Вопрос. экзистенциальная философия. атеистический и религиозный экзистенциализм.

Философия экзистенциализма эта субъективно идеалистическая философия, которая рассматривает мир с позиции взглядов человека. Человек в жизни имеет дело только со своими переживаниями, личным субъективным миом и поэтому творит мир каким его хочет видеть, т.е. Создает свою эмоциональную картину мира, поэтому нет смысла говорить о каком то особом объективным вне человека мире. познание мира связано с тремя сферами:

1) эмпирический мир (опытный)

2) экзистенция

3) трансцендентальная (выходящая за пределы разума)

Познание начинается с осмысления эмпирического (опытного мира), который своим воображением создает субъект, поэтому в нем нет ничего объективного, такие знания, носят условный характер и не дает ответа на вопрос, что такое существование.

Атеистический экзистенциализм начинается с позиции человека, для которого, по словам Ницше, "Бог умер"; то есть с позиции человека, для которого идея Бога, по крайней мере Бога, открывающегося в иудео-христианской традиции, более не обладает какой-либо ценностью.

Атеистические экзистенциалисты боролись за автономную личность, находящуюся вне социальных и культурных структур, т. е. за личность ради нее самой. Религиозные экзистенциалисты самыми разными путями искали утраченную связь с Богом.

Религиозные экзистенциалисты (Бердяев, Ясперс, Марсель, Тиллих) определяют природу иного как "трансценденцию", открывающуюся в акте веры. Божественное трактуется в духе "апофатичесокй теологии", не признающей никаких позитивных определений божества. При всех различиях между собой религиозные экзистенциалистыне мыслят сушествования божественного вне акта веры, т.е. отвергают догматическое постулирование существования Бога как предпосылки веры, Божественное реально существует лишь в акте веры. Вне устремления к трансценденции происходит деградация человеческой реальности.
Религиозный экзистенциализм зовет человека от мира к богу, к самоуглублению, позволяющему обрести новое, "трансцендентное" измерение бытия. Самоуглубление есть вместе с тем и расширение границ индивидуального Я.


27 ВОПРОС. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ И ЕЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.

Возникла в 11 веке. Включала много мыслителей и школ. На нее влияли:

1) особенности России как общества

2) христианство

1 период 11- 17 века. Философия развивалась в религиозной форме в России секуляризация началась с реформ Петра 1. Принятие христианства усилило культурные связи с Византией. Для русской культуры важный мыслитель Платон. Мировая история представлялось как осуществление Божественного замысла. Большую роль в православии играет принцип соборности – способ объединения людей связан не с их численностью, а с особым качеством в вере и личности. Складывается исхиазм – мистическая сторона православия христианское религиозное мистическое учение о сближении человека с Богом. Митрополит Иларион .трактат « о законе и благодати». 2 период 18 век связан с реформами Петра 1. Возникает светская культура и светская философия. Появляются университеты по европейскому типу и философия начинает преподаваться. В 18 веке господствовало просвещение. Параллельно с идеями просвещения распространились идеи масонства. Ломоносов сыграл большую роль в русской культуре.

Ломоносов хотел отделить науку от религии. Истиной верой они должны были быть отделены от научного мировоззрения. 3 период 19 века классический период. Религиозная философия – Соловьев. Период религиозно-философского возрождения. Мыслители: Булгаков, Флоренский и Бердяев. Философия воспроизводится в материалистическом виде. Ее развитие под контролем государства.

Особенности русской философии:

1) антропоцентризм

2) антологизм в теории познания. Познание не является первичным и определяющим началом в человеке и признаетс лишь частью, его функцией и действия в мире. От уровня нравственности зависит уровень человеческого познания. познание одно из проявлений человека в мире.

3) большое внимание к проблемам социальной философии.

4) большое внимание к проблемам философии истории

5) моральная направленность

6) меньшее внимание к проблемам права

7) литературоцентризм русской философии

Наши рекомендации