Философия Канта в «докритический период» Теория познания. Этическое учение

Иммануил Кант - Основоположник немецкой классической философии

Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода:

- докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.)

- критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.)

В течение докритического периода философский интерес И. Канта был направлен на проблемы естествознания и природы.

Важнейшими проблемами философских исследований Канта докритического периода были проблемы бытия, природы, естествознания. Одним из первых рассматривая данные проблемы, большое внимание уделил проблеме развития.

Главный труд докритического периода «Всеобщая естественная история и теория неба» – главная мысль этой работы о науке оформилась в гипотезу о естественном происхождении Вселенной под действием динамических сил из первоначальной газовой туманности

Философские выводы Кантабыли революционными для его эпохи:

- Солнечная система возникла из большого облака в результате его вращения благодаря движению и взаимодействию составлявших его частиц

- Природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна

- Природа находится в постоянном изменении и развитии

- Движение и покой относительны

- Все живое на земле, в том числе и человек, — результат естественной биологической эволюции

В то же время:

- Механические законы изначально не заложены в материи, а имеют свою внешнюю причину

- Данной внешней причиной (первоначалом) является Бог

В основе философских исследований Канта критического периода лежит проблема познания, вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной философии.

2. Биоэтика: медицинские и философские проблемы

Биоэтика – междисциплинарная область о нравственной стороне деятельности человека в медицинских и биологических науках. Биоэтика как морально-этическая дисциплина сформировалась в 60-х г. прошлого столетия

Включает обязательства врача перед учителями, коллегами и учениками, требование гарантии непричинения вреда пациенту, своевременного оказания врачебной помощи, проявления уважения человеческого достоинства, негативного отношения к эвтаназии, абортам, интимных связей с пациентами, и строгого сохранения врачебной тайны.

Выделяют четыре принципа

- Не навреди.

- Делай благо.

- Принцип справедливости.

- Уважение автономии пациента.

Выделяют три правила:

- правило конфиденциальности;

- правило правдивости;

- правило информированного согласия.

К основным аспектам биомедицинской этики относятся:
- эвтаназия;
- аборт, стерилизация;
- новые репродуктивные технологии; (ЭКО и ИКО)
- медико-биологические эксперименты;
- современные технологии генной инженерии;
- трансплантация органов и тканей;
- психиатрия и права человека;

-профессиональные отношения в медицине;


Билет 25

Культура и цивилизация. Их философское понимание. Отношение к проблеме «культура-цивилизация» в истории философии

Культура - система коллективно разделяемых смыслов, ценностей, убеждений, норм и образов поведения, присущих тем или иным индивидам или сообществам

Функции культуры

- Образовательно-воспитательная функция

- Интегративная и дезинтегративная функции культуры

- Регулирующая функция культуры

- Передача социального опыта

- Гносеологическая

- Аксиологическая

Цивилизация - социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой

Эстетическое вдохновение присутствует в научном творчестве и в деятельности познания. Постижение сущности и создание красоты имеют одинаковые механизмы.

2. Творческое мышление может соединить красоту и добро, может создать их синтез, но это вовсе не значит, что данное единство разумеется само собой.

3. В современной культуре важное место занимает культура игры. Игра является основой эстетической культуры.

4. Психология игры является важным механизмом выполнения социальных функций. Культура имиджа образует индивидуальный стиль игры социальной роли.

5. Стремление к оригинальности выражает потребность быть индивидуальностью. Самоопределяемость проявляется в сложных отношениях с культурой, рождает стремление противопоставлять свое Я культуре и общению с аудиторией.

6. Противоречия между массовой и элитарной культурой имеют глубокие основания, но есть тенденции к сближению этих пластов культуры.

2. Экзистенциализм – философия XX века

Экзистенциализм - направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире. Как направление философии начал зарождаться еще в середине XX века.

Проблемы:

- Уникальность человеческой личности, глубина чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом;

- Разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью;

- Проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его «Я»);

- Проблема одиночества,

- Проблема бессмысленности жизни;

- Проблема внутреннего выбора;

- Проблема поиска человеком своего как внутреннего «Я», так и внешнего — места в жизни.

Представители

Мартин Хайдеггер занимался разработкой самих основ экзистенциалистического понимания предмета и задач философии.

Карл Ясперс Человек живет жизнью, не имеющей особого смысла. Живет не зная скрытых способностей. По Ясперсу, это пограничные ситуации — между жизнью и смертью, особо важные для человека, его дальнейшей судьбы.

Жан Поль Сатра - Основная проблема экзистенциональной философии — проблема выбора

Альбер Камю сделал главной проблема- проблема смысла жизни.Приводит два главных доказательства абсурдности жизни.


Наши рекомендации