Позитивизм в философии 19-20 вв.: этапы развития, представители, основные идеи.
Возник почти тогда же, когда и марксизм - в 1940-е гг, и очень на него похож. Основоположник - Огюст Конт, Франция. Был секретарем-референтом, по образованию - преподаватель-математик. Написал труд "Курс позитивной философии", кот выходил в 1930-1940-е гг. Вокруг Конта складывался кружок почитателей, в их числе был Григорий Вырубов, еще одним позитивистом был Владимир Лисевич. Позитивизм стал одной из доминирующих тенденций в России.
Джон-Стюарт Милль, Англия. Познакомился с идеями Конта и стал пропагандировать их. Собственную философию разработал, стал важным теоретиком этического либерализма. Он продолжал линию своего отца Джеймса Милля и Бертана, что-то вроде эпикуреизма. Своей доктрины он не создал.
О. Конт создал свою доктрину. Доктрина - менялась, ранний позитивизм: "контизм", "джона-стюарта-милля", Герберта Спенсера (эволюционист, теория всеобщ эволюции, + социолог). В 1870-е гг. возрождается: Р. Авенариус, Э. Мах - второе поколение позитивизма. Третья волна позитивизма - неопозитивизм 20 в., зарождается в Вене на базе кафедры, "венский кружок". Людвиг Видгенштейн - неопозитивизм - "лингвистический позитивизм". Сначала - "логический позитивизм" (1920-е гг.), логика - средство борьбы с метафизикой; затем - "лингвистический позитивизм" (=философия анализа).
Дух позитивизма: это философ наука, кот отождествляет научное познание и научное познание. Есть наука, а все остальное - коллекционирование марок. Конт: наука - сама себе философия, ни в какой философии она почти не нуждается. Они не отвергают ее совсем, она - служанка науки. Она должна перестать быть метафизикой, построить себя по образцу науки, очиститься от "сущностей", "онтологий". Задача философии - обобщить науки, классифицировать их. Последующие представители позитивистских доктрин продолжали эту линию, стремились ограничить философию как науку.
Позитивизм - форма сциентизма (наука содержит истину, за пределами науки истины нет). Наука отвечает на вопрос не "почему", а "как", ищет феноменальные закономерности. Позитивисты провозглашают опыт как единственный источник знаний, метафизика - субъективное знание.
Закон трех стадий вызревания мышления Конта: 1) теологическая (наивная); 2) метафизическая (общество объясняет мир абстрактными сущностями - Новое время); 3) позитивная (конец 18-нач. 19 в.). На послед стадии человечество созрело до позит наук : механика, физика, химия, биология, социология, перед смертью включал также науку этику включил шестой, он создал свою религию, где молились человечеству и планете земля. Конт сделал прогресс в социологии.
Спенсер: социальной философии у него тоже нет.
56. Философия жизни; основные понятия и представления.
Эпоха неклассической философии сразу после смерти Гегеля в 18… и продолжается до современности. С начала нового времени все иррациональное изгоняется из концепций. Только Паскаль немного стоит особняком от дискуссии рационализма и эмпиризма.
Гегель знаменит не тем, что он создал что-то оригинальное, а тем, что он создал уникальную систему - рациональную или панлогистскую ("не существует ничего вне разума"). Дальше рационализму двигаться по той же дороге было уже некуда. Подавление, которое доведено до крайности, ведет к взрыву (по Фрейду). Так иррациональное вошло в философию.
Предтечей философии жизни является Артур Шопенгауэр, у него появился термин "воля к жизни". Основатель философии жизни - Ницше.
Шопенгауэр: не разум управляет миром, а неразумная воля. "Мир как представление (?)" Мир является представлением. Истоки мысли - в Индии, где всякие школы считали мир магией, иллюзией, брахману снится этот мир. О том же говорит Ш: весь мир порожден нашим представлением о нем. Объективного мира нет. "Вещь в себе", которую Кант считал непознаваемой - это то, что можно воспринять. "Вещь в себе" - стихийная воля, неподвластная расчету, ее действия нельзя предугадать. Воспринять в себе эту волю можно. Воля к жизни - чувство самосохранения присуще. Инстинкт по сути дела иррационален. Рациональных оснований хвататься за жизнь нет, но каждый желает скорее жить, чем умирать, пытается ограничивать свою жизнь ради потомства. Это абсолютно необъяснимо. Воля управляет нашими поступками, она выше разума, она над ним. Не только живые подчиняются ей, но и неживые организмы. Воля тотальна.
Как уйти от этой воли? Ее влияние негативно, жизнь наполнена страданиями. Буддизм: жизнь - страдание, причина страданий - в желаниях. Шопенгауэр с этим согласен, считает, что нужно уйти от желаний. Перестать желать - путь аскетизма. Сам он не следовал этим установкам, напротив, был скорее гедонистом, любил роскошь и удовольствия. Другой путь перестать желать - путь через искусство. Можно созерцать произведения искусства, и это на время выводит нас из-под влияния Воли. Такое изучение искусства не прагматично. Ш. повторяет - за буддистами незаинтересованное созерцание предметов искусства ради созерцания уводит нас из-под действия воли.
Фридрих Вильгельм Ницше - родоначальник философии ж. Он долго находился под влиянием Ш., но потом у него произошел период пересмотра. У него тоже есть Воля, но не к жизни, а к "власти" (naht - скорее "сила", "мощь"). Желание жизни - не правильно, т.к. желать можно того, чего у тебя нет, но ты жив. Воля к власти, силе, мощи - то, что человек стремится жить постоянно возвышаясь над собой, самосовершенствуясь. Не только человек, но и остальные живые и неживые существа, даже весь мир стремится к "власти". По ницше высшее звено эволюции - неорганический мир, т.к. он воплощает волю к власти, внизу пирамиды эволюции - человек. Разум мешает воле. Воля к власти - то, к чему надо следовать. Если существуют препятствия на пути к этой воле - их надо устранять; те, кто не могут подавить свой разум - те слабые. Есть концепция "низших" и "высших" людей.
Человек по притче из "Так говорил Заратустра" постепенно проходит этапы: 1. Верблюд - он слабый, он мечтает о том, что в другой жизни ему будет лучше, чем хуже здесь - тем лучше будет там. Эта мораль - иудейско-сократовско-христианская, т.к. Сократ в своих последних словах сказал - "Питон, мы должны Асклепию петуха" - жизнь есть болезнь, смерть - восстановление от болезни. Верблюд находится под властью других, принципов, Бога, религии, подчиняется принципу "ты должен". Верблюд должен переродиться. 2. Лев - самое сильное живтное, принцип своеволия. "Я хочу". Но тут появляется золотой дракон, на каждой чешуйке которого написано "ты должен". Лев должен победить этого дракона - по сути Бога. Отсюда - "Бог умер". Каждый должен, став львом, убить Бога. "Бог не умер, он воскреснет вновь по ту сторону добра и зла". Принципы морали: добро - все, что повышает у нас волю к власти; зло - то, что понижает у нас волю к власти. Гарант этой морали - Сверхчеловек. Большинство - слабые люди, высшие люди - Гай Юлий Цезарь, Наполеон, Александр Македонский (они считают, что цель оправдывает любые средства, человек не должен задумываться о последствиях своих действий). 3. Ребенок - Сверхчеловек, тот, кто приходит после льва. Он способен созидать, в отличие от льва, который может только разрушать. Сам Ницше - лев, он еще не Сверхчеловек. С. - "соль земли". С. появится тогда, когда люди умрут. "Дальний человек" - тот, который является человеком будущего. Существует 2 типа людей, желающих смерти для себя: враги те, кто желает умереть, потому что устали от жизни; а также те люди, которые хотят умереть для будущего, для появления Сверхчеловека. Ницше не говорит, что будет за Сверхчеловек, каким он будет. Он встанет над моралью, но не ясно, как он будет относиться к другим людям. "Падающего - толкни" - один из принципов - будет ли он существовать? Будет общество, где "человек человеку Бог".
Жизнь - одно из ключевых понятий Ницше. Об этом же говорили Вильгельм Дильтей, Георг Зиммель, Освальд Шпенглер ("Закат Европы"), Анри Бергсон.
Вильгельм Дильтей - один из первых, кот. предложил различать науки о природе и о духе. Науки о природе пользуются таким методом, как объяснение. Они предлагают логичность, постижение мира посредством разума. Науки о духе - дают верное понимание жизни, интуитивное вчуствование в жизнь, попытка проникнуть в дух.
Анри Бергсон говорит о путях постижения жизни. Он вводит длительность - время, в котором каждый из модусов (прошлое, настоящие и будущее) переплетены между собой, все вместе и все едино. Он против материалист понимания времени. "Творческая эволюция": строит свою теорию: все развивается из единого поля, источника, жизнь едина. В ходе эволюции происходит небольшое деление на интеллект и инстинкт. В человеке преобладает интеллект, но и инстинкт у него есть. Способы адаптации к окружающей среде. Бергсон: la simpatie - сочувствие, вчувствование в предмет, на который мы обращаем внимание. Оса жалит жертву в трех местах и парализует ее. Откуда она знает про эти 3 места? Это инстинктивное знание, она сочувствует своей жертве. Естественное непонимание жизни - инстинкт. Инстинкт существует только для целей практических. Интуиция - инстинкт, ставший бескорыстным, переставший преследовать практические цели. Интуицию нужно развить и она может постичь жизнь. Время - не может быть расчленено. Античная дихотомия Зенона - стрела никогда не долетит до своей цели, потому что она в каждой точке - стоит. Бергсон: кино - то же самое, состоит из кадров, так мыслит движение интеллект. Интуиция же видит.
Школа жизни повлияла на русскую философию (Лосский, Франк?), т.к. очень много было иррационального и это было интересно.
57. Прагматизм: основные понятия и представители.