Понятие категорического императива и проблема свободы воли у Канта
Две вещи поражают человека—это звездное небо над ним и моральный закон в нем.
И. Кант
Иммануил Кант (1724-1804)—немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии. Всю жизнь прожил в Кенигсберге (восточная Пруссия, ныне Калининград). Различают два периода его творчества: «докритический» и «критический». Самое значительное достижение первого периода—космогоническая гипотеза образования солнечной системы (гипотеза Канта-Лапласа), а также модель Галактики, в виде звездного диска с экватором, в плоскости млечного пути. Второй период (после 1770) назван критическим по названию основных сочинений зрелого философа «Критика чистого разума», («Чистого»-- означает свободного от эмпирии. Критика чистого разума—критика познания, к которому можно придти априори, способом доказательств) «Критика практического разума», «Критика способности рассуждения». В первой разбирается вопрос о возможности познания, во второй изложено этическое учение Канта, в третей—эстетика.
Свою философию Кант видел как средний путь между сенсуализмом и рационализмом, материализмом и идеализмом, он назвал ее критическим идеализмом или идеализмом трансцендентальным.
Учение о суждениях (гносеологическая классификация суждений)
Кант выделяет знание эмпирическое (апостериорное) и чистое (априорное). На это деление перекрестным образом накладывается другое деление—на аналитическое (объясняющее) знание и синтетическое (расширяющее).
Термины логики
Субъект суждения – логическое подлежащее, предмет суждения (в предложении «атом делим» , атом – субъект суждения).
Предикат—логическое сказуемое, то что в суждении высказывается о предмете суждения (в предложении «атом делим» , «делим» – предикат).
Аналитическое суждение не прибавляет знания об предмете суждения. Например «квадрат имеет четыре угла»-- аналитическое суждение, так как в понятии квадрата уже содержится информация о том, что он четырехугольник (на языке логики: в аналитическом суждении содержание предиката вытекает из содержания субъекта.).
В синтетическом суждении сообщается дополнительная информация о предмете суждения (содержание предиката не вытекает из содержания субъекта, а добавляется к нему «извне»).
Четкое деление не всегда возможно. Суждение «атом делим» в начале века было синтетическим, так как содержало новое знание. Сейчас оно аналитическое, так как со школьной скамьи учат, что атом состоит из ядра и электронов и его сложный состав подразумевается уже в самом определении.
аналитические | синтетические | |
Апостериорные | не существуют | Опытные суждения. (естествознание) |
априорные | Формальная логика | математика |
Все аналитические суждения априорны (аналитических апостериорных не бывает—см. таблицу). Опытные суждения всегда синтетичны (их предикаты черпают знание из внешнего опыта).
Вопрос о существовании синтетических априорных суждений (правый нижний угол таблицы) очень важен, так как наука нуждается в суждениях, расширяющих наше знание, и при этом достоверных, каковыми они в случае их опытного происхождения (как считает Кант) быть не могут.
Кант замечает, что в математике, хотя и существуют аналитические суждения, присутствуют также и синтетические (в утверждении 5+7=12 предикат (12) обладает содержанием не вытекающим из понятий 5 и 7. Другой пример: суждение «прямая—есть кратчайшая линия между точками» -- предикат «кратчайшее расстояние» не следует из понятия прямой (ну это тоже еще можно поспорить…)). Математические знания также внеопытны, и потому они априорны. Итак, в математике, с точки зрения Канта мы видим образец науки, где соединяется достоверность (от априорности) и синтетичность, увеличивающая знание. (Кант также очень уважал механику Ньютона, и также считал ее образцом научного знания. Но можно ли ее отнести в правый нижний угол таблицы я не уверен, потому лучше не говорить, пока прямо не спросит).
Этика Канта (изложена в «Критике практического разума»)
Кант—противник теории этики Гольбаха и Гельвеция (фр. Просветители), о том, что мораль образуется в ходе опыта человеческого общежития (т.е. нельзя всем бить в морду и при этом не получить сдачи). В своем философии Кант, отвергает эмпирический характер этики, и в то же время пытается сделать этику автономной по отношению к религии.