Антропология и социальная теория Платона.
Антропология.
Человек – двуединое существо, обладающее смертным телом и бессмертной душой. Тело понимается не просто как обиталище души, благодаря которой тело живее (на службе у души, как это понимал Сократ) но скорее, как могильный склеп, или как тюрьма души, где она изнуряется в муках. Пока мы имеем тело, мы мертвы, так как фундаментально мы есть благодаря душе, а душа, пока она в теле, как в могиле, и значит умерщвлена. Тело – корень всех бед, источник нездоровых страстей, неприязни, несогласия, невежества и просто безумия: то есть всего того, от чего гибнет душа. Однако тело, как и душа, сотворена Богами, поэтому Платон не требует полного аскетизма (моральный принцип, предписывающий людям самоотречение, отказ от мирских благ и наслаждения ради самосовершенствования). Его аскетизм умеренный. Платон полагает, что нет необходимости полностью воздерживаться от обычных удовольствий, не стоит только быть их рабами.
Душа состоит из разумной и неразумной части. Благодаря разумной части человек способен рассуждать, а из-за неразумной человек влюбляется, испытывает голод и жажду и бывает охвачен другими вожделениями. Неразумная часть тоже неоднородна: в ней содержится и яростный дух, мятежное стремление к свободе, красоте, славе, высокие порывы, пылкость и мужество; другая же часть – низменные страсти, животные инстинкты, алчность и вожделение.
Судьба души зависит от того, насколько она приобщилась к высшему бытию, насколько в ней преобладает то или иное начало. Иерархия человеческих душ такова: философ (обладает мудростью, думает о всеобщем благе), царь (тоже заботится об интересах людей), гос деятель, врачеватель тел, прорицатель, поэт или художник (их души несовершенны, они побуждают страсти, но не воспитывают ум), ремесленник (интересуется только благополучием своей семьи, стремится к наживе), софист (подменяет правду и ложь, искажает истину) и тиран (подчиняется капризам, необуздан). Далее следуют души животных.
Попав в тело, большинство душ забывают о подлинном бытии, но, столкнувшись с прекрасным, способны вспомнить его. То есть,возможно, восхождение душ посредством прекрасного.
По настоящему приобщиться к разуму можно только после смерти. Печалиться и бояться смерти не стоит, ведь, умирая, мы переходим на более высокую ступень развития, делаем шаг к освобождению и совершенному миру.
Смерть – всего лишь эпизод, имеющий отношение только к телу, она не только не вредит душе, напротив, дарует ей жизнь новую, праведную. Смерть тела – жизнь, так как душа освобождается от неволи. Найти дух, значит, потерять тело.
Социальная теория.
Платон насчитывал 3 правильные и 3 неправильные формы правления. Правильные (идеальные) – монархия (один управляет и имитирует идеального политика), аристократия (роль идеального политика играет группа богатых людей) и демократия (если идеального политика имитирует весь народ). Если правители начинают преследовать лишь свои интересы, то эти формы конституции разлагаются, тогда рождаются: тирания, олигархия, демагогия.
Если государства здоровы и хороши, то предпочтительна первая форма правления, но когда они коррумпируются, лучше третья: как утешение гарантирована свобода.
Государство возникает для того, чтобы оказывать друг другу помощь, совместное поселение – и есть государство. Таким образом, основа государства – невозможность отдельного индивида удовлетворить свои главные потребности, необходимость коллективного труда.
Город, таким образом, должен состоять из трех классов:
1. Крестьяне, ремесленники и купцы. В них преобладает вожделеющая часть души, то есть наиболее элементарная, если в них преобладает добродетель умеренности и способность подчиняться высшим классам, это – достойнейшие люди.
2. Стражи. В них преобладает волевая часть души. Долг стражников – бдительность.
3. правители. Это те, кто любит свой город более других, кто способен исполнить свой долг с наибольшим усердием. В них преобладает рациональная часть души, и их можно назвать «мудрецами».
Идеальное государство – то, где в первом классе преобладает умеренность, во втором – мужество и сила, в третьем – мудрость.
Государство Платона основано на неравенстве, но неравенство это не социально-экономического, а этического плана. Люди отличаются по задаткам, благодаря которым и существует разделение людей на классы.
Вряд ли такое государство сделает счастливым отдельного человека или класс, но Платон говорил, что оно будет справедливым и в экономическом (не будет ни бедных, ни богатых), и в политическом, и в социальном плане. А если так, то оно будет счастливо в целом. Каждый будет заниматься тем, что у него получается лучше всего.
Такое идеальное государство называется утопией.