Общ., индивид. сознание. Структура общ. сознания. Обыденное, теорет. сознание. Общ. психология, идеология.

ОС - отражение общ. жизни в опред. идеях, взглядах, теориях - сов-ть индивид. созн. Соотношение инд. и общ. сознания:

1)Целое и часть. Целое есть сумма частей, но неравно механ. сумме частей, т.к. целое нечто большее. Отличие целого от части в соотн-ии типа связи: 1) в ОС входит не все сод-ие ИС; 2)ОС не = ИС, т.к. явл-ся основой ИС;3) ОС есть рез-т деят-ти ИС

2)Общее и единичное. Едичное шире, чем общее, т.к. в нем больше признаков(общее+единичноое) ®в ИС>признаков, чем в ОС; с др. ст. ОС фундаметальнее, глубже.

3)Абсолютное и относительное. Абсолютность сознания закл-ся в том, что оно может давать знания о мире(нет границ). Ограниченность знаний на данном этапе означает относительность сознания. Абс. процесс познания реал-ся через ИС - отн-но,т.к. чел-к смертен, отд. чел-к не м. знать все.

Т.об. ОС и ИС не тождественны, пронизывают друг друга.

Структура: Теоретич. (теории, наука; опирается на обыденное, но глубже) и обыденное(сов-ть взглядов, к-рыми люди рук-ся в повсед. Жизни; здравый смысл). С обыденным связана общ. психология(сов-ть соц. чувств, непосред. отражение повсед. Жизни):чувств.(эмоции, настроения) и рациональная(идеи, представления) ст.; нет отд. от масс носителя, выступает - массовое сознание - продукт соц. условий жизни. В условиях госп-ва гос-ва - этатисткое. С теоретич. связана идеология: сис. взглядов, теорий, отраж. сущность, з-ны общ. бытия под углом зрения интересов общ-ва, классов, соц.гр. - в отл. от психологии создается не всеми, а отд. представителями.

Форма сознания(отражает многост. общ. бытия) - сис. опр. Взглядов и идеологич. Отн-ий, в к-рых эти взгляды выраж-ся.(экон., полит., нравст., прав.,философ.)

Экономическое и политическое сознание общества

ЭС - отражает эк. сферу жизни общ-ва. Обыденное и теоретич. Психология и идеология(2 смысла: кл. сис. взглядов, ориентиры).

ПС - отражение полит жизни. Психология - несис. полит. взгляды. ПС обладает универсальностью - политика важнейший регулятор общ. жизни. Идеология - сис. взглядов госп. класса.

Нравственное и эстетическое сознание общества

НС - сов-ть чувств, взглядов, теорий, отражающих поведение людей в общ-ве с оценоч. позиций.Теор. - наука - этика. Н. Идеология - сов-ть нр. идеалов, нормы морали. НС - компонент морали, к-рая включ-т в себя еще сами нормы, сами нр. аспект отн-ий. Центр. место в сис. морали - совесть(внутр. голос). Мораль опр-ся прежде всего отн-ми соб-ти; имеет историч. хар-р. Важнейшие понятия, опр. нр. нормы - добро и зло, нрав. долг.

ЭС - отражает мир в худож. и эстет. образах. Высшая форма- худож. сознание, выраж. в искусстве. Теор. - наука - эстетика. Эстет. образ - понятийное сод-ие выражено в формах сложных чувственных образов. Категории - прекрасное и безобразное. Эстет. отражение - форма и сод-ие - опр. роль - сод-ие, но без формы не м/б худ. образа. ЭС - элемент искусства(эстет. деят-ть - воплощение идеи; эстет. отн-ия). Искусство м. иметь класс., нац. хар-р. Понимание идеалов - субъективно - общее чаще в негативном.

Религиозное сознание общества

РС отражает мир с позиций признания $ сверхъестественных сил. Обыденное- религиозность на повсед. ур-не; теоретич. - теолог. Дисциплиины. Психологич. момент играет огромную роль. Религиоз. идеология - м. иметь клас. хар-р; в " религии свои идеалы.

РС - компонент религии(религиоз. деят-ть, рел. отн-ия, рел. орг-ции); имеет ист. хар-р.

Происхождение религии:

соц. причины - нер-во людей

гносеологич. - незнание непоним. мира, стремление объяснить явл. природы.

психологич. - незнание®страх перед силами природы, катаклизмами, смертью

Первичные:

фетишизм - поклонение предмету, к-рому приписыв. непринадлеж. ему св-ва сверхъест.

тотемизм - фетишизация живого сущ-ва

анимизм - в мире помимо всех наблюд. предметов, сущ. мир ненаблюдаемых духов, припис. предметом окруж. мира.

магия - наделение всерхъест. свойствами людей

политеизм - мн-во богов, подобных людям; затем прооисходит отделение богов от мира людей

монотеизм - единобожие (буддизм, иудаизм, хр-во)

Религия играет большую роль в общ-ве, абс. большинство людей - верующие.

47. Наука как форма общественного сознания. Вебер "Наука как призвание и профессия"

Наука вступила в стадию специализации. Отдельный индивид может создать в науке что либо завершенное только при условии специализации. Без страсти и убежденности человек не имеет призвания к науке. Чтобы сделать что то полноценное, человеку нужна верная идея (+расчет). Дилетант отличается от специалиста тем, что ему не хватает надежности рабочего метода, следовательно, он большей частью не в состоянии проверить значение догадки, оценить ее и провести в жизнь. Догадка появляется тогда, когда это угодно ей, а не нам. Научная работа всегда сопровождается риском: придет вдохновение или нет. Вдохновение зависит от дара. Личностью в науке является только тот, кто служит лишь одному делу. Научная работа вплетена в движение прогресса, а в искусстве в этом смысле прогресса нет. Произведения искусства никогда не устареют, но любой индивид может по-разному его оценивать. Сделанное в области науки устаревает. Величайшее средство научного познания - понятие (открыто Сократом). Стоит только найти правильное понятие, как будет достигнуто также их истинное бытие. Второй великий инструмент научной работы - рациональный эксперимент, как средство контролируемого познания. В эпоху Возрождения наука означала путь к истинному искусству, т.е. путь к истинной природе. Искусство возводится в ранг особой науки, а художник в ранг доктора. Задачей научной деятельности считали открытие пути к богу. Смысл науки как профессии: она лишена смысла, т.к. не дает ответа на единственные важные вопросы (Что делать? Как жить?). Проблема лишь в том, в каком смысле она не дает ответа. Существует ли беспредпосылочная наука? Существует предпосылка: важность результатов научной работы. Естественные науки стоят того, чтобы их знать не только потому, что с помощью такого знания можно достигнуть технических успехов, но и ради него самого - если наука есть призвание. Сама же предпосылка не доказуема. Все естественные науки дают ответ на вопрос что делать, если мы хотим технически овладеть жизнью. Но хотим ли мы этого и имеет ли это смысл - эти вопросы остаются нерешенными. Таким образом, то что ученые принимают данный факт, как предпосылку еще не доказывает, что это само собой разумеется. Политике не место в аудитории и ей не должны заниматься ни студенты, ни преподаватели. Следует стремиться к тому, чтобы слушатель нашел такой пункт, исходя из которого он мог бы занять позицию в соответствии со своими высшими идеалами. Не хорошо пользоваться тем, что студенты должны посещать лекции и не могут выступить против преподавателя с критикой, преподаватель не должен прививать им свои личные политические взгляды. Отличие науки от веры в том, что наука в действительности не признает веры в чудес и откровений. Задача преподавателя научить студентов признавать неудобные с их партийной позиции факты. Заблуждением является искать в профессоре не то что видят перед собой: вождя, а не учителя. Опаснее, если преподаватель задумает выступать в аудитории в качесве вождя. Что позитивного дает наука для практической жизни: - разрабатывает технику овладения жизни; - разрабатывает методы мышления; - содействует обретению ясности.



Наши рекомендации