Вопрос. эмпиризм и рационализм xvii в. в философских учениях джона лока, спинозы, лейбница.

Спиноза, Бенедикт (Барух) (1632 - 1677) - нидерландский философ - материалист, пантеист. Основные идеи философии Спинозы изложены в его основном труде - " Этике". В основу философской системы Спиноза положил учение о единой субстанции. Кроме бога не существует никакой другой субстанции. Спиноза отождествляет бога с субстанцией. Бог не стоит над природой, не является творцом вне природы, он находится прямо в ней. Спиноза, таким образом, отвергает личность бога и понимает его как универсальную причину мира. В этих идеях и содержится ядро пантеизма Спинозы. Спиноза в своем учении о субстанции преодолел противоречие дуализма Декарта. "Распространенность" и "мышление", которые у Декарта представляют субстанции сами по себе, у Спинозы соединяются. Субстанция сама по себе бесконечна. Каждый из ее атрибутов, как полагает Спиноза, "должен пониматься сам по себе". Субстанция существует сама по себе с необходимостью, и сама является своей собственной причиной. Проблема возникновения единичных вещей из субстанции, которая имеет противоположные характеристики, объяснима лишь с очень большими трудностями. Субстанция является природой творящей. Субстанция характеризуется и внутренней необходимостью своего существования. Согласно концепции Спинозы, в мире не происходит ничего случайного.

Джон Локк (1632-1704). Он обосновал принцип материалистического сенсуализма - происхождение всех знаний из чувственного восприятия внешнего мира. Трактат Локка начинается с критики учения Декарта о врожденных идеях. Локк доказывает, что в уме человека нет никаких прирожденных уму идей, нет их не в теоретическом мышлении, ни в нравственных убеждениях. Единственным источником всех идей может быть только опыт. В соответствии с этим он указывает два опытных источника наших идей: первый из них - ощущение, второй - рефлексия. Идеи ощущения возникают от воздействия на органы чувств вещей, находящихся вне нас.

Посредством идей ощущения мы воспринимаем качества вещей. Эти идеи Локк делит на два класса:

1) на идеи первичных качеств. Первичными Локк называет качества, принадлежащие самим предметам и пребывающие в них такими, какими они представляются нам в наших ощущениях. Первичные качества неотделимы от тела и сохраняются в нем постоянно при всех его изменениях. Так как первичные качества находятся в самих телах, то Локк называет их реальными качествами; таковы плотность, протяженность, фигура, движение (или покой) и число. Идеи первичных качеств-копии самих этих качеств.

2) на идеи вторичных качеств. Вторичными Локк называет качества, которые кажутся нам принадлежащими самим вещам, но на самом деле не находятся в самих вещах. Идеями вторичных качеств Локк считает идеи цвета, звука, вкуса и т. д.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1647 - 1716) -чрезвычайно многосторонний ученый, творивший во всех областях человеческого знания, но наибольшее значение имеют труды по философии. Ядро философской системы Лейбница составляет учение о "монадах" - монадология. Монада характеризуется как простая, неделимая субстанция. Каждую монаду Лейбниц считает субстанцией. Лейбниц характеризует монады как простые субстанции. Монады не изменяются в своей внутренней неопределенности под влиянием других монад. Каждая монада представляет собой некий мир сам по себе. Следующая характерная черта монад заключается в том, что каждая монада имеет собственную определенность .

По степени он различает монады трех видов. Низшая форма характеризуется "перцепцией" - пассивной способностью восприятия. Они способны образовывать неясные представления. Монады высшей степени уже способны иметь ощущения и опирающиеся на них более ясные представления(души). Монады наибольшей степени развития способны к апперцепции (наделены сознанием). Их Лейбниц определяет как монады - духи.

Монады сами не имеют никаких пространственных ( или каких-либо физических ) характеристик, они, таким образом, не являются чувственно постижимыми. Мы можем их постичь лишь разумом.

С основными идеями монадологии связана и идея познания Лейбница. В ней он во многом близок Декарту, хотя и резко критикует его теорию врожденных идей. Он отвергает идея, согласно которой существует заранее данное, врожденное понятие. Все доступные человеку знания Лейбниц делит на два вида: "истины разума" и "истины факта". К первым относятся знания, полученные с помощью одних лишь понятий разума, без обращения к опыту, например, закон тождества и противоречия, аксиомы математики. Напротив "истины факта" мы получаем эмпирическим путем; к ним относится большая часть наших представлений о мире. Когда мы говорим, что лед холоден, а огонь горяч, что металлы при нагревании плавятся, наши утверждения имеют характер констатаций факта, причины которого нам далеко не всегда известны с достоверностью. Поэтому "истины разума", согласно Лейбницу, всегда имеют необходимый и всеобщий характер, тогда как "истины факта" - лишь вероятностный. Для высшей монады, обладающей абсолютным знанием, "истин факта" не существует - все ее знание предстает в форме "истин разума".

Философское мышление Лейбница представляет собой вершину европейской рационалистической философии. Общий метафизический и местами спекулятивный характер его взглядов содержит ряд диалектических моментов.

Наши рекомендации