Фома Аквинский. Утверждение принципа гармонии веры и разума. Аристотелизация христианской философии.
Фома Аквинский (1221—1274) пытался обосновать основные принципы христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля,преобразованое им таким образом, чтобы оно не вступало в противоречие с догматами творения мира из ничего и с учением о богочеловечестве Иисуса Христа. Высшее начало есть само бытие. Бытие – христ.Бог, сотворивший мир. Различает бытие(существование) и сущность, как и Аристотель, подчеркивает их общий корень. Различая вслед за Аристотелем актуальное и потенциальное состояния, рассматривает бытие как первое из актуальных состояний. Во всякой вещи столько бытия, сколько в ней актуальности. 4 уровня бытийности вещей: 1.низший - форма составляет лишь внешнюю определенность вещи(неорганические стихии и минералы.),2.форма предстает как конечная причина вещи, которой присуща целесообразность, названная Аристотелем «растительной душой», как бы формирующей тело изнутри(растения),3. сущее имеет в себе не только цель, но и начало деятельности, движения, форма-действующая причина(животные). 4. форма предстает сама по себе, независимо от материи.Это дух, или ум, разумная душа. Человеческая душа — бессмертна. Разум как высшая среди человеческих способностей. Воля - практический разум, направленный на действие, а не на познание. Начиная с Бога, который есть чистый акт бытия, и кончая малейшей из сотворенных сущностей, каждое сущее обладает относительной самостоятельностью, которая уменьшается по мере движения вниз. Считал, что сущность стоит к бытию ближе всех остальных категорий. С одной стороны, приоритет разума, а с другой — иерархическая структура тварного мира.
Принцип гармонии веры и разума. Попытка примирить оба взгляда на проблему связи разума и веры. Выдвинутая им идея их гармонии предполагала, что вера не только не противоречит разуму, но и помогает в его познавательной деятельности. Откровение и интеллект, согласно Аквинскому, не должны противоречить друг другу, ибо исходят из одной и той же основы – Божественного Разума, как первоисточника высших сил.. Разум может вступать в противоречие с верой, но в вере ошибки быть не может → ошибается разум. И тем не менее, разум лучше, чем слепая вера.
5 причин косвенных доказательств Бога: перводвигатель,первопричина,Бог как не случайность или как необходимость,Бог-эталон, первоцель.
23.Арабо-мусульманская философия. Ибн-Сина(Авиценна), Ибн-Рушд(Авэрроэс). Их влияние на европейскую философскую мысль.
Гл.духовн.источн.для арабов, наряду с исламом,-греческая наука и философия(прежде всего-Платон и Аристотель). В основных чертах арабская философия сходна со схоластикой в Западной Европе.Но ее расцвет в хронологич.отнош. предшествует европейской схоластике,что позв.рассм. арабскую философию как связующее звено между античной философией и последующей ступенью европейской философии - схоластикой.
Авиценна(Ибн-Сина, 980-1037гг).Философия соединяет в себе элементы философии Аристотеля с религией ислама. Теоцентрична, однако в ином смысле, чем христианская философия. Мир рассматривается как сотворенный Богом из материи, кот.является вечной. Бог является неподвижным двигателем, формой всех форм, вечным творческим условием.Тесная связь физики, логики и метафизики (философии). Физика дает логике идею причинности, логика вооружает физику методом, предметом же высшей науки (метафизики) является абсолютное бытие, содержанием ее вопросов являются те состояния бытия, которые происходят из самого бытия и неотъемлемо присущи ему. Метафизику делил на «универсальную» (изуч.начала естеств.наук) и «божественную» (принципы эманационного учения, служащего переходом к этике и другим практическим наукам). К своего рода прикладной метафизике относились знания, касавшиеся откровения и потусторонней жизни.
В классификации наук соединил теоретические науки с практическими (этика, домоводство, политика), с одной стороны, и с ремеслами, производством, торговлей, медициной — с другой. Теоретические науки у Ибн-Сины предваряются логикой.
Аверроэс (Ибн-Рушд,1126-1196гг)Один из основоположников учения о «двойственности истины»(истина философии и истина религии не противоречат друг другу,т.к. имеют в виду разные вещи: религия предписывает человеку, как поступать, философия постиг. абсолистину). Матер.мир бесконечен во времени, но ограничен в пространстве. Бог-вечный источник действительности, материя - единая основа бытия. Эта концепция была значит.удалена от веры в Божественное сотворение природы из ничего. Отрицал и бессмертность индивидуальной души. Только общий разум всего человеческого рода в его историческом развитии является бессмертным.
В Европе имя Аверроэса стало связываться с умонастроениями, оппозиционными к официальной теологии. Арабско-греческая философия - звено, посредством кот.осущ. передача европейской средневековой культуре наследия древнегреч.науки и философии. Их вклад в науку и философию предварил тот исторический переворот в мировоззрении человечества, которым ознаменовалась в Европе эпоха становления буржуазных отношений. Жизнерадостное мировоззрение, перешедшее от арабов и питавшееся вновь открытой греческой философией, подготовило материализм XVII -XVIII вв.