Возможная интерпретация концепции «сверхчеловека» Ницше

Сомнительно, чтобы во Вселенной можно было бы найти что-нибудь отвратительнее человеческого лица.

Фридрих Ницше

Фридрих Ницше (1844-1900)—немецкий философ-иррационалист, представитель волюнтаризма, один из основателей «философии жизни». Испытал сильное влияние Шопенгауэра. Воля у Ницше, как и у Шопенгауэра—основа жизни, иррациональное начало, это конкретная воля к власти Нет единой воли, есть множество воль.

Критика христианства Ницше

Почему Ницше называет христианство—религией рабов?

В своем сочинении «Антихрист» (Антихристианин) Ницше подвергает резкой критике христианство. Он исходит из предпосылки, что хорошо все то, «отчего возрастает в человеке чувство силы, воля к власти, могущество» (в отличие от Шопенгауэра он вовсе не считает нужным подавлять эту волю). Плохо все то, что ведет к слабости: «Пусть гибнут слабые и уродливые—первая заповедь нашего человеколюбия. Надо еще помогать им гибнуть». «Что вреднее порока?—Сострадать слабым и калекам—христианство».

Ницше осуждает христианство как религию слабых, униженных, рабов. Христианство--это месть больных людей, инстинкт направленный против здоровых. «Все хорошо уродившееся, гордое, озорное и прекрасное вызывает у них боль и резь в глазах».

Сравнение с буддизмом

«Главное различие между этими религиями таково: буддизм не обещает, а держит слово, христианство обещает все, а слово не держит». Буддизм провозглашает не «борьбу с грехом», а «борьбу со страданием», «учение Будды вменяет эгоизм в обязанность: вся духовная диета определяется и регулируется одним—как отрешиться от страдания».

Христианство, по Ницше напротив, заставляет страдать, болеть, ослабляет.

За что, по мнению Ницше, умер Христос?

«Святой анархист, призывавший к протесту против господствующего порядка подлый люд, отверженных и «грешников, этот анархист с его речами ... был политическим преступником. Это и привело его на крест... Он умер по своей вине,-- и нет оснований полагать, как это часто утверждают, будто он умер, чтобы искупить вину других».

Доказывает ли мученичество истинность идеалов?

Одно из великих заблуждений человечества, считает Ницше, это то, что истинность идей доказывается мученичеством и жертвами. «Умозаключение всех идиотов, включая женщин и простонародье: если кто-то идет на смерть ради своего дела, значит, в этом деле что-то да есть... Мученики нанесли вред истине».

«Еще и сегодня женщины склоняются перед заблуждением—им сказали, что некто умер за них на кресте. Разве крест—аргумент?»

Концепция сверхчеловека

Наиболее важным в философии Ницше является учение о Сверхчеловеке. Впервые он появляется в книге «Так говорил Заратустра[1]»: «Человек—это канат протянутый между животными и Сверхчеловеком... Величие человека лишь то, что он мост, а не цель.»

Преодолеть в себе человека и послужить переходом к сверхчеловеку, может только избранное меньшинство. «Низшие» -- только средство для возвышения аристократов. В своей критике христианства Ницше в первую очередь показывает свое презрение к толпе, пытающейся уничтожить элиту.

Главное свойство человека—способность к «переоценке ценностей». Те принципы по которым живет современное общество неприемлемы. Надо возвысится над моралью, стать «по ту сторону добра и зла».

Вообще, концепция сверхчеловека у Ницше, открывает большой простор для толкований, и воспринимается неоднозначно. Основные интерпретации две: фашистская и личностно-гуманистическая.

Фашистская Презрение к слабым, проповедуемое Ницше, оказалось очень привлекательным для идеологов фашизма, истолковавших по-своему идеи Ницше и объявивших войну «слабым», для торжества «высших»-- арийской расы. Сверхчеловек—это сильная личность, освободившая себя от всех моральных норм.

Личностно—гуманистическая Довольно трудно понять, как отправной точкой для гуманистической интерпретации могут служить взгляды Ницше на человека (вполне выраженные в эпиграфе), но все же попробуем.

Понятие Сверхчеловека у Ницше не совсем тождественно его представлению о сильной личности, «герое», «человеке высшего ранга». Во всех этих представителях рода человеческого можно лишь угадать отдельные черты человека будущего. Высокий человек—еще не сверхчеловек. Сверхчеловек—это надежда Ницше. Это романтическая идея о человеке будущего, преодолевшего ограничения буржуазной морали. «Наша суть—создать более высокое существо, чем мы сами, создать за пределами самого себя! Так же, как всякое желание предполагает цель, так же и человек предполагает существо, которого нет, но которое составляет цель его существования».

Дополнения

«Вечное возвращение»

Поступательное развитие человечества Ницше считает иллюзией. Конечной цели мира нет. А так как время бесконечно, то все, что происходило раньше, повторится позже.


Наши рекомендации