Вопрос о сущности истины и ее критериях в истор. фил.
Истина - соотвествие знания объекту. Истина - это адекватная инф-ция о объекте, получ. посредством либо чувств. или интелект. постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с т.зр. ее достоверности.
Ценность знания опр. мерой его истинности. Истина есть св-во знания, а не объекта познания.
Истину опр-т как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизв. реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания.
Но чел-во редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Заблуждение - это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения обусловлены и относит. свободой выбора путей познания, слож-ю реш. проблем, стремлением к реализации замыслов в сит. неполной инф-ции.
Ложь - это искажение действит. состояния дел, им. целью ввести кого-то в обман. Ложью м.б как измышление о том чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи м.б. и логически неправ. мышление.
Относит. истина есть ограничено-верное знание о чем-либо.
К абсолютным истинам относятся достоверно устан-ые факты, даты событий, рождения, смерти итд. Абс истина - это такое содержание знания, кот. не опроверг-ся послед. развитием науки, а обогащ-ся и постоянно подтвержд. жизнью.
Конкретность - это св-во истины, основ. на знании реал. связей, взаимод-я всех сторон объекта, главных, сущ-ых свойств, тендеций его развития.
Критерий истины заключ. в практике. Именно в практике должен человек доказать истиность, т.е. действ-ть своего мышления.
Критерии истинности. Ясность и отчетливость (Декарт, Спиноза). Уверенность в достоверности. Общезначимость. Принцип прагматизма (то, что является выгодным, полезным).
Проверка науч. положений.
Верификация – устан-е истинности путем эмпир. проверки.
Фальсификация - процедура, устан-ая ложность гипотезы. Теория научна, когда она подтверждена экспериментом и определены границы ее применимости.
Знание есть отражение и сущ. в виде чувств. или понятийного образа. Образ м.б. не только отраж. наличного бытия, но также и прошлого.
Истинные знания дают людям возм-ть разумно организ-ть свои практ. действия в наст. и предвидеть будущее.
49. Общество как целостная систекма. Структура общ-ва.
Общество -самоорганиз. целостность взаимодейств. друг с другом людей, соц. групп, в кот.они включены, по поводу произ-ва и воспроиз-ва человеч. жизни, отношений и потребностей.
Общ. отн-я- наиб. устойчивые и значимые взаим-я м/у людьми, в кот. индивид. сведено к соц. Т.к. общ-во целостная система- все ее эл-ты тесно связаны м/у собой, сущ. в един-ве. Слабое функ-е 1ой, плохо влияет на др. подсистемы.
Соц. структура общ-ва - это совокуп-ть относительно устойчивых соц. общностей людей, опред. образом взаимодейств. м/у собой: истор. общности людей (род, племя...); население города и деревни; раб-ки физ. и умств. труда; классы и различные соц. слои; коллективы людей; семья. Соц. структура объективна и во многом зависит от способа произ-ва.
Нем. социолог МАХ Вебер за основу деления общ-ва берет соц. статус. Он выделяет 3 статус. показателя: Уровень образ-я; профессия, уровень кв-ции; уровень доходов=> 3-и класса в обществе: Высший класс (финанс. магнаты, крупные промышленники...); Ср. класс (совок-ть людей наемного и самостоят. труда, облад. общим самосознанием: а) высший слой ср. класса (средние предприниматели); б) средний слой в) низший слой (люди со ср. спец. Образ-ем); 3)Низший класс - низкий ур-нь образ-я, сущ и маргинальные слои.
Основа стабильности общ-ва - средний класс. В общ-ве, разделенном на классы, сущ соц. мобильность, т.е. перемещение из одних соц. слоев в др.
Общ-во в узком смысле слова: 1)общ-во как соц. образ-е, совокупность общественных отношений, связывающих людей друг с другом; 2) переход от животного к соц.( Гоббс, Руссо); 3) Гегель критикует договор. теории возникн-я общ-ва, как и гос-ва; 4) Общ-во противопост-ся гос-ву – свободное взаимод-е людей.
Эл-ты соц. структуры: классы, физ.-умств. труд, сословия соц-демограф. группы - молодежь, муж, женщ., тинейджеры, пенсионеры, нац. общности - нации, этнические группы. Все группы неоднородны по составу и делятся на отд. слои и группы собств. интересами.
Проблемы функц-я соц.структуры и действия разл.соц. групп напрямую связаны с проблемами гражд. общества. Гражд. общ - независимая от гос-ва сфера реализации частных потребностей и интересов на базе част.собств-ти и всеобщего формального рав-ва людей.
Соц. сфера - отношения классов и этнических групп, возрастных групп поколений, профес. Слоев (соц. защита, условия жизни людей, условия обр-я, здравоохранения. отношения с удовлетв-ем соц. потребностей, они отражают уровень благосостояния общ). Полит.сфера направлена на уд. полит.интересов. Дух.сфера - отношения чел по поводу разного рода дух ценностей, распростр-я и усвоения их слоями населения.
Духовная жизнь общ-ва.
Дух.жизнь общ-ва –идеальное отражение общ.бытия в чув-вах, идеях, волевых тенденциях, эмоциях, технолог.установок, эмоциях, цен.ориентаций.
Дух.жизнь общ-ва – деят-ть людей по произ-ву и удовлетв.дух.потребностей.
Ядро– общ.сознание, в фундаменте кот.знания, система идей.
Она вкл. в себя все дух. образ-я, в т.ч. дух. культуру во всем ее многообразии, формы и уровни общ. сознания, настроения, привычки и т.д. Дух. культура обладает сложной структурой, вкл.науч.,фил.-мировоззр., правовую, нрав., худ.культуру. Особое место в системе дух. культуры занимает религия.
В самом шир. смысле культуру можно рассм-ть как развив.совок-ть матер., полит. и дух. достижений чел-ва, характ. опред. способ общ.-практич.деят-ти людей на каждом истор. этапе развития общества. Каждый этап развития хар-ся своим, присущим лишь ему уровнем матер., полит. и дух. потенций и достижений чел-ва, всех его отношений с действ-ю.
Дух.культура нарастает на основе общ. бытия, пронизывает все его сферы и оказывает активное влияние на всю жизнедеят-ть человека и общества.
В общ-ве дух. культура проявляется через процесс освоения ценностей и норм предшеств.поколений, произв-во и развитие новых дух. ценностей. Роль: освоение и преобраз-е мира, своеобраз.ориентир.
Цель и функция дух. культуры: формир-е опред. типа челов. личности в интересах общества, регулир-е поведения человека в процессе его взаимоотн-я с обществом себе подобных, с природой и окр. миром; формир-е познават. способностей личности.
Дух. культура развивается народом. Лучшие образцы дух. произв-ва входят в фонд дух. культуры социума, стан. его достоянием.
Потребляя дух. ценности, человек формируется как личность и выступает и как объект, и как субъект дух.произв-ва. Для дух. формир-я исп-ся система образ-я, воспитания, ср-ва коммуникативного воздействия и т.д. Важную роль играет и самост.усвоение субъектом дух. ценностей, самообразование и самовоспитание.