Гегель и его учение. Гегельянство
Гегель - еще один представитель немецкой классической философии; он жил после Канта.
По своей профессии Гегель был преподавателем. Он написал основные философские труды и сделал на них карьеру в Германии, стал ректором Берлинского университета и влияние его было чрезвычайно велико. К нему ездили слушать его лекции люди из самых разных стран. Французы поехали учиться у Гегеля, в России тоже распространялись его идеи. Даже во времена марксизма Гегель "диалектикой" проник в СССР. Идеи Гегеля проникли и в Англию, которую он не любил. В США гегельянство - "абсолютный идеализм".
Сверхзадача, которую старался решить Гегель - объяснить все, все дедуцировать из общих принципов. Он пытался создать всеобъемлющую картину, которая вберет в себя все знание, в том числе естествознание. Гегель все это пытался объединить. Принцип панлогизма - принцип творчества, бытия и мышления. Появился в школе илиатов, сформулировал Парменид: мысль и мыслимое - это одно и то же. Если вы можете представить что-то - значит, оно есть; если не можете - значит, его нет. У Платона тоже есть такие идеи. Если мы видим вещь - значит, есть такая идея. Если есть чаша - значит, есть идея и чашности. Панлогизм - платформа, на которой стояли философы старого времени. Их панлогизм заключался в убеждении, что природа и та картина, которую мы создаем себе в науках, реальны. Гегель возрождает панлогизм и делает основой своей философии. Все, что мы знаем - содежит в себе мышление и это мышление не есть застывшие неизменные самотождественные идеи, которые существуют у Платона. Он вносит движение, развитие в этот мир. Идея развития придет затем в частные науки - биологию и др. Только в 20 в. Спенсер создал альтернативу этой системы.
Вся система Гегеля - описание того, как чистая мысль (абсолютная идея) саму себя познает. Высшая идея - сама себя мыслит, она хочет постичь саму себя, самопознание осуществляется в развертывании категорий. Категории - предельно широкие понятие. Идея сама себя познает в три этапа: сначала идея познает себя, как чистое мышление; Абсолютная идея - мысль Бога до создания мира. Из нее разворачивается бытие и небытие. Завнршив свое самопознание, идее нужно посмотреть на себя со стороны. Поэтому идея трансформируется в природу. Идея вольно отпускает себя в природу. Вторая ступень самопознания - дух превращается в природу, в не-идею. Затем следует отрицание чистого мышления не-мышлением. Определенные части гегелевской философии - логика (которая …), философия природы (?) - (повествует о том, как идея мучается в природе), философия духа (когда идея вышла из природы).
"Энциклопедия философских наук" - главная работа, лекции по "Философии истории", "Философия истории".
Развитие идеи в природе - развития самой природы. В мертвой природе дух себя никак не создает, затем он потихонечку пробуждается в растениях. Затем появляются животные, в которых дух пробуждается еще больше, окончательное пробуждение духа - общество. Это третья часть гегелевской философии. Физика, химия, биология - все эти науки достаточно спекулятивны. Спекулятивное природоведение вновь оказались востребованы, когда начался кризис механицизма (почувствовали это Лейбниц, Кант). Это была "европейская натурфилософия" начала 19 столетия. Гегель один из таких спекулятивных природоведов. Шеллинг уже в молодые годы сформулировал собственную философию. Шеллингианство преподавалось в России в 1820-1830е гг., влияние шеллингианства предшествовало влиянию Гегеля.
Пробудившись в природе, которая сама по себе не функционирует, развивается мышление. Общество - совсем другое дело.
"Философия духа" - дух здесь многолик: 1) субъективный (учение о человеке в его разных проявлениях); 2) объективный (идеальная логика, над обществом: право - совокупность внешних законов, которые предписываются, пока нет права, нет свободы; мораль - внутренняя убежденность человека и нравственность, объективная реализация морали, сливается с правом; эти понятия затем марксисты назвали "формами общественного сознания"). Нравственность сначала реализует себя в семье, в гражданском обществе в системе социально-экономических отношений, Гегель очень метко показывает, как развитие гражданского общества приходит к испонению высшей формы общества - государства. "Государство - шествие Бога в мире", "осуществление всеобщей воли", частное и единичное соединяются. 3) абсолютный дух реализует себя в религии, искусстве, философии (?).
Дух действует не только через человека, но и через историю. Мировой разум - внутренняя незримая логика исторических процессов. Гегель иногда для простоты мировой разум персонифицирует. Историю делают люди, но не по прихоти, не как одиночки, а делают его также народы - исторические и неисторические. Только лишь некоторые народы в некот этапы своей истории выполняют волю и замысел Мирового Разума. Замысел МР не знает ни кто, он даже как бы нарочно обманывает людей. Люди думают, что преследуют свои цели, а на самом деле они исполняют волю мирового разума - "хитрость мирового разума".
Логика истории в том, что чел-во все больше осозает свою свободу. Гегель выделяет на четыре периода:
1) стадия восточного мира - Китай, Индия, Персия. Свободу осознает только 1 человек, а остальные живут в рабстве.
2) Греки - часть людей сознают свою свободу, в остальные в рабстве
3) Римская стадия - сознания свободы еще больше, рождается право
4) Германский мир, появление христианства, идет христианизация Европы. Завершается история прусской монархией.
Гегель: все разумное действительно, все действительное разумно. Нет ничего случайного, все закономерно. Закономерность реализуется через случайность. Эта закономерность и есть мировой разум.
Философия истории Гегеля в России привлекла очень многих, в частности, Тимофея Грановского - историка-медиевиста, а также Герцена и Чичерина (воспитателя наследника престола, юриста и правоведа.
Марксистская философия.
Маркс родился в 1818 г., умер в 1883 г., Энгельс родился в 1920, умер в 1895 гг. Маркс увлекся философией, написал диплом по Эпикуру, работал журналистом. Энгельс был сыном крупного заводовладельца, сблизился с младогегельянцами. Энгельс узнал о рабочем вопросе на заводе отца и, случайно встретившись с Марксом, сошелся с ним. Маркс во многом жил благодаря поддержке Энгельса (материальной).
"Капитал" - главный труд Маркса. Энгельс писал гораздо лучше, чем маркс.
Философия марксизма, диалектического материализма
Ленин, 3 источника, 3 составных части марксизма: 1) Гегелевская философия очень влияла на Маркса; они хотели реинтерпретировать Гегеля, "поставить с головы на ноги" - спасти его диалектику, дать ей натуралистическую интерпретацию. Бюхнер, Мох - "вульгарные материалисты", а Маркс и Энегльс - "высшие" материалисты. Они избежали примитивизм. Диалектический материализм "достроен доверху" - т.е. содержит учение об обществе и об истории.
Исторический материализм - все сущее есть материя. Материя, которая присуща движению, движется в сложных формах, каждая из которых движется в более простых. Самое простое - физическое движение, есть также биологическая форма и т.д., самая сложная, высшая форма - социальная форма движения материи. Каждая форма движения имеет свои специфические законы, которые нельзя свести к простым законам. Материя развивается и на определенном этапе развития возникает человек. "Происхождение труда в процессе превращения обезьяны в человека"; + работа о первоб. Обществе. В рез-те антропогенеза появляется сознание, которое есть и личное, и общественное. Сознание невозможно без деятельности мозга, сознание не сводится к деятельности мозга. Общество обладает "общественным сознанием" - это гегелевский объективный и абсолютный дух. Искусство, право, мораль, религия - все это обществ сознание. Бытие определяет сознание. Как сознание отдельного человека зависит от его бытия, так и общественного - от жизни общества. Маркс и Энгельс подчеркивали, что люди не потому тонут, что ими овладевают тяжести, а потому что плавать не умеют.
Бытие определяет сознание. Диалектика - главная ценность гегельянства. Общество, история - все находится в процессе развития. Развитие совершается не равномерно прямолинейно, а скачками. Применение учения о развитии к истории и дала теорию формаций, скачкообразного развития истории. Учение об общ-эконом формациях.
Философия диалект материализма было разработана поколениями философов 1920-х гг. и далее, и была очень проработана.
Этапы и направления развития:
8) Развитие маркс философии Маркс и Энгельсом
9) Уже при жизни Маркса возникают марксисты, которые отдельно существовали
10) Экономический материализм, детерминизм
11) Карл Каутский - один из выдающихся деятелей рабоч движения, создал европ соц-демократию. Положил начало реформаторск движению в марксизме, кот отвергала идею революции.
12) Г.В. Плеханов - умер в 1916 г., один из первых рус марксистов. Он принадлежал к "меньшевикам". Его ученик - Ленин. В те редкие минуты, когда он обращался к философии (1909, "Материализм и эмпириокритицизм" против махизма и эмпириокритицизма (?)). Ленин внес новацию в полит философ Маркса и Энгельса: идея о построении социализма в 1 отдельно взятой стране.
13) Раскол между еврп и советск марксизмом. Возникает "неомарксизм", кот. возник во Фр - Луи Альдюссе.
14) Марксизм актуализировался.