Идеи и темы философии Герцена
-Рационализм, атеизм, материализм, предмет и задачи философии, ее место в научном знании и общественной жизни
- Обоснование социалистического идеала философско-рационалистическими доводами.
- Диалектическоке истолкование природы
- Идея соединения науки с населением
- Диалектика абсолютной и относительной истины.
- Методология познания.
- Отношения философии и естествознания.
- Диалектика – закон существования природы.
- Материалистическое объяснение происхождения мышления.
- Теория «русского» (общинного, персоналистического социализма).
- Антропоцентризм.
Билет 6
Буддизм: религия и философия
религиозно-философское течение, возникшее в Индии в 6-5 вв. до н.э. Ныне буддизм имеют межнациональный характер. Мировым религиям в большей или меньшей степени свойственна вера в единого, всемогущего, вездесущего, всеведущего Бога, Большинство понятий в Буддизме носит расплывчатый, многозначный характер, что делает его более гибким и хорошо адаптируемым к местным культам и верованиям, способным к трансформации. Основатель буддизма - индийский принц, получивший впоследствии имя Будды,
Основные истины, открытые Буддой заключались в следующем.
Вся жизнь человека — страдание. Эта истина основана на признании непостоянства всех вещей. Все возникает, чтобы быть уничтоженным.
Причина страдания — наше желание. Поскольку существование наполнено скорбью, страдание будет существовать до тех пор, пока человек будет жаждать жизни.
Чтобы избавиться от страдания, нужно избавиться от желания. Это возможно только в результате достижения нирваны, которая в буддизме понимается как угасание страстей. В позднейшем буддизме нирвана понимается как блаженство, состоящее в свободе и одухотворении.
Чтобы избавиться от желания, нужно следовать восьмеричным путем спасения. Именно определение этих ступеней на пути к нирване и является основным в учении Будды, которое называютсрединным путем, содержащих 8 состояний
правильное понимание: следует поверить Будде, что мир полон скорби и страданий;
правильные намерения: следует определить свой путь, ограничить свои страсти и стремления;
правильная речь: речь должна быть правдивой и доброжелательной;
правильные поступки: сдерживаться и совершать добрые дела;
правильный образ жизни: следует вести жизнь достойную, не принося вреда живому;
правильные усилия: следует следить за направлением своих мыслей, настраиваться на доброе;
правильные помыслы: следует уяснить, что зло — от нашей плоти;
правильная сосредоточенность: следует постоянно и терпеливо тренироваться, достигать умения сосредоточиваться, созерцать, углубляться в поисках истины.
2. Народничество
Идеология и движение разночинной интеллигенции. Оно соединяло буржуазно-демократическую программу с идеями утопического социализма. Народники выступали одновременно и против пережитков крепостничества и против буржуазного развития страны. В народничестве сосуществовали две тенденции — революционная и либеральная, которые, сходясь в теоретических принципах, расходились в методах воплощения в борьбе.
Центральным звеном учения народников была концепция некапиталистического развития России, идея перехода к социализму через использование традиций докапиталистических институтов (община). В общей форме эта концепция была сформулирована в середине 19 в. Герценом и Чернышевским. В основе ее лежала возможность отставших стран усваивать опыт стран развитых, используя соответствующие национальные традиции.
Главные идеи народников
- Антропологизм.
- Примат этики.
- Философия истории, «цена прогресса».
- Идея «уплаты долга» народу.
- Теория общественного прогресса и социальной революции.
- Судьба России.
- Субъективный метод в социологии.
- Естественно-научное, материалистическое объяснение психики.
- Теория личности.
Билет 7
Особенности древнекитайской философии. Конфуцианство
Основные черты
-Одушевление и оживотворение природы - поклонение деревьям, рекам, горам;
-Культ предков и прошлого; боязнь каких-либо перемен и новшеств.
-Циклическое понимание развития, Все мироздание находится в состоянии взаимопревращений. -Понятие Центра, срединности, существование некой идеальной точки
Ориентированность на вопросы
- проблемы государственного управления, их интересовал человек по отношению к другим людям и к государству.
-Природа человека понималась функционально. Человек, непочтительный к государству, закону, обладает злой природой
-Впервые были поставлены и осмыслены вопросы о методах государственного управления. Управлять при помощи ритуалов либо при помощи законов?
-Вершиной управления стали идея компромиссности, стремления избегать крайностей и рекомендации держаться «золотой середины».
Конфуцианство. Конфуций - древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство
Его главный вопрос: «Как лучше управлять людьми: с помощью насилия или на основе добродетели?»
Конфуций был защитником управления с опорой на мораль и правила поведения, философская школа носит социально-этический характер. Жить добродетельно – Жить в обществе для общества
Правила Конфуция
-Конфуций подметил, что в основе нравственности, лежит добровольное самоограничение людей.
-Моральность невозможна без самодисциплины:
-Почтительность младших к старшим – основа человеколюбия.
-Привал народу добровольную почтительность к начальствующим лицам
Гносеология Конфуция
-Учиться нужно жизни, т. е. умению жить среди людей.
-Конфуций подразумевал под словом «знание» прежде всего практическое, жизненное знание, а не абстрактные постулаты об устройстве мироздания:
-Обращаясь к учителям, Конфуций предостерегал их: «Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество.
-Культ мудрости учителя: благосклонное отношение общества к каждому обучающемуся, будь это ребенок или пожилой человек.
2.Философия Бакунина.Бакунин М.А. мыслитель, революционер, идеолог и теоретик анархической версии народничества. По его мнению трудовая деятельность переводит из сферы биологического в сферу общественного. Как часть природы человек повинуется законам, но социальную действительность творить самим. Цель прогресса – совершенствование свободы личности. Главный угнетатель свободы государство, созданное меньшинством для управления большинством. Государство – антипод гражданского общества.
Истина по мнению Бакунина состоит единстве всеобщего и особенного, бесконечного и конечного. Познание должно объяснить тайну разумности. В Бакунине жила религиозная потребность как основа всех его духовных исканий и его деятельности как революционера. Он всю свою сознательную жизнь был философом-романтиком.
Билет 8