Сознание и самосознание человека в структуре его психологической активности
Личностное развитие человека осуществляется в течение всей его жизни. Поэтому качество личности не может быть абсолютным определением человека, но лишь относительным — как цель и как процесс, выражающий непрерывное становление, самообразование и образование человека.
«Границы» существования организма и личности не совпадают по признаку времени: организм существует в координатах физического времени, а личность — в координатах психологического возраста человека. Если иметь в виду признак времени, то личность складывается задолго до рождения человека, — как только начинает складываться человечество. Принадлежа человечеству, личность не исчезает после физической смерти человека.
Влияние человека как личности во времени необратимо, и поэтому велика ответственность человека за то, как он образует и проявляет себя по отношению к природе и обществу. Известно, что обстоятельства в такой же мере творят человека, в которой человек творит обстоятельства. Действительно, обстоятельства при рождении нами не выбираются, поэтому они образуют человека в детстве. Но чем старше становится человек, тем в большей степени он сам творит обстоятельства и образует себя как Человека. В принципе, человек всегда может изменить характер своей жизни так, чтобы в конце концов прожить именно свою собственную жизнь, реализовать свои способности, выстроить наиболее приемлемый жизненный путь.
Основой развития человека как личности является его собственная активность. Она не тождественна деятельности. Активность и деятельность относительно независимы друг от друга, подобно тому как знак, символ относительно независим от того, что им обозначается. Деятельность, по определению, имеет предметный характер, она предметна. Активность, в отличие от деятельности, имеет символический характер, она символична. Активность проявляется в отношениях, в которые включается или которые выстраивает человек, выполняя некоторую деятельность. Существенны как отношения, которые выражаются человеком в его деятельности, так и отношения к этой деятельности, к самому бытию.
Непосредственно в самой деятельности сознание не формируется, деятельность может осуществляться и автоматически, и бессознательно, и, наконец, бессмысленно. Она может быть уподоблена, используя сравнение Л. С. Выготского, «завязыванию узелков на память». — смысл «узелков» обнаруживается для человека только в содержании его активности, в его общественных отношениях, относительно независимых от «завязывания» этих «узелков».
В одной и той же деятельности — учебной, трудовой и т. д. — различные люди в различных обстоятельствах обнаруживают ее уникальный смысл. Сознание образуется на фоне или на основе деятельности как привнесение смыслов и целей в эту деятельность благодаря активности человека, выражающей его отношения, изменяющиеся по ходу деятельности. Продуктами и условиями деятельности являются не только предметы или идеи, но и смысл, цели и ценности — вообще отношения, которые демонстрируют активность человека и представляют содержание его индивидуального сознания и самосознания, а также общественного сознания.
Сознание формируется в отношениях бытия, а самосознание — в отношениях к бытию. Активность, в которой формируется сознание, более тесно связана с деятельностью, устремлена на ее результаты, цели и на сообщение смысла. Эта форма активности, которая чаще всего обнаруживается в процессах учебной деятельности, может быть определена как активность достижения (АД). Соответственно, активностью отношения (АО) является та, в которой формируется самосознание. Общим для АО и АД является понятие отношений. АО и АД могут быть взаимосвязаны так, что человек может в своем самосознании и соглашаться, и не соглашаться с тем, что им делается.
В своем самосознании человек вообще может быть активным в совершенно иных отношениях, не связанных с актуальным содержанием деятельности и сознания; в данный момент и в данной ситуации самосознание может быть отвлечено настолько далеко от настоящего, что становится возможным констатировать парадокс отсутствия присутствующего и выполняющего некоторую деятельность человека. На фоне бытия и сознания человека возникает его инобытие и адекватное этому инобытию самосознание, его духовное самоопределение, относительно независимое от деятельности и сознания, от движений его души. Душевное и духовное, сознание и самосознание относительно независимы друг от друга, к тому же и то, и другое относительно независимы от содержания деятельности.
Самосознание выражается в активности отношения, в ней оно и образуется. Необходимо отметить, что активность отношения представляет собою двойное отношение, т. е. отношение к отношениям, или совокупность «сигналов о сигналах». При этом не следует понимать взаимосвязь деятельности, сознания и самосознания как представляющую три последовательных уровня образования разума человека. Эти понятия характеризуют человеческий разум одновременно и совместно, как только проявляется, даже в элементарных формах, психологическая самостоятельность человека.
Действия и потребности ребенка выступают как образующие деятельность и активность достижения и одновременно как образующие отвлеченную от последних активность отношения, проявляющуюся в переживаниях, самочувствии и, наконец, в мотивах поведения этого ребенка. В конечном счете именно самочувствие ребенка как становящееся его самосознание оказывается определяющим во всей его жизнедеятельности.
Точно так же для взрослого человека самосознание должно определять и в конце концов определяет всю его жизнь. Разумеется, человек устремлен к известной гармонии деятельности, сознания и самосознания. Эта гармония в элементарной форме существует прежде всего в раннем детстве. Поэтому, например, Ж. Ж. Руссо и Л. Н. Толстой в этом смысле справедливо замечают, что идеал нравственного состояния счастья находится не впереди, а позади. Это не означает, что человек должен возвратиться к своему природному, естественному состоянию, но предполагает высокую ответственность человека за все то, что составляет сферу его культуры, чтобы достичь гармонии культуры и «натуры», социокультурных и природных компонентов мира человека.
В содержании мира человека и в структуре личности координаты «сознания—самосознания» полностью определяют его деятельность. В сфере этих координат происходит образование человека; только этими координатами определяется развитие личности, системное развитие человека, или его персонализация, как единство ассимиляции и социализации. Все другие координаты или свойства, определяющие существование человека, принципиально должны соотноситься снаправлениями самосознания и сознания, или направлениями, векторами АО и АД, образующими систему координат, состоящую из четырех квадрантов. Каждый из квадрантов, составляющих систему координат, репрезентирует отдельную макрохарактеристику человека. В соответствии со взглядами Б. Г. Ананьева, системное личностное образование человека дифференцируется в четырех его макрохарактеристиках, где он выступает, во-первых, как индивид, во-вторых, как индивидуальность, в-третьих, как субъект и, наконец, в-четвертых, как объект (рис. 4.1).
Рис. 4.1. Структура развивающейся личности человека
Соответственно, системный процесс образования человека как личности или его персонализации дифференцируется в четырех основных процессах: индивидуации, индивидуализации, субъективации и объективации. Продуктами и условиями последних выступают: темперамент, характер, мотивация и способности человека. Эти четыре основные личностные, или антропологические и психологические образования постоянно сосуществуют и целостно представляют процесс образования человека как личности, причем одно из этих образований может доминировать, тем самым конкретно определяя способ существования человека. Способ личностного развития выражает собою неравномерность и гетерохронность единого процесса эволюции личности.
На инструментальном, прикладном уровне понимания процесса образования человека система координат «самосознание—сознание» (или АО—АД ) может быть представлена в понятиях «интервальность» и «экстернальность».
Интернальность представляет собою самосознание, или отношения «извне» и «сверху». Характеристики «извне» и «сверху» означают, что и чувства, и самосознание человека образуются в культуре, которая по отношению к нему никогда не перестает быть внешней, поскольку человек в принципе не может растворяться в культуре (т. е. овладеть ею полностью), но всегда ориентирован на свое самосохранение в ней. Человек существует, если существует культура чувств, культура отношений, если существует воспитывающая и питающая его цивилизация. Интернальность обнаруживает свободно возлагаемую человеком на себя ответственность перед культурой и цивилизацией, перед самим собою.
Экстернальность адекватна обращенному «вовне» или «вовнутрь» сознанию человека, образующемуся благодаря его активности в процессах социализации и ассимиляции. Средствами этих процессов выступает все то, что составляет содержание культуры и языка, а также исторически обусловленные способы, правила пользования этими средствами. Активность достижения и сознания, репрезентированные в экстравертности, выступают здесь в формах потребностей и речи. Способы удовлетворения потребностей и правила построения речи выявляют орудийную, символическую природу сознания человека. Экстравертность человека выражает степень его включенности в процессы социализации и аккультурации, где особенное место занимают педагогические системы образования человека.
Эти системы могут быть как государственными, так и альтернативными, но объективно они всегда являются системами социализации и аккультурации человека, в которых он исторически своеобразно развивается как личность. Понятия образования, социализации и аккультурации являются социально-исторически определенными, причем, например, в XIX веке они буквально сходились в одном единственном их смысле: «формирование образа» человека. Этот образ общественно-исторического человека воплощается в его развивающейся личности. Логическая структура этой личности относительно независима от содержания тех или иных систем образования. В противном случае следовало бы признать, что сущность человека не является исторически преемственной и человек возникает каждый раз заново с появлением каждой новой системы образования.