Привел пять доказательств бытия Бога
- Все, что движется, имеет начало движения (Бог как перводвигатель).
- Связь Бога с причиной (причинный порядок, берущий начало от первопричины – Бога).
- Все в мире необходимо. Бог - первая необходимость.
- Бог - предел совершенства. Все существующее совершенно. Бог совершенен. Следовательно, Бог существует.
- Доказательство от целесообразности. Бог задает цели и является целью.
Наука в жизни общества.
Наука - теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящиеся в абстрактно–логической форме и основанные на данных научных исследований.
Родиной науки считается Древняя Греция, жители которой первыми поняли, что окружающий человека мир вовсе не таков, каким он представляется людям, изучающим его только при помощи
методов чувственного познания. Греки первыми совершили переход от ступени чувственного познания к абстрактному.
В эпоху средневековья наука попала в зависимость от теологии, и ее развитие существенно замедлилось. Однако постепенно в результате открытий, наука начинает оказывать все более возрастающее влияние на жизнь общества.
С 17 в. в Европе идет процесс оформления науки в качестве общественного института: создаются научные общества и академии, издаются научные журналы.
На рубеже 19–20 вв. появляются и новые формы организации науки: научные лаборатории и институты, исследовательские центры. Примерно с этого же времени наука начинает оказывать огромное влияние на развитие производства.
Важнейшими социальными функциями науки являются:
- Познавательно–объяснительная: заключается в том, чтобы познать и объяснить, как устроен мир и каковы законы его развития;
- Мировоззренческая: помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение;
- Прогностическая: наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим потребностям, но и прогнозировать последствия таких изменений.
Сегодня наука является основной формой человеческого познания. В основе научного познания лежит сложный творческий процесс мыслительной и предметно–практической деятельности ученого. Общие правила для достижения результата :
- Нельзя ничего принимать за истинное, пока оно не представляется ясным и отчетливым;
- Трудные вопросы необходимо делить на столько частей, сколько нужно для разрешения;
- Начинать исследование надо с самых простых и удобных для познания вещей и постепенно переходить к познанию вещей трудных и сложных;
- Исследователь должен останавливаться на всех подробностях, на все обращать внимание.
- Любая наука прежде всего стремится к максимальной объективности в описании изучаемых ею предметов и явлений, использует для их описания научный язык.
Билет 16
1. "Возрождение" Основные вопросы философии
Черты Философии эпохи возрождения
- Онтологическая интуиция – стремление к интерпретации бытия, к разработке всеобъемлющих картин - Природно-космической жизни
- Тождество микро и макрокосма
- Необходимый элемент органицизма - гилозоизм (панпсихизм)
Гилозоизм - философское учение о всеобщей одушевленности материи
Панпсихизм - представление о всеобщей одушевлённости природы
- Понимание богатства взаимосвязей природы
- Обособление предмета науки от предмета религии, что способствовало развитию научного мировоззрения;
- Формирование учения пантеизма, свободного от теологии, сближающего Бога с Природой и растворяющего Его в ней;
- Развитие теории познания, сочетающей чувственный и рассудочный моменты.
Особенности
Открытия в оптике, астрономии, анатомии, технических науках, развитие экономики, зарождение товарно-денежных отношений требовали притока достоверных знаний. Технические и естественные открытия стали особенностью данной эпохи. Опираясь на них, философия Возрождения обеспечивала независимость научного знания от теологии и схоластики. Ее познание природы послужило преддверием для науки 17-18 веков.
Основные Вопросы философии эпохи возрождения.
- Обосновывали материалистический взгляд на мир
- Формировали научное мировоззрение, свободное от теологии
- Выдвигали новую картину мира (Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной)
- Считали, что мир познаваем (благодаря чувственному познанию и разуму, а не Божественному откровению)
2. Философия всеединства В.С. Соловьева.
В.С. Соловьев - русский религиозный мыслитель, поэт, публицист, литературный критик; член Императорской Академии наук по разряду словесности.
Главные идеи
- Идея Богочеловечества
- Критическое отношение к христианству
- Философия всеединства
- Источник бытия природы и общества Бог
- Идеальный первообраз многообразия и полноты мироздания – София
- Цельное знание – единство чувственного опыта и рационального мышления, подчиненное вере
Исходной и основной идеей философии Соловьева является идея всеединства, или мировой целостности и гармонии. Эта идея охватывает все сферы и проявления мироздания и выступает как идеал бытия.
- Окружающий человека мир иерархичен, в нем низшее и высшее взаимосвязаны.
- Он пронизан божественным началом и предстает в действительности как творение Божье, воплощение Истины, Добра и Красоты.
- Бог - это абсолютное всеединство, который является организующей силой мироздания.
- Будучи создан своим Творцом, мир, однако, не завершен и не застыл в своем движении. Он динамичен и непрерывно развивается,
- Жизнь - это вечное творческое становление, движение к многообразию и единству всего со всем.
Билет 17