Неопозитивизм. Постпозитивизм. Т. Кун “Структура научных революций”.
Неопозитивизм - основное направление западной философии 20 века. Противопоставляли науку философии. Единственно возможное знание - научное знание. Традиционные философские вопросы - бессмысленная метафизика, так как они формируются с помощью терминов, которые являются псевдопонятиями, так как их определения не поддаются проверке. В отличие от позитивизма Конта задачу философии видели не в систематизации и обобщении спец. научного знания, а в деятельности по анализу языковых форм знания. В отличие от психологической формы позитивизма Маха, который считал осмысленным вопрос о существовании объективной реальности и отношении сознания к ней, неопозитивизм считает эту проблему метафизикой. Предмет философии для неопозитивизма - язык, прежде всего язык науки как способ выражения знания, и деятельность по анализу этого знания и возможность его выражения в языке. Метафизика - бессмысленное учение с точки зрения логических норм языка. Венский кружок: сведение философии к логическому анализу языка науки, принцип верификации, трактовка логики и математики как формальных преобразований в языке науки. Критиковали классическую философию и научное знание. Постпозитивизм - этап в развитии философии (не школа и не течение). Начался с выхода книги Куна “Структура научных революций”. Характерная черта - многообразие методологических концепций и их взаимная критика. Общие черты постпозитивизма: 1) отходит от ориентации на символическую логику и обращается к истории науки. 2) изменяет проблематику методологических исследований (главная проблема - понимание развития научного знания. Как возникает новая теория? Как она добивается признания? Попытки ответить на эти вопросы формируют представление о структуре научного знания (структура парадигмы у Куна, но они (представления) носят вторичный характер.) 3) характерен отказ от жёстких разграничений: не противопоставляют факты и теории, открытия и обоснования, эмпирические знание (надёжно обоснованное) и теоретическое (ненадёжное и необоснованное), а они взаимопроникновенны. Для установления фактов нужна определённая теория, то есть факты зависят от теории. Логически позитивисты отделяли процесс появления нового знания от его обоснования. Постпозитивисты: открытие и обоснование нового знания - единый процесс: возникновение и развитие новой теории является и её обоснованием. 4) позитивисты считали метафизику бессмысленной и хотели устранить её от науки. Постпозитивисты признавали осмысленность философских положений и неустранимость их из научного знания; стремились опереться на историю науки. Главный объект внимания - развитие знания; считали, что в истории науки неизбежны революционные преобразования, когда происходит пересмотр значительной части ранее признанного и обоснованного знания. Говорили не о развитии, а об изменении научного знания. Важная проблема: вопрос о существовании в этом изменении накопленного знания и вопрос о доказательстве прогрессивного развития научного знания. Учёные - это те люди, которые более или менее успешно вносят свою лепту в науку (совокупность факторов, теорий, методов). Нормальная наука основывается на допущении, что научное сообщество знает каков окружающий мир. Когда возникает смена предписаний, такая ситуация рассматривается как научная революция (происходит отказ от определённой теории в пользу другой, не совместимой с прежней).
Достижения Кун называл парадигмами - это примеры фактической практики научных исследований, которые включают закон, теорию, их практическое применение и оборудование. За неимением парадигм, первоначальное накопление фактов являлось деятельностью, которая подвержена случайностям. Только парадигма может сделать работу по отбору экспериментов более эффективной. Учёные в русле нормальной науки не ставят себе целью создание новых теорий; их исследование направлено на разработку тех теорий, существование которых парадигма заведомо предполагает. Три момента в научном исследовании фактов, которые невозможно резко отделить друг от друга: 1) Факты, которые особенно показательны для вскрытия сути вещей. 2) Ставят теорию и природу в соответствие. 3) Представляют собой эмпирическую работу для разработки парадигмальной теории в целях разрешения неясностей. Отказаться от парадигмы - значит прекратить те научные исследования, которые она определяет. Отказы появляются в те моменты, когда вспыхивают научные революции. Разработка нового способа предсказывания требует решения всевозможных головоломок - особой категории проблем, решение которых может служить для проверки таланта исследователя. Существование решения является критерием ценности головоломки. Среди главных мотивов, побуждающих человека к научному исследованию - желание добиться успеха, надежда найти закономерность. Нормальная наука - в высокой степени детерминированная правилами деятельность. Правила вытекают из парадигм, но парадигмы могут управлять исследованием даже в отсутствие правил. Парадигмы могут определять характер нормальной науки без вмешательства поддающихся обнаружению правил. Причины: трудность обнаружения правил, природа научного образования; парадигма определяет научное исследование, нормальная наука может развиваться без правил, пока принимаются без сомнений достигнутые решения проблем, правила постепенно приобретают принципиальное значение, когда утрачивается уверенность в парадигмах; за парадигмами признаётся приоритет первичности по отношению к общепринятым правилам. Нормальная наука не ставит целью нахождение нового факта, она создается в ходе игры по одному набору правил, но их восприятие требует другого набора правил. Открытия начинаются с аномалий, то есть с установления фактов, что природа нарушила научные ожидания, направляющие развитие нормальной науки. Процесс завершается при приспособлении теории к новым обстоятельствам и аномалии сами по себе становятся ожидаемыми. Характеристика открытий новых видов явлений: предвидение аномалии, её признание, последовательное изменение парадигмы. Новая теория предстаёт как реакция на кризис. Кризис - предпосылка возникновения новой теории. Но ученым нелегко отказаться от старых парадигм. Различия между следующими друг за другом парадигмами необходимы (различия не только по содержанию, но и по методам). Традиция нормальной науки, которая возникает после научной революции не только не совместима, но и несоразмерна с традицией, существовавшей до неё. В результате восприятия новой парадигмы приходится переопределить основы соответствующей науки. Парадигма определяет научное исследование и указывает направление для реализации плана. Обсуждение парадигм является революционным. После революции учёные видят мир в ином свете. После научных революций совокупности старых операций становятся нецелесообразными и заменяются другими, но эти изменения не бывают всеобщими и наука (после революции) включает совокупность операций, которые осуществляет теми же методами, что и в дореволюционный период.