Изменяя свое сознание нина грабой

Моя дружба с Тимоти Лири началась в 1966-м, когда я дала ему почитать свою неопубликованную работу под названием «Эволюция в поисках новой человеческой расы». «Мы видим вещи в одинаковом свете», - ска­зал он, возвращая ее мне. Мы оба видели, что челове­чество в настоящий момент совершает гигантский ска­чок в эволюции и что духовный элемент играет в этом ведущую роль. Также как и я, Тимоти серьезно инте­ресовался восточными религиями, такими, как инду­изм и буддизм.-

В то время, в шестидесятые, Тимоти, «Первосвя­щенник» психоделиков, был окружен аурой почти свя­того. Хиппи видели в нем своего пророка - пророка Новой Эры, которая должна покончить с войнами, лицемерием, жестокостью и ложью, и вдохновлялись

Нина Грабой, незаметный, но авторитетный деятель движения «Эра Водолея», была директором Центра Лиги Духовных открытий на Манхэтенне и долгое время другом Тимоти Лири (см. ее автоби­ографию «В шаге от будущего»). В конце 1970 годов она обнаружи­ла, что Тимоти отошел от тех идей, которые они разделяли в шести­десятые годы.

сиянием его духа. Когда он появился на сцене, его фи­гура в белом одеянии вызвала благоговение, любовь и уважение среди молодежной аудитории, которую он призывал думать о себе и игнорировать власть. Им казалось, что его голос исходит от самого Господа Бога.

В его позиции был элемент героизма. Он, несом­ненно, знал, что играет с огнем, но был уверен в право­те своего дела.

Вскоре после того, как я познакомилась с ним, я стала регулярно, каждую неделю, бывать в Миллбру-ке. До тех пор пока я разделяла его оптимизм по по­воду будущего, у меня было двойственное отноше­ние к широкой пропаганде употребления ЛСД. Хотя сам он никогда не упоминал о возможных негативных последствиях, я была напугана некоторыми извест­ными мне случаями серьезных нервных срывов, имев­ших место в результате употребления психоделиков. Сама я больше склонялась к мнению Хаксли, Хёрда и Осмонда, которые считали, что использование пси­ходеликов должно ограничиться элитарным кругом художников, писателей, ученых и теологов. Но если, как верил Тимоти, ЛСД - инструмент эволюции, то возможные жертвы были оправданны, хотя и достой­ны сожаления. Поэтому, когда Тимоти предложил мне возглавить нью-йоркский Центр Лиги духовных откры-тий, я согласилась, так как полагала, что, предлагая информацию о том, как надо и как не надо использо­вать психоделики, Центр снижает вероятность вред­ных последствий их применения.

Тимоти принимал живейшее участие в работе Цен­тра и вел бесплатные еженедельные семинары с за­интересованной аудиторией. У нас установились при­ятные рабочие отношения, и мы стали хорошими друзьями.

Вскоре после того, как весной 1967 года Миллбрукс-кое сообщество распалось, Центр закрылся по причине недостатка финансирования. Я переехала в Вудсток и по­теряла контакт с Тимоти и его милейшей женой Розмари.

После того как мы переехали в Калифорнию в кон­це семидесятых, я несколько раз эпизодически встре­чалась с Тимоти. К тому времени он отошел от своего увлечения буддизмом и индуизмом и вновь склонялся к научному взгляду на вещи. Он говорил о космической миграции, компьютерах, криогенике и нанотехнологии, но его основной страстью был человеческий мозг. Не­смотря на то, что я была несогласна с ним в том, что мозг из плоти и крови может являться центром всей мыслительной деятельности и считала его простым ин­струментом нематериального сознания, наши взаим­ные приязнь, уважение и внимание всегда оставались прежними.

Письмо, которое я привожу ниже, выражает мои мысли по поводу его идей о духовных проблемах.

«29 апреля 1978 года.

Дорогой Тим, поняв, что я не согласна с некоторы­ми из положений, которые ты высказал на предыдущей лекции, я решила, что должна написать тебе.

Ты говоришь, что все оккультные и духовные мета­форы донаучны, и полагаешь, что интеллект статичен. Но "путь", как мне представляется - это постоянно рас­кручивающаяся спираль, которая ведет ко все больше­му и большему пониманию и овладению материальным и нематериальным миром (отличие произвольное, по­скольку они проникают друг в друга). Если это не воз­растание интеллектуального восприятия, то я не знаю, что это. Хотя, может быть, у нас разные определения того, что такое интеллект.





Ты считаешь, что стремление к утопии инфантиль­но, но я думаю, что оно заложено в человеческой душе и всегда будет проявлять себя - здесь или в космосе. С таким же успехом можно назвать инфантильным и прорыв в космос. Архетипическое стремление к гармо­нии с самим собой, другими существами и всем окру­жающим миром, как мне кажется, было генетически запрограммировано в нас, или, если выражаться не так механично, относится к реальности, которую мы знали раньше и забыли.

Я восхищаюсь храбростью и интуицией, благодаря которым ты предвидишь следующий этап эволюции. Но твое определение всего, что ты называешь "донауч­ным", представляется мне таким же узким, как обраще-ние Рам Дасса исключительно к традиционной восточ­ной философии. И мне кажется странным, что ты не придаешь никакого значения тому, что сегодняшняя пе­редовая наука во многом совпадает с древней мудрос­тью. Оккультизм, мистицизм и физика разными путями приходят к одним и тем же открытиям. Для меня кажет­ся очевидным, что для нашей эры присущ синтез меж­ду Востоком и Западом, левым полушарием мозга и правым, мужским началом и женским, прошлым и бу­дущим, сердцем и умом, и смещение в сторону одной из противоположностей приводит к дисбалансу. Когда мы виделись в последний раз, ты со смехом отказался говорить на тему Апокалипсиса. На мой взгляд, призна­ки приближающейся глобальной катастрофы настоль­ко очевидны, что трудно их не заметить. И это необяза­тельно означает пессимистичный взгляд на вещи, так как для меня, например, очевидна связь между концом света и твоим генетически запрограммированным про­рывом в космос. Куда делась надежда освободиться от уподобляющих нас роботам свойств психики, надежда, которой мы жили в шестидесятые? Или мы станем луч-

шими роботами в Дивном Новом Космическом Мире25, который ты провидишь?

Я с огромным уважением отношусь к твоему уму. И если я берусь оспаривать твои столь устоявшиеся мнения, то это потому, что я не могу поверить в твое полное отрицание истины, заключающейся в "наивных" метафорах мистицизма. Сможет ли наука выдвинуть когда-нибудь более простое и элегантное, чем КАК НА­ВЕРХУ, ТАК И ВНИЗУ.

Трудно не заметить влияние психоделических ше­стидесятых на современную культуру. Йога, медитация, вегетарианство, экология - эти и многие другие эле­менты субкультуры хиппи шестидесятых стали мейнст-римом девяностых. Я уверена, что Тимоти Лири и Ри­чард Алперт, он же Рам Дасс, были двумя самыми важными людьми двадцатого века, так же как шестиде­сятые были его самым важным десятилетием. Благо­даря Тимоти беспрецедентное число людей по всему миру познали на собственном опыте необыкновенную реальность и ощутили прикосновение вечности. А по­том Рам Дасс привез с Востока древнюю истину, кото­рой он научился у своего гуру. Они широко открыли двери восприятия, которые были так долго закрыты. Я верю, что они были провозвестниками, посланника­ми, авангардом высшей, лучшей, доброй, более разви­той человеческой расы.

25 Явная ссылка на роман Олдоса Хаксли «О дивный новый мир». Ниже Грабой неявно упоминает и другую книгу Хаксли, «Двери вос­приятия».



Наши рекомендации