Структура общества. Основные подходы к ее выделению. Классы, сословия, страты.
Валюативная социальная философия - ценностная. До 19 века же преобладала в основном рефлективная философия. Такие же течения, как экз-лизм пытаются показать, как человек может функционировать в обществе, как ему выживать в этом мире. Это - валюативная, ценностная соц. философия; она идет от ценностей каждого человека.
Рефлективная социальная философия.
Общество - совокупность людей. В бытовом плане под обществом часто понимаются любые совокупности людей, но научный подход дает другое определение: общество - самодостаточная система. Она может длительно существовать, способна самовоспроизводиться и производить все, необходимое для выживания, существования.
Общество - совокупность людей, которая способна самостоятельно длительное время существовать и развиваться. Часто мы говорим, что предполагаем общество как систему, системный характер общества. Эта система должна длительное время воспроизводить себя, она вовлечена в деятельность по выживанию.
3 признака любого системного объекта:
1) Гетерогенность (состоит из элементов);
2) Между элементами есть тесные связи, они должны взаимодействовать между собой;
3) При взаимодействии элементов должно возникнуть свойство, отсутствующее у этих элементов, но присутствующее у целого: гармония, налаженность, взаимосвязь, сыгранность, слаженность.
Общество создает материальную сферу - в широком смысле это производство (по Марксу); изготовление предметов, которые удовлетворяют базовые потребности. У него есть организационная или политическая сфера, социальная сфера, духовная сфера (в т.ч. познание мира - наука).
Социальная помощь инвалидам, например, возникает на уровне предчеловека - homo habilis.
Древние формы познания мира. Антропоморфизм - наука ранее была такой. Уподобление природы человеку. Виды антропоморфного мышления: 1) анимизм (предрелигия) - одушевление природы; 2) тотемизм - родство с животным или растением; 3) фетишизм.
Чтобы совокупность людей существовала долго, из века в век, развивалась, воспроизводилась, надо, чтобы работали все 4 сферы.
Общество мы можем трактовать как в широком, так и в узком смысле:
1) Широкий смысл: о - как обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из людей. Специфика чел. общества.
2) Узкий смысл: о. - исторически сформировавшееся,
Исторические типы общества: род, племя, народность. Род - совокупность людей, в основе которого лежат кровнородственные связи. Племя - объединение родов по двум причинам: 1) появляются совершенные орудия труда и возможность обрабатывать большие территории; 2) люди начинают понимать, что не нужно вступать в брак внутри одного рода; появились табу: запрет принимать в род чужака; запрещение половых отношений по вертикали; запрещение половых отношений внутри рода. Гл. признак племени - общность языка, психологического типа. Племена ассимилировались, смешивались, и с появлением народности появляются государства. Народность предполагает общность территории, культуры. Национальности же появились гораздо позже, нация - более широкое объединение. Нация нередко многонациональна. Нации возникают в эпоху развития капиталистических отношений, их связывают с экономическими отношениями. Нации - многонациональные объединении.
Социальная структура общества. Социальные объединения по разным факторам.
- Общности: 1) реальные (которые можно найти, существующие буквально); 2) номинальные (статистические). Есть еще формальные - официально закрепленные общности, сформировавшиеся по приказу, по нормативному акту.
- Большие (если люди не могут общаться без приказов, документов и т.д.) и малые социальные группы (люди могут общаться друг с другом).
Подходы к выделению структуры общества:
- Демографический, возрастной, половой;
- Этнонациональные группы - происхождение, язык, территория;
- Расовые группы - тоже не формальные, а номинальные (минимум 3);
- Региональные группы или общности (межэтнические, межнациональные, межгосударственные связи).
- Отраслевые общности
- Страты (термин М. Вебера, Питирим Сорокин разрабатывает теорию)
- Классы ? - осн. признак - отношение к средствам производства.