Джордано бруно и философия природы

Философия природы, занявшая в эпоху Возрождения место теологической философии средневековья, выступала, в основном, как метафизика природы, будучи результатом скорее метафизического полёта, чем точного мышления. Её родина - Италия и расцвет её продолжался весь XVI век.

Можно говорить о трёх источниках возрожденческой философии природы: а) концепции античных мыслителей; б) средневековая традиция; в) новое естествознание. При этом античные учения использовали все, исключая скептицизм, вообще не интересовавшийся философией природы, и эпикуреизм, механистическая концепция которого была чужда самому духу философии Возрождения. Из средневековой традиции возрожденческие мыслители, отбрасывая ортодоксальную схоластику, заимствовали мистические и пантеистические идеи из учений Аверроэса и Авиценны, Эригены и Экхарта. Ведущим посредником между средневековьем и новой философией природы был Николай Кузанский. Религиозно окрашенная средневековая традиция частично сохранилась в возрожденческой философии природы по той причине, что последняя претендовала через познание природы познать и Бога. Из нового естествознания существенными для философии природы были астрономические открытия Н. Коперника, приведшие к парадоксальной с обыденной естественной установки ума картине мира. Эту картину мира нужно было осмыслить в философских понятиях, что и делали такие мыслители, как Дж. Бруно.

Сформулируем две основные разновидности возрожденческой философии природы:

а) практически-магическую, ориентированную на господство над природою;
б) чисто теоретическую, интересующуюся только познанием природы.


Представителем магической, оккультной философии природы был Парацельс (1493-1541) (настоящее имя - Теофраст Гогенгейм) -врач по профессии и чудотворец по призванию. Он исходил из виталистской идеи о том, что каждое существо обладает особым жизненным началом, познание которого позволяет воздействовать на природу и изменять её. А поскольку в природе всё взаимозависимо, то воздействуя на одну вещь, можно изменять все остальные. Метод достижения магических целей был у Парацельса чисто эмпирическим, ибо знание о путях воздействия на вещи невозможно дедуцировать, абстрагируясь от опыта.

Теоретическая разновидность философии природы представлена была двумя концепциями - материалистической и пантеистической. Первую разрабатывал Бернардино Телезио (1507-1588) - один из влиятельнейших философов итальянского Возрождения. Он, следуя стоикам, понимал дух как тонкую и подвижную материю, текущую по нервной системе. Однако материалистической концепции в её чистом виде не разделял даже сам Телезио и более типичной для итальянского Возрождения можно считать пантеистическую концепцию природы, выдающимся представителем которой был Джордано Бруно (1548-1600). Родом неаполитанец (как и Телезио), Бруно, поступив в доминиканский монастырь, познакомился с античной и средневековой философией, а благодаря работам Телезио и с учением Коперника. Обвиняемый в ереси, он после двадцати лет скитаний по Европе и дискуссий в университетах Женевы, Парижа, Оксфорда, Марбурга, Виттенберга, Цюриха вернулся в Италию и в 1592г. предстал в Венеции перед судом инквизиции. В оправдание вменяемого ему в вину учения о множестве солнечных систем и бесконечности мира Бруно ссылался на теорию двойственной истины. Отрекшись от своих взглядов, он семь лет провел в темнице, но, представ перед судом, снова подтвердил их и был сожжён на костре в Риме в 1600г.

Важнейшие труды Бруно: "О причине, начале и едином", 1584; "О бесконечности, вселенной и мирах", 1584; "О героическом энтузиазме", 1585. Работы написаны на итальянском языке в форме диалогов, хотя у Бруно есть произведения на латинском языке в форме трактатов: "О тенях идей", 1582; "О монаде, числе и фигуре", 1591; "О безмерном и бесчисленном", 1591. Своими предшественниками Бруно называл стоиков, неоплатоников, Аверроэса и Авиценну, хотя определяющее влияние оказала на него новая наука в лице Коперника.

Взгляды Дж. Бруно

Бесконечность вселенной.

Хотя сам Коперник считал мир конечным, Бруно из его учения сделал вывод о бесконечности вселенной, что требовало от него разрыва с господствовавшей в это время космологией Аристотеля, с её идеей конечности мира. Бесконечную вселенную невозможно постичь с помощью обычных человеческих понятий, поскольку они сформированы по образцу конечных вещей. С точки зрения бесконечности исчезает различие между большим и меньшим, точка не отличается от тела, а центр - от окружности: центр вселенной везде, а точнее - его нет нигде, а потому утрачивает смысл и традиционное противопоставление земли и неба с его различными сферами, ибо вселенная однородна во всех своих частях. В перспективе бесконечности изменяется и взгляд на человека, его место в мире, его отношение к другим существам: человек сравним одновременно и с наименьшим, и с наибольшим во вселенной, поскольку различие между ними утрачивает основание и смысл.

Единство мира.

Земная и небесная материя однородны и составляют единое целое, называемое вселенной. Единство частей мира обеспечивается силой притяжения, которую Бруно считал духовной - по типу симпатии. Будучи единой, вселенная складывается, однако, из множества самодостаточных единиц -монад. Монада - это метафизический минимум вселенной, подобно тому, как точка есть математический минимум пространства, а атом -физический минимум вещества. Будучи неповторимой по форме, каждая монада есть часть и образ единой вселенной и каждая одарена жизнью. Мир - это не машина, не механизм, а система живых сил. А все живое - свободно и, значит, во вселенной царит свобода. Практический вывод из идеи свободы как атрибута вселенной таков: никто не имеет права навязывать другим любые ограничения -материальные, духовные и, прежде всего, недопустимо религиозное принуждение.

Гармония мира.

Гармоничность - это третья, наряду со свободой и бесконечностью, характеристика вселенной. Идея гармонии была типична для эпохи Возрождения, когда возродился характерный для пифагорейцев и Платона дух преклонения перед красотой мира. Мир гармоничен, ибо совершенен, а совершенен потому, что он есть образ Бога. Хотя каждый индивид в отдельности несовершенен, но совершенство мира как целого должно служить утешением для несовершенного человека, подобно тому, как вечность мира должна вознаграждать индивидуальную смертность человека.

Итак, Дж. Бруно понимал природу:

а) инфинитистски - как бесконечную;
б) монистически - как однородную и целостную;
в) динамически - как совокупность живых сил - монад;
г) теософски - как образ и откровение Бога;
д) оптимистически - как совершенное, гармоническое и прекрасное творение.

Взгляды Бруно оказали большое влияние на формирование пантеизма Спинозы и монадологии Лейбница. Мировоззрение Бруно однотипно стоическому, но обогащено рядом оригинальных идей (прежде всего, идея бесконечности мира) и изложено в стилистически не превзойденной последующими мыслителями форме. Философия природы Дж. Бруно, несмотря на неточность используемых им понятий и метафизический полёт фантазии, имела огромное научное значение, способствуя устранению традиционной аристотелевской метафизики природы с её плюрализмом и иерархией сфер и формированию характерного для нового естествознания целостного понимания природы.

Наши рекомендации