Экзистенциализм: основные направления, представители, проблематика и понятия.

19 в.: Серен Кьеркегор, датчанин. Весь 19 в. - реакция на гегельянство. Гегель в нач. 19 в. был властителем дум, Шопенгауэр пытался его побороть, но безуспешно (назначая лекции на тот же час, что и Гегель). Марксизм критикует идеализм Гегеля. Неокантианцы: признают идеализм, но пытаются восстановить диалект. Позитивизм: против метафизики. Иррационализм школы жизни: Гегель заменяет живую жизнь бытием. Экзистенциалисты же критиковали Г за то, что всеобщее фактически заставляет забыть об отдельном человеке, человеч существовании.

Кьеркегор: для меня мое страдание является величайшей трагедией мира. Его страдание - разрыв с невестой Региной. Во всех своих произведениях он намекает на эту историю. Три стадии человеческой жизни: 1) эстетическая (чувственная). Этики - люди, живущие гедонистической жизнью, для которых разум не главное, они не делают выбора, им все безразлично. Гегель - своеобразный эстетик. Примеры: Фауст, Дон Жуан, Агасфен. Они постоянно неудовлетворенны, не могут найти удовлетв, тк ищут его не там, ищут его во внешнем, что никак с душой не связано. Их личность расщеплена, их очень много ("имя им - легион"), но они все носят разные маски. Эстетик должен воспитать себя и превратить себя в … 2) Этика. Сократ - пример этика. Человек обретает свою целостность, выбирает себя, осмысленное поведение, где критерий - мораль, разница между добром и злом. Этика - сфера всеобщего, главное здесь - разум. Мораль - сфера, в которой все равны перед моральным законом. 3) Религиозная стадия. Основные персонажи - Авраам ("Страх и трепет" - одна из главных работ); Иов ("Повторение"). Авраам должен был принести в жертву сына, он не пытается объяснить поступок, он вышел за пределы разума. Вера начинается именно там, где заканчивается мышление. В пределах мышления вера невозможна. Тертуллиан, "Верую, ибо абсурдно" - Кьеркегор считает, что Авраам вышел за пределы морали, он верит, он думает не разумом. Агамемнон приносит свою дочь в жертву, потому что он прежде всего царь - у него есть оправдание с т.з. морали оправдание. Поступок Авраама не оправдан ничем. Авраам верит в то, что Исаак для него не потерян. Сократ - рыцарь бесконечного самоотречения, Авраам - рыцарь верный, он, отвергая все, верит, что к нему все вернется. Авраам верит, что все к нему вернется, он верит, что ничего не потеряет. Иов был праведником; Бог его испытывал - лишили его богатств, здоровья, всего. Иов возроптал, когда его наказали за все. Иов тоже верит, что все к нему вернется. Когда он возроптал - он не мог это объяснить. Общаясь с Богом, он оказался в экзистенциональном общении.

К. был открыт только в начале 20 в. и он породил целую вереницу последователей - экзистенциалистом.

Мартин Хайдеггер: сам себя экз-том не считал, но его понятия потом прочно вошли. Х. ставит цель построить фундаментальную онтологию. Он делит все сущее на сущее как таковое и сущее, которое является бытием ("присутствием"). Только человек является сущим, которое пребывает в бытие. Сущее - всегда "вещь в себе", оно не способно экзистировать (выходить за рамки, за пределы). Человеческое бытие же может. Человек может поставить вопрос о бытии, выйти за рамки, все остальное остается "в себе". Выйти за пределы самого себя. Человеческое бытие - "бытие к смерти". Большинство из нас считают себя бессмертными, отстраняются от этой темы: тогда он превращается в человека - das Man - человека, не имеющего никакой личности. В действительности как мы понимаем смерть.

Сартр, "Стена". Три человека приговорены к смерти, у них ночь и они все размышляют о смерти. Для религиозного - страшный суд, рай, ад; боится не смерти, а суда. Юноша боится боли, боится, что ему больно умирать. А третий говорит о том, что смерть - "ничто". И вся жизнь тоже получается была "ничем". Страх - всегда страх перед чем-то, но в случае со смертью мы его отклоняем.

Х.: смерть должна всегда быть перед нами. Одновременно со рождением мы обречены на смерть. "Бытие и время" - сущее - вне времени. Люди, которые не задумываются о смерти, превращаются в просто бытие.

Сартр делит все сущее на "бытие в себе" и "бытие …", у него появляется тема абсурда. Камю, "Миф о Сизифе". Понятие свободы получает дальнейшее развитие. Сартр, "Мухи".

Наши рекомендации