Взаимод-е общ-ва и природы. Учение Вернадского о ноосфере.
Чел-во – группы народов, развив. вне взаимод-я м/у собой. Чел-во стан-ся единым целым в ходе отношений, в эпоху открытия мир. рынка. Возникают глоб. проблемы общ.развития – это процессы, кот. повсеместные, охватывают все чел-во; от решения этих проблем зависит сущ-е чел-ва; реш-е требует усилий боль-ва чел-ва.
Угрозы: Эколог. катастрофы; Деградация чел-ва; Мир.война. Необх. условие жизни общ-ва – взаимод-е об-ва и природы. Человек – биолог.вид и ему необх. привычные условия обитания. Произв-во – воздействие на природу.
Этапы взаимод-я общ-ва и природы: 1)Древнейший (охота и собират-во); 2)Допромышл. (возникн-е ремесла и переход к земледелию, изм-я локального хар-ра); 3)Индустр. (возникн-е пр-ва, пром-ти).
Являясь частью природы чел-к в процессе труда и общения форм-ся как соц. существо. Это осущ-сь в процессе труда. Для труда характерен коллективно организов., целенаправ. общий способ деят-ти. Труд - процесс, соверш.м/у чел и природой, процесс, в кот.чел своей собств. деят-тью регулирует и контр-ет обмен веществ м/у собой и природой.
Природная Среда – естеств. условие жизни об-ва; зона обитания чел и сфера приложении его сил. Челов.общ-во измен. окруж.природу. Воздействие общества на природу обуславливается развитием мат произв-ва, науки и техники, общ потребностей.
Экология. - наука, изуч.закономерности взаимод-я живого с внеш. условиями его обитания с целью поддержания динам. равновесия системы “общество-природа”.
Учение Вернадского о ноосфере. Вернадский выдвинул в 1940 г. идею о ноосфере. Он считал, что перед чел. встает задача сознат. управления процессами, происход. в биосфере, преобраз. биосферы в ноосферу в рез-те планомерного воздействия чел на природу. Ноосфера представляет собой единую систему, сост. из техносферы и природн. среды (биосферы), кот. организ-ся и упр-ся разумом людей в интересах всего чел-ва. По Вернадскому (ноосфера-сфера разума, высшее развитие биосферы)-последнее состояние Земли, достиг-ое ею вслед. актив-ти чел. творя историю, чел созд. себе нов проблемы. При условии преодоления экологического кризиса чел-во должно будет осуществить переход от биосфер. к ноосфере.
Личность и общество.
Понятие личности явл. главной хар-кой чел. индивида. Родившейся чел-к в теч. всей своей жизни социализ-ся. Соц-зация зависит от среды обитания, влияния эпохи, психофизиолог. особ-тей человека. Степень присвоения соц-ого у всех различна. Процесс присвоения быстрее идёт в детстве, но продолж-ся всю жизнь. Личность форм-ся под влиянием матер., соц., полит., дух. жизни общ-ва. Каждому этапу присущ свой тип личности. Типы личности: актив. и пассив.; личность ориентир. на интенс.и экстенс. развитие; творч.; эгоцентрический; запад. или деловой; восточ. (рефлексирующий).
Индивид– неделимый, единый, - человек как часть коллектива, совокупности рода чел..
Концепции личности:
1)личность как функц-ая (ролевая) хар-ка чел.(опир. на понятие соц. роли чел-ка);
2)личность как его сущностная хар-ка.
Личность – индивид.выр-е общ отнош. и ф-ций людей, субъект познания и преобраз-я мира, прав и обязанностей, этич., эстетич. и всех иных соц. норм.
Главным результирующим св-вом личности явл. мировоззрение. Хар-р означает силу воли. Т.о., личность - мера цельности человека, без внутр. цельности нет личности.
Соц. структура личности (по Г.Смирнову):
СОЦ. СТАТУС-место человека в системе общ. отношений.
СОЦ. РОЛЬ -образ поведения, одобренный нормативно и соотв.соц.статусу.
НАПРАВЛ-ТЬ -потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения.
Развитие личности невозможно без преодоления всех ее форм отчуждения от общества.
Отчуждение – это соц. процесс, в ходе кот. деят-ть чел. вместе с ее рез-тами превращ-ся в самост. силу, господств. над ним и враждебную ему. Основные причины отчуждения:
частная собств-ть на орудия и ср-а произ-ва; НТП; всевластие бюрократии; соц. нерав-во и эксплуатация; абсолютизация дух сил чел. «Снять» отчуждение можно только в таком общ-ве, где осущ-ся все права и свободы личности: право на труд и св. выбора профессии; на образ-е и мед. обслуж-е; на жилье; на свободу мысли, совести, убеждений и др.
Свобода – это специф. сп. бытия чел, связанный с его способностью выбирать решение или совершить поступок в соотв. со своими целями, интересами, идеалами и оценками.
Ответств-ть– категория, отраж. особое отношение личности к обществу, к-ое хар-ся выполн-ем своего нравств. долга и правовых норм.