». Идеальное — это план деятельности и план существования вне этой деятельности, в форме некоторого психологического образа, то есть в форме некоторой мыслимой «вещи».
Активность развивающейся личности идеальна, она соотносится с деятельностью человека как ее «сторона», более или менее этой деятельности адекватная. Эту формулировку можно с точки зрения личности выстроить и по-другому: не активность более или менее адекватна деятельности, а деятельность, скорее всего, ей соответствует или еще не соответствует, слово не всегда и не полностью реализуется в деле, которое выполняет человек. Точно так же эволюция личности не осуществляется автоматически или стихийно, для этого необходима целенаправленная, субъектно-определенная активность саморазвития человека.