Философские идеи в русской литературе (Ф. Достоевский, Л. Толстой).
(Мировоззрение Достоевского. "Подпольный человек".)
Федор Михайлович Достоевский (1821 - 1881) - писатель, публичист, мыслитель. Полностью посвятил себя литературному творчеству. Уже в первом романе "Бедные люди" Достоевский выступил как гуманист, основная черта воззрений которого - боль о человеке. Находясь в Сибири, на каторге он пришел к выводу о бессмысленности революционных акций как средства улучшения общества, полагая, что на пути социальных преобразований нельзя искоренить зло, заложенное в человеческой природе, - ибо никакое уничтожение бедности, никакая организация труда не спасут человечество от ненормальности, а следовательно, и от активности и преступности. Достоевский также считал, что у запада и Росси разные судьбы. Оставаясь верным своим гуманистическим идеалам, Достоевский отвергал буржуазный строй как общество безнравственное, подменившее свободу "миллионом". Он считает, что европейский запад исчерпал свое положительное влияние на русского человека. Главными пороками современной ему западной культуры Достоевский считал эгоизм, индивидуализм, утилитаризм, отсутствие "братского" начала. Встав на позиции почвенничества, Достоевский проповедовал мирное объединение высших слоев общества с "почвой" - русским народом, который "живет идеей православия", сохраняя подлинные христианские идеалы "всебратского единения" в любви. Таким он считал русский социализм. Социализм же материалистического и атеистического типа является, согласно Достоевскому, наследием католицизма, предавшего Христа, и принципиально не отличается от буржуазности, а поэтому не может ее заменить. Имманентной чертой психологии Достоевского была "жажда верить". Вопрос о существовании Бога мучил его всю жизнь. Все творчество мыслителя пронизано Религиозно - философскими исканиями и переживаниями. Ему свойственно глубокое проникновение в то, что было названо писателем "тайной человека", которую надо разгадать. Проблемы смысла жизни, свободы и ответственности, веры и неверия, добра и зла, страсти и долга, рассудка и морали поставлены в "Преступлении и наказании", Идиоте", также в "Записках из подполья". В центре повести "Записки из подполья" образ своеобразного "идеолога", носителя парадоксальной, но теоретически строгой системы взглядов. "Антигерой" Достоевского в отличии от тургеневских лишних людей - не дворянин, представитель "меньшинства", а "маленький человек", чиновник, страдающий от своей социальной приниженности и всеми силами восстающий против враждебных, обезличивающих его условий общественной жизни. Достоевский писал: " Я горжусь, что впервые вывел настоящего человека русского большинства и впервые разоблачил его уродливую и трагическую сторону. Трагизм состоит в сознание уродливости. Только я один вывел трагизм подполья, состоящий в страдании, в самоказни, в сознание лучшего и в невозможности достичь его и, главное, в ярком убеждении этих несчастных, что все таковы, а стало быть, не стоит исправляться". Причина "подполья" кроется в уничтожении веры в общие правила "Нет ничего святого".
Писатель создал трагический тип человека с разорванным сознанием, натура которого отвергает доводы разума. "Свое собственное вольное и свободное хотение" герой Достоевского ставит превыше всего, считая его "самой выгодной выгодой". Эта парадоксальная диалектика "Подпольного человека" имеет свое рациональное начало. Индивидуалистическое свободное хотение Достоевский противопоставляет "хрустальному дворцу" Чернышевского - утопическому социализму, идеальному обществу. Человек любит не только "созидать и дороги прокладывать", но "до страсти любит разрушение и хаос". Критика утопизма и рационалистической этики приобретает в устах "антигероя" всеотрицающий характер, выливается в проповедь безграничного индивидуализма и скептицизма, отрицающих саму идею активного, творческого преображения человеком своей жизни. Достоевский наметил и выход из состояния крайнего индивидуализма. Воображаемый оппонент Подпольного человека говорит: "Вы хвалитесь сознанием, но вы только колеблетесь, потому что хоть ум у вас и работает, но сердце ваше развратом помрачено, а без чистого сердца - полного, правильного сознания не будет" Мироощущение Подпольного человека, генетически связанного с "лишними людьми", заключало в себе зачатки индивидуализма и эгоцентризма. Художественное открытие Достоевского указало на социальную опасность превращения "свободного хотения" в сознательно избираемый принцип поведения.
Вершина философского творчества Достоевского - роман "Братья Карамазовы", в который включена легенда о Великом инквизиторе. Эту легенду можно рассматривать как самостоятельное философское сочинение, посвященное личности Богочеловека - Христа, трудной теме совмещения свободы и материального благополучия, гармонизации духовного и социального, ответственности человека. Многоплановое концептуально-символическое содержание легенды позволяет одним видеть в ней теодицею (оправдание Бога), другим говорить о ее антихристианской направленности.
Достоевский также призывал покончить старый спор между славянофилами и западниками и объединить усилия во имя всечеловеческого братства людей и земного рая, в установлении которого он видел предназначение русского народа. Настаивая на "всечеловечности" русского национального идеала, Достоевский указывает, что в нем не заключено никакой враждебности Западу. Достоевский оказал значительное влияние на русскую мысль, на культуру конца 19-20вв.. Он расширил границы современного ему реализма, открыв для него новые, глубинные области психологии личности, ее духовных исканий. При всей сложности и противоречивости идей Достоевского, они высказаны "во имя человечества и из любви к нему: во имя нового гуманизма, углубленного и лишенного риторики, прошедшего через все адские бездны мук и познания".