Принципы конструирования структуры развивающейся личности
Структура личности строится на основе идеи соотносительности. Следовательно, вопрос о том, абсолютным или относительным является нечто в структуре личности, решается каждый раз в конкретных условиях и в пределах нравственно-положительной оценки ситуации личностного развития человека. Но на основе сложившихся в современной науке представлений о личности основные принципы построения и содержание ее структуры имеют в каждый отдельный момент развития этой науки абсолютное значение. При этом любые построения структуры личности должны быть преемственными по отношению к ранее сложившимся в истории науки. С другой стороны, структура личности с учетом уникальности личности самого исследователя и личности клиента должна быть уникальной и оригинальной. Эта личностная, субъектная ориентированность содержания модели эволюции личности обеспечивает выполнение требования соотносительности, — в противоположность догмату абсолютности (рис. 6.1).
Из схемы следует, что специалист вынужден постоянно решать вопрос о мере абсолютного и относительного, преемственного и оригинального.
Построение структуры развивающейся личности — это не академический, а практический вопрос для специалиста, и поэтому, владея теоретическими представлениями, специалист всякий раз заново, в зависимости от особенности личности клиента и особенностей социальной ситуации, выстраивает уникальную структуру Я-ситуации клиента. В данном случае становится особенно ясно, что нет ничего практичнее хорошего знания теории, и, с другой стороны, практика обязывает специалиста постоянно развивать теоретические знания. Это особенно отмечает Л. С. Выготский в работе «Исторический смысл кризиса психологии», где он подчеркивает мысль о связи философии (то есть общей теории психологии) и практики, составляющих вместе тот камень, который «презрели строители» и который нужно поставить «во главу угла». Этими «строителями» должны быть те специалисты, которые формируют новую теорию общей психологии личности и ее эволюции.
Выражая идею преемственности в развитии общей психологии личности, нужно прежде всего, следуя идее Б. Г. Ананьева, заложить в ее основания следующие два принципа:
1. Субординации (то есть иерархии).
2. Координации (то есть гетерархии).
Субординация предполагает упорядоченное подчинение элементов, в основе своей тождественных друг другу.
Координация предполагает постоянное соизменение элементов, в результате чего достигается их оптимальная интеграция в построении некоторой развивающейся системы, т. е. системы отношений, изменяющихся в зависимости от ситуации. В этом случае, обладая той или иной мерой субординации и координации, система постоянно перестраивается и, следовательно, становится развивающейся и жизнеспособной.
При этом необходимо учитывать, что субординация является частным случаем координации. Принципы субординации и координации, заложенные Б. Г. Ананьевым (см. книгу «Человек как предмет познания») в основу структуры развивающейся личности, позволяют представить логически строгую модель этой структуры в виде так называемого «логического дерева» (рис. 6.2):
Рис. 6.2.Взаимосвязь принципов субординации и координации, образующих структуру развивающейся личности
Представленная на рис. 6.2 связь принципов пока что является «неработающей», «мертвой», практически не применимой. Для того чтобы схема «заработала», нужно наполнить конкретным содержанием абстрактную связь принципов. Субординация конкретно означает тождество, сходство, подобие. Координация предполагает отличие, уникальность, неравенство (причем относительное, постоянно изменяющее и в отличие от абсолютного содержания субординации, где неравенство элементов, возникающее в силу каких-то обстоятельств, оборачивается доминированием одних элементов по отношению к другим).
«Сходство» и «отличие» как два основных элементарных понятия практически воплощающих смысл принципов субординации и координации, совместно представляют собою некоторую гармонию или общъностьв структуре развивающейся личности. То есть общность — понятие, которое предполагает не только группу людей или определенное единство их мнений, но и, кроме того, такое понятие, с помощью которого прежде всего обозначается идеальная сторона личное, человека, идеальное содержание взаимодействия людей, а не материальное, не непосредственное содержание индивидуального или совместного человеческого бытия. Это идеальное содержание бытия, выражаемое понятием «общность», может вполне конкретно переживаться человеком и, кроме того, им осознаваться.
Структура развивающейся личности, имеющая своей основой единство сходного и отличного, должна строиться следующим образом (см. рис. 6.3):
Рис. 6.3. Структура развивающейся личности как общности
Однако рис. 6.3 вновь обнаруживает, что как понятие «личность», так и понятия «сходство» и «отличие» по-прежнему и в данном случае являются абстрактными терминами. Эти термины могут быть наполнены любым конкретным содержанием.
Выше отмечалось, что личность человека развивается в зависимости от меры его свободы и ответственности, и только гармония свободы и ответственности обеспечивает активное, самостоятельное и творческое развитие человека. Самое основное в этом ряду понятие — «активное», или вообще «активность».
Личность представляет собою воплощенную активность, всесторонне опосредующую деятельность человека. Если личность — это активность или активное начало в человеке, то мы уже избегаем отождествления личности и деятельности и тем самым получаем возможность принципиального разрешения сложнейшей проблемы связи так называемого «деятельностного подхода» (А. Н. Леонтьев) [75] и человеческого общения в отечественном человекознании.
Подобным же образом рассматривается и вопрос о взаимодействии психики и деятельности. Психика (по С. Л. Рубинштейну) [106] —это не деятельность, а только ее сторона, причем абстрактная, идеальная, иначе говоря, это та же активность, что и активность личностная. Активность психики элементарна, тогда как личность представляет собою активность высшую.
Л. С. Выготский говорит о том же самом в следующих понятиях: он разделяет элементарные психические функции и «высшие» функции, то есть уже не столько психические, сколько психологические. Элементарные психические функции — это память, восприятие и т. д., а высшие функции — это речь, сознание, самосознание, а также многие комплексы, системы, связанные с выполнением человеком различных видов деятельности. Например, человек выполняет деятельность описания чего-либо, и эта высшая функция может быть названа «письменная речь». Или, например, человек выполняет определенную профессиональную деятельность, и тогда его высшая функция в этом плане по своему названию может прямо совпадать с названием профессии. Например, оператор, инженер, социальный педагог — это названия не только профессий, но и функциональных обязанностей специалистов, названия их функций. Вообще специалисты дифференцируются между собою именно по своим специальным высшим функциям, в частности, специальным функциям общения или коммуникации.
Кстати, само слово «функция» означает «деятельность». Поэтому проведенное нами разделение понятий «деятельность» и «активность» по Л. С. Выготскому представляет в сущности только разделение двух видов деятельности — элементарной и высшей деятельности; и только эта высшая деятельность рассматривается Л. С. Выготским как синоним активности, причем не настолько определенно, как это установлено в обсуждаемом здесь контексте. Л. С. Выготский является не только крупнейшим ученым, но и художником слова, «Моцартом психологии», тонко чувствующим возможности восприятия его текста коллегами, которые в силу господствовавших в то время представлений еще не были подготовлены к «революционному» изменению терминологии. Именно поэтому изложение Л. С. Выготским сути острейших проблем определения предмета современной психологии носит синонимичный (в указанном выше смысле), преемственный характер.
Личность в целом представляет собою единство элементарной и высшей активности, причем активность элементарная преобразована высшей, и поэтому даже в своей элементарной активности люди отличаются друг от друга и от животных (у животных активность и деятельность идентичны по содержанию). Отсюда следует, что в структуре развивающейся личности, а не психики (то есть в структуре психологии, а не психической активности человека) необходимо не перечисление всех функций подряд, а выделение, прежде всего, высочайших «функций» человека, то есть его сознания и самосознания.
При такой постановке вопроса мы отвлекаемся от специально-психологического представления личности, в котором личность по существу представляет собою деятельность или некоторый механизм. Знание таких механизмов может быть полезным, но только тогда, когда рассматриваются частные вопросы психологии, например, психологии познавательной деятельности.
Человек выполняет не только функции познания, но и многие другие, и в принципе человек способен выполнять неограниченное количество функций — исходя из того положения, что личность не должна иметь пределов в своем развитии. Все множество функций «обслуживается», а точнее, опосредуется двумя высшими: сознанием и самосознанием. Это две различные функции и две различные формы активности. Охарактеризуем их подробнее в связи с необходимостью определения их места в эволюционной структуре личности.
Сознание— это активность человека в его бытии. В этом бытии достигаются некоторые результаты (например, обеспечение потребностей). Поэтому такая форма активности может быть названа активностью достижения (АД). Потребности, по их определению, имеют свойство неограниченного развития. Иногда в психологической литературе указывается, что источником активности являются потребности, то есть вся активность человека сводится к единственной форме активности — активности достижения (АД). На самом деле, помимо потребностей, основой активности в значительно большей мере являются ценности. Именно ценности, которыми могут быть самые различные материальные и идеальные предметы, в том числе то одни, то другие потребности, — эти ценности и являются субстратом активности.
Благодаря активности достижения, или сознанию, человек объединен с обществом со стороны потребления и производства материальных и духовных благ, то есть со стороны потребностей этого человека, но совсем не обязательно — со стороны его ценностей.
Активность отношения (АО) — вот что представляет другую форму активности или самосознание человека, в основном представленное ценностным отношением к его бытию.
Самосознание— это активность человека в его отношениях к бытию. Содержанием самосознания являются отношения к отношениям, то есть ценности, которыми, в частности, могут быть и потребности. При этом отношения могут быть непосредственными, но могут быть и опосредствованными, и опосредующими, причем в неограниченной степени, так что человек в принципе всегда может сколь угодно высоко абстрагироваться от действительности, не теряя, однако, присущей ему индивидуально своеобразной меры абстрактного и конкретного, меры свободного и ответственного отношения к этой действительности.