Эмпиризм XVIIв. его философские идеи (Ф. Бэкон, Дж Локк, Т.Гобс).
Ф. Бэкон(1561 - 1626 гг.) - крупный английский философ, основоположник эмпиризма Нового времени, предложивший философское обоснование для экспериментальной науки. Гл.работа «Новый Органон»
Осн. задачей философии считал конструирование нового метода познания, а целью науки - принесение пользы человечеству. Практическая направленность знаний.
Осн.метод - индукция, которая опирается на опыт и эксперимент, а также определенную методику анализа и обобщения чувственных данных.Идея состоит в том, чтобы учитывать не только факты, которые подтверждают утверждение, но и факты, которые опровергают его. Всякое знание начинается с опыта и может быть к нему сведено. Нет врождённых знаний. Составление таблиц обобщений и интенсивности явлений. Методы: единства-сходства, единства-различия, сопутствующих изменений, степеней.
Наука Бэкона не сомневается ни на минуту, источник изобретений. Что мешает ей такой быть? 4 «идола»:
1. «идол рода» люди поним.реальность исходя из собств.природы. антропоморфизация действительности.
2. «идол пещеры» преп.для познания природы, кот.присущи отдельным индивидам. У каждого сущ-т «своя особая пещера», кот. дополнительно «ослабляет и искажает свет природы». Содержание идолов пещеры составляют особенности воспитания и психологии человека, специфика социальной среды обитания, направленность интересов личности.
3. «идол рынка» возн. в среде «взаимного общения и совместного использования языка». Неудачный и неправильный выбор слов создает серьезные трудности и помехи на пути познания истины. Слова как бы затуманивают разум, дезориентируют в поисках истины.
4. «идол театра» своими корнями уходит в науку,философию и учения прошлого. Человек оказ.в плену авторитета создателя учения. Особенно опасны традиционные философские доктрины и системы. К идолам театра относ.также слепое суеверие, неумеренное религиозное рвение.
Вообще избавиться от идолов, по мнению Бэкона, практич.невозм. Они слишком укоренены в человеке. Большинству освобожд.не нужно, это нужно творцам науки.
Дж. Локк(1632-17040) - английский философ –просветитель и политический мыслитель. Гл.задача философии – выяснить, откуда происх.человеч.знание, выяв его границы и узнать, насколько оно достоверно.
Знание о мире м.б.достигнуто только с пом. чувств. опыта и послед. размышл. по поводу этого опыта. 2 рода исходного опыта: внешний чувственный и внутренний – опыт самосознания(рефлексия).
Нет врождённых идей и аксиом, сознание – чистый лист и 1е записи на нём появл.благодаря опыту общения с внеш.вещами.
Чувственный опыт – это ещё не знания, а мат-л для будущих знаний. Идеи – простые (идея цвета, пространства, мышления), сложные (идеи модусы, отношения, субстанции).
Так же Локк рассматривает индивида в качестве основного элемента и трактует государство как результат общественного договора между индивидами, заключенного с целью прекращения естественного природного состояния. Существуют лишь свободные граждане, которые, преследуя свои разумные интересы, живут в правовом обществе с представительскими формами правления. В этом обществе индивиду гарантируются определенные права, в частности право владения собственностью. Природное различие физич.и интеллект.кач-в людей – предпосылка их заинтересованности друг в друге. Свобода воли как свобода выбора действия. Основа морали – чувство неудобства. Всеобщее согласие мнимое, оно только о словах.
Т. Гоббс (1588 - 1679). Философ-деист, создатель первой законченной системы механистического материализма, соответствовавшего характеру и требованиям естествознания того времени.
У Гоббса по сравнению с Бэконом философия принимает гораздо более сухой, односторонний вид. Мир представляет собой совокупность тел, которые подчиняются законам механики(главный из них - закон инерции). Эти законы описывают равным образом и физические тела, и общество. Тела различаются между собой величиной, фигурой, положением и движением. Тела бывают естественные и искусственные. Самое значительное из искусственных - государство. Человек - это тоже главным образом тело. Естественное равенство людей есть продолжение того же закона инерции. Физика Гоббса признает пустоту, в которой перемещаются тела. Их механическое воздействие друг на друга и определяет возможность всякой связи между вещами. Связь осуществляется через толчок, соударение. Качества тел определяется их движением. Свобода, по Гоббсу, сводится к отсутствию препятствий при движении. Гоббс. Геометрия и механика для Гоббса — идеальные образцы научного мышления вообще. Бог предполагается, т.к.необходим для подобной системы взглядов хотя бы в кач-ве первотолчка. Отрицается непоср.возд.Бога на мир(сотворил его и ушёл).
Два метода познания: логическая дедукция рационалистической «механики» и индукция эмпирической «физики».
По мнению Гоббса, главной целью познания является выяснение причин того или иного процесса. Начальным этапом познания является процесс осознания того, что в нашем мышлении отсутствуют знания об интересуемом нас предмете. При этом следует обратить особое внимание на язык, который является не только средством познания, но и источником лжи и ошибок.