Метафизические концепции права
© 2006 г. О. В. Мартышин[1]
Известно подразделение основных типов понимания права на «формальные» и «субстанциональные», «содержательные», «идеолого-ценностные» (чл.-корр. РАН Г.В. Мальцев)[2], или «дескриптивно-феноменологические» и «сущностно-оценочные» (В.А. Четвернин)[3]. К первым относятся юридический и социологический позитивизм, а ко вторым – теории естественного права и философское понимание права.
Профессор Р.А. Ромашов предложил свою систематизацию, не менее убедительную и более лаконичную. Речь идет о «реалистическом» и «метафизическом» направлениях в правовой теории[4]. Определение второй группы учений о праве как «метафизических» возрождает классическую традицию («Метафизические начала учения о праве» И. Канта – часть первая его «Метафизики нравов» 1797 г.) и позволяет преодолеть предрассудки советской философии, рассматривавшей метафизику как противоположность научного диалектического мировоззрения.
Метафизические теории права – отнюдь не новая тема для отечественной юриспруденции. Ее касались все, кто писал о естественном праве[5] или философии права[6]. Цель настоящей статьи – резюмировать общее содержание и историческую эволюцию двух вариантов метафизических представлений о праве (теории естественного права и философское понимание права) с тем, чтобы определить их роль в современной теории государства и права и в формировании новой правовой системы.
Теории естественного права
Концепции естественного права отличаются значительным разнообразием и даже неоднотипностью. Но все объединены родством методологических принципов: право рассматривается не как акт государственной воли, предполагающий законное принуждение в случае ее нарушения, а как воплощение справедливости и разума.
Методологические основы естественноправовых теорий. В наиболее последовательном варианте юридического позитивизма нравственные оценки выводятся за пределы правовой теории (Дж. Остин). В школе естественного права, наоборот, моральная оценка рассматривается как органическая часть анализа права.
Действующее право, которое изучают юридические позитивисты, может быть хорошим или плохим, справедливым или несправедливым.
Естественное право исключает отрицательную оценку. Справедливость составляет самое его существо. Правом (в смысле «естественного права») признается только то, что справедливо. Но справедливость представляет собою моральную категорию, не сводимую полностью к праву. Отсюда убедительность вывода, разделяемого подавляющим большинством сторонников естественноправовых взглядов, в том числе и в религиозной интерпретации: «естественное право является не чем иным, как применением этики в сфере права» («Пособие по христианской этике», Фрайбург, 1979.), естественное право – это нравственное право или право нравственности (австрийский ученый католического направления И. Месснер)[7]. Морально-совершенное содержание придает естественному нраву идеальный характер независимо от того, осуществляется оно на практике или нет.
В древности и в средние века под естественным правом понимались нормы, соблюдавшиеся повсеместно в силу своей очевидности и справедливости, даже если они не были закреплены законодательно. В соответствии с современным пониманием эти нормы следовало бы отнести одновременно и к естественному, и к положительному праву. Они противопоставлялись не положительному, а «волеустановленному», или «условному» праву. Но их совершенный характер не подвергался сомнению.
Впоследствии, когда весь свод действующих норм получил официальное государственное закрепление, естественное право стало сопоставляться с действующим (позитивным) правом в целом. При этом допускалось, что действующее право частично совпадает, а частично не совпадает с естественным правом, т.е. частично является справедливым, а частично несправедливым. При этом идеальная природа естественного права выявилась особенно ясно. По словам П.И. Новгородцева, современное естественное право превратилось в «учение об идеале общественного развития»[8], т.е. оно стало элементом идеального правосознания, руководствующегося всецело принципом справедливости. Это уже не реально действующие нормы, а указание, каким должно быть право.
Какова бы ни была мировоззренческая подоплека естественно-правовых концепций, они всегда в той или иной мере исходят из соответствия выдвигаемых правил разуму и природе человека, даже если эти правила получают религиозно-мифологическое подкрепление. Ссылки на природу человека и разум получили особое признание в XVII-XVII вв., когда наступил новый этап в развитии концепций естественного права. При этом и разум, и природа человека понимались по-разному.