Проблема понимания в философии Гадамера

1900-2002 Гадамер. ХХ в. остро стал вопрос научного познания и истины. Применение научных методов объяснением.

Всегда ли объяснение ведет к пониманию? Герменевтика – проблема понимания- начало глубокой древности и имя получила от Бога Гермеса который служил посланником людям волю Богов.

Можем ли мы узнать как чувствует и мыслит человек?

Гадамер ХХв. решил взяться за этот метод объяснения – это одна из функций научной теории информативная функция, систематизирующая функция. Объяснение м.б. номологическая «номос» - закон, законом объясняем; причинно-следственная; системное объяснение; функциональное объяснение; генетическое объяснение. На объяснение смотрят как рациональным средством, а понимание до конца не смогла быть логическим явлением, поэтому философия взялась за понимание. Совпадает ли методы естественных и гуманитарных наук? в 19 веке счит. что они были общими. Генгольц говорил что гуманитарные науки используют те же методы что и естественная, но не осознанно, не понимая этого. Но чтобы сконпенцировать : чувство такта (уместность не уместность); богатое воображение; огромная память. Гадамер, Можно ли чувство уместности и не уместности применить в науке? Обучить этому чувству нельзя это чувство формируется в процессе образования. А что такое образование? это формирование человека, который начинается еще в детстве. Прибегает к философии Гегеля чтобы объяснить. Человек по природе духовное существо, когда только рождается он животное. Нужно оторвать человека от животных потребностей с помощью труда. Труд – это создание того чего нет в природе. В процессе труда появляются навыки; мысли которых у него еще не было.

Развитие благодаря образованию в школе и в ВУЗе. Чем больше теории знает, тем больше творчески мыслит и начинает понимать, вырабатывается чувство истинности и не истинности. Гадамер предлагает диалог м/у авторами и с читающим. Пытается понять не автора, а про событие (предмет диалога). Он был свидетелем этого события, а мы знаем исход событий, он не знает литературы которые были написаны после этого события. Познакомиться с его биографией, эпохой, с политическим положением, идеалами. У нас с ним есть что то общее традиция. Эта традиция изложена в научных работах. Для того, чтобы найти общ. язык с автором нужно исследовать процесс измен. понятий и категорий. н/р здравый рассудок

Первый позитивизм.

Огюст Конт. Он разделил все человеческое знание на 3 этапа:

1.мифолого-религиозный период – фиктивное знание, ложное, выдуманное.

2.Метафизический период – спекулятивное знание – люди мыслили рационально, но не опирались на факты, просто рассуждали.

3.Этап позитивных наук – знания, опирающиеся на факты.

Факт – это то, что воспринимается нашими органами чувств, совокупность наших ощущений. Это состояние нашего сознания.

Пока факт не стал обобщенным, это не наука.

Получило свое развитие в Англии, во Франции не поддержали.

Герберт Спенсер популяризировал ее в Англии, Джон Милль развил философии Конта. Он считал, что факт – совокупность ощущений, он поставил вопрос о теориях. Факт может быть научным только в обобщенном виде и включен в систему знаний, где каждое частное знание становится понятным будучи связанным с более общими понятиями.

Не считает теорию знанием, что всего лишь инструмент, с помощью которого объясняются и систематизируются факты. Сама теория не отражает истину.

Эмпириокритицизм.

Второй позитивизм (критика опыта).

Эрнст Мах: «Знаем ли мы внешний мир?» Мы знаем о нем только через ощущения, но не знаем каков он все ощущений.

Ощущения – нейтральные элементы, психофизические элементы. Ощущения - отражение в голове человека отдельных свойств или признаков предмета. Восприятие – чувственный образ предмета как совокупности ощущений. Представление – воспроизведение чувственного образа предмета в голове: память и воображение. Нет причинно-следственной связи между ощущениями. Нет сущности и явлений. Ощущения даются на одном уровне

. Мах рекомендует не искать причин и сущностей. Задачи науки – установление функциональных связей между ощущениями и их комплексами.

Нет субъекта без объекта, нет объекта без субъекта. Наши знания не могут быть отражением действительности, в нем есть что-то от субъекта.

Р. Овенариус: «Мир не существует до тех пор, пока внем нет воспринимающего существа».

Логический позитивизм.

Рудольф Карнап пытался дискредитировать философское знание. Разделил вс высказывания людей на 3 группы:

1. бессмысленные высказывания;

2. метафизические высказывания, не опирающиеся на факты, пользуются двусмысленными терминами (дух, субстанция, душа).

3.Высказывания, опирающиеся на факты – научные высказывания.

С фактов должна начинаться наука. Он называет факты атомарными. Протокольные предложения – описывают факты.

Наука – система размышлений, опирающихся на факты. Такая система называется теорией. Теория это не знание. Это инструмент. Что такое истина? 2 вида истины:

1. Теория, подтвержденная фактами

2. Построение по правилам логики.

Верификация – проверка истины. Дедуцировать – из общих частные. Задача – усовершенствовать человеческий язык и мышление. Надо развивать логику. Обычный человеческий язык не подходит для науки:

1. он двусмысленный;

2. каждое слово имеет несколько значений.

19. Анализ и синтез.

Анализ - это расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, св-ва или отношения) с целью их всестороннего изучения.

Синтез – это соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое. Объективной предпосылкой этих операций является структурность матер объектов, способность их элементов к перегруппировке, объединению и разъединению. Анализ и синтез- наиболее элементарные и простые приемы познания, лежащие в фундаменте человеческого мышления.

Наши рекомендации