Вопрос. Метафизика и антропология Аристотеля.

Если для Платона важнее процесс поиска истины,то для Аристотеля важнее результат. В онтологии Аристотель уделял особое внимание тому, что позже стало называться метафизикой, а сам Аристотель называл «первой философией» или «теологией» - учению о первопринципах бытия, учению о реальности, стоящей по ТУ сторону физического мира, стоящей за пределами мира, эмпирический воспринимаемого.

«Первая философия»- это исследование первопричин сущего; Познание «бытия в себе»; знание о чувственной субстанции; знание о Боге и сверхчувственной субстанции. Это чистая жажда знания, желание достичь истину, где бы она не скрывалась,воспитание отвращения ко всякой лжи, где бы она не гнездилась. Метафизика выше всех других наук.

Метафизика – исследование первопричин. 4 конечные причины: формальный, материальный, действующий и целевой. Причина означает, скорее, факторы, соединение которых отвечает за то, что любая данная вещь, есть то, что она есть, и за то, что она вообще чем-то является. Первые 2 причины образуют все вещи, поскольку все вещи образованы из формы и материи. Материя— «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция). Форма— «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы. Вторые две причины объясняют мир вещей с точки зрения его становления. Причина действующая есть само движение, а причина целевая – направление движения, поскольку любое движение всегда направлено.

Но метафизика во втором своем определении – как учение о Бытии – за пределы этой реальности уходит ещё дальше. С одной стороны, он утверждает, что бытие не единое, а множественное, а с другой, что к сфере бытия относится и чувственный мир. Он рассматривает понятие бытия в нескольких смыслах: как бытие в себе, как потенцию и акт, как акциденцию(случайное бытие), как истину.

Бытие в себе есть категория, точнее система категорий, в которых бытие как таковое может быть описана. Особенность категорий состоит в том, что их нельзя определить через что-то другое, и в этом смысле они изначальны. Их можно определить только друг через друга Бытие потенция и акт относится к бытию становящемуся.

Не всякое бытие является предметом метафизики, а только бытие в себе, и бытие как потенция и акт. Бытие как акциденция вообще не может быть систематически исследовано, а бытие истины исследуется логикой.

Аристотель даёт понимание субстанции, как некоего довольно сложного синтеза разных элементов. Во-первых, это материя. Она образует чувственно воспринимаемую реальность, подобной меди, из которого сделан медный шар. Но сама по себе материя есть только чистая потенция, она неактуальна, пока не оформлена. Во-вторых, это форма, которая образует вещность или «точность»вещи, её сущность. В-третьих, сам синтез формы и материи, которой Аристотель назвал Синолос – объединение формы и материи.

Субстанция есть соединение формы, как актуализация способности материи принимать форму, и материи, как потенциальной возможности эту форму воспринимать. Субстанциальностью обладает весь чувственный мир, в котором вещи, взаимодействуя, влияют друг на друга, но первая начальная субстанция как формирующее начало не связано с материей, она сверхматериальна, следовательно, сверхчувственна.

Первоначало должно быть вечным и неподвижным. Неподвижное может быть абсолютной причинно подвижного, в противном случае приходится искать новую причину подвижности так, до того момента, пока не найдется причина последняя, абсолютная, неподвижная.

Первоначало должно быть нематериальным. Перводвигатель есть то, что движет, оставаясь неподвижным. Между чувственным миром и Перводвигателем есть 55 сфер, которые приводятся к движению интеллигибельными силами.

Бог как перводвигатель, как абсолютное начало всех начал.По утверждению Аристотеля, мировое движение есть цельный процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает наличие и единого двигателя. Далее, исходя из понятия причинности, он приходит к понятию о первой причине. А это т. н. космологическое доказательство бытия Бога. Бог есть первая причина движения, начало всех начал, так как не может быть бесконечный ряд причин или безначальный. Есть причина, сама себя обусловливающая: причина всех причин.Абсолютное начало всякого движения — божество как общемировая сверхчувственная субстанция. Аристотель обосновал бытие божества усмотрением принципа благоустройства Космоса. По Аристотелю, божество служит предметом высшего и наиболее совершенного познания, так как всё знание направлено на форму и сущность, а Бог есть чистая форма и первая сущность.

Учение о добродетелях

Аристотель делит все добродетели на нравственные, или этические, и мыслительные, или разумные, или дианоэтические. Этические добродетели представляют собой середину между крайностями — избытком и недостатком — и включают в себя: кротость, мужество, умеренность, щедрость, величавость, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость, практическая мудрость, справедливое негодование. Относительно нравственной добродетели Аристотель утверждает, что она есть «способность поступать наилучшим образом во всём, что касается удовольствий и страданий, а порочность — это её противоположность». Нравственные, или этические, добродетели (добродетели характера) рождаются из привычек-нравов: человек действует, приобретает опыт, и на основе этого формируются черты его характера. Разумные добродетели (добродетели ума) развиваются в человеке благодаря обучению.

Добродетель — это внутренний порядок или склад души; порядок обретается человеком в сознательном и целенаправленном усилии.

Аристотель, как и Платон, делил душу на три силы: разумную (логическую), страстную (фумоейдическую) и желающую (епифумическую). Каждую из сил души Аристотель наделяет свойственной ей добродетелью: логическую — разумностью; страстную — кротостью и мужеством; желающую — воздержностью и целомудрием. В целом душа, по Аристотелю, имеет следующие добродетели: справедливость, благородство и великодушие.

Наши рекомендации