Вопрос. движение софистов и сократ.

Софисты впервые за свою науку стали брать плату со своих учеников следовательно софисты явились зачинателями гуманистического периода в античной философии. Наиболее извесным софистом являлся Протагор его основное положение человек есть мера всех вещей, что они существуют и в том что они не существуют. Вещи таковы, каковы они ему кажутся и поэтому всегда есть два аргумента противоречащих друг другу. Например, болезнь зло для больных браго для врача такой подход приводит к мысли что в мире все относительно, а это значит главное умение человека организовать спор таким образом, что бы слабыми доказательствами победить более сильные доводы.

Продолжатель учения Протогора Сократ, который не был в чистом виде софистом. В основу своей философии он положил принцип – познай самого себя. То есть главная задача философии изучать не природу, а самого человека, что бы изучить человека следует выделить ту специфику, которая отличает его от всех живых существ, таким специфическим качеством является душа. Тем самым Сократ положит начало моральной и интеллектуальной традиции, которая господствует в Европе по настоящее время. Если сущность человека - это его душа, то тело является средством с помощью, которого душа проявляет свою сущность. Следовательно добродетель является главным ориентиром в раскрытии сущности человека. Главными элементами души является самообладание. Это власть над собой, власть рациональности над витальностью, разумного начала над животным.

Эвдемония – стремление к счастью. Такая позиция привела к тому, что возникло школа дедонистов (удовольствие). Истинное счастье в удовольствии познать самого себя. Как познает человек себя. Человек с помощью психеи (два уровня психеи разум и чувства) достигаются путем диалога (последствие это получило название диалектика). Диалектика Сократа носит субъективный характер достигается истина двумя моментами:

Опровержением – опровержение доводов противника заставляет признать его то, что человек ничего не знает. Затем, опираясь на опровержение, Сократ доказывает правоту своих суждений.

Майевтикой (повивальное искусство) заключается в том, что человеку что бы быть счастливым, что бы познать истину необходимо проникнутся знаниями. Значит, душа может познать истину только тогда, когда она беременна и нуждается в помощи акушерки, что бы родить эту истину.

ВОПРОС. ИДЕАЛИЗМ ПЛАТОНА.

Философия Платона.

Платон явился создателем системы объективного идеализма. ОИ – утверждает что дух, мышление (идеи или понятия) существуют объективно независимо от человеческого сознания и первичны по отношению к природе. Такой подход приводит к тому, что существует высшая сверестественное существо, творец (гемург) создает физический мир или копию согласно идеальной модели поэтому он является автором копии. Модель вечный овразец который позволил познать чувств мир, который сущ-ет для добра и вечный мир, который существует для совершенства. Исходя из этого Платон выделяет два вида мира:

1. Мир ИДЕЙ – они никем не созданы, они неизменны.

Если душа не нашла место, то возникают неправильные государства.

Демократия – это худшее что может придумать человечество. Поэтому нужно стремится к идеальному государству. Как познает человек окружающий мир. Познание осущ-ся следующим образом – все человеческие души находятся в мире вечных идей, там они если душа не ленится познают эти всчьные идеи и переселяясь в конкретного человека начинают вспоминать все, что они видели в мире идей.

2. Мир ВЕЩЕЙ

Материальный мир, который нас окружает и который мы познаем своими чувствами, является лишь тенью и произведен от мира идей (эйдосов), т.е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются (и поэтому не могут быть быть подлинно сущими), идеи являются неизменными, неподвижными и вечными. За эти свойства Платон признает их подлинным, действительным бытием и возводит в ранг единственного предмета подлинно истинного познания. Платон объясняет, например, подобие всех существующих в материальном мире столов наличием идеи стола в мире идей. Все существующие столы лишь тень, отблеск вечной и неизменной идеи стола Идею Платон отрывает от реальных предметов (единичных), абсолютизирует и провозглашает априорной по отношению к ним же.

ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ.

«Платон мне друг, а истина дороже» это значит, что Аристотель не разделял мир на две структуры, а считал, что существует материальный мир и в вечных идеях не нуждается, поэтому онтология у Аристотеля следующая. Все сферы человеческих знаний он делит на первую философию. Это то, что существует вне и вне ее это первая философия получила в дальнейшем название метафизика. Вторая философия – предметом второй философии является физика, которая стремится ответить на вопрос существует, что либо кроме материи или нет. Впервые, рассматривая метафизику как учение о первопричинах, он выделил четыре основных причины: материальную, действующую, формальную, финальную. Такая позиция позволила Аристотелю выделить различные науки: теоретические (метафизика, физика, математика), практические (этика, экономика, политика), творческие (риторика, поэтика). Рассматривая мир, стоит на позициях геоцентризма. Космос конечен, замкнут в пространстве, в центре земля или шар. Земля состоит из пяти стихий (холодное, теплое, сухое, влажное, эфир) в области теории познания Аристотель выделяет две ступени. Чувственную и рациональную. Он впервые описал в книги о животных, более 500 видов и доказывал, что растения и животные представляют больший интерес чем небесные тела ибо позволяют познать растительный и животный мир. Это позволяет рассматривать Аристотеля как основателя биологии как науки.

Наши рекомендации