Формирование правовой личности

Существование человека является первичной предпосылкой формирования общества. Человек является главным действующим лицом (субъектом). Природа человека сложна. Можно выделить не меньше 2 составляющих:

1) Биологическая природа

Человек – биологическое существо. Есть потребности, естественные в том числе.

2) Социальная природа

Сущностная характеристика человека. Его способности к общению, передаче информации, знаниям, способности к трудовым навыкам, именно социальная природа человека является важнейшей составляющей личности.

Личность – это совокупность природного и социального, где социальное является определяющим. Социальная природа может быть реализована лишь в обществе себе подобных. Формирование личностных качеств (способность к самовыражению, самореализации) возможна только в обществе. Индивидуализация всегда на каком-то фоне. Поэтому для человека, как личности, одной из важнейших потребностей является потребность в общении. Именно здесь проявляются личностные качества человека.

Именно в процессе общения происходит развитие этих качеств. Если биологическая природа человека не претерпела координальных изменений по сравнению с социальной природой (в духовном плане, эмоциональном плане, духовном плане).

Становление и развитие личности происходит в обществе, причем также помимо общения на процесс становления личности сказываются и те условия, на которых находится человек.

Становление и развитие личности предполагает двуединый процесс. С одной стороны становление личности требует общения. С другой стороны процесс предполагает индивидуализацию (человек стремится обособиться от других, одновременно с тем, что общается с людьми).

С одной стороны человек развиваясь как личность, он безусловно впитывает определенные требования, определенные черты. Он является неким отражением тех условий, где человек живет и воспитывается. Но с другой стороны человек стремится и сам повлиять на эти условия. Он стремится изменить эти условия, повлиять на окружающую среду, использовать их так, как это удобно ему.

Если говорить о личности, то несмотря на то, что личность – это продукт общественного развития, с другой стороны личности свойственны следующие моменты:

1) Личность способна реализовывать свои возможности, предполагает активность, способна проявлять свою самостоятельность

2) Стремление налагать на внешние условия бытия отпечаток своей воли и разума, своей деятельности.

3) Желание устраивать и переустраивать жизненные обстоятельства, менять эту окружающую среду. Не всегда удается, но особо активным удается менять даже государства, строй.

4) Стремление к свободе и чувство собственного достоинства.

Так как мыслители разных эпох отмечали и отмечают, что важнейшей характеристикой личности является свобода. Нужно иметь ввиду, что эти свойства могут у разных личностей проявляться по-разному.

Сегодня большинство склоняются к тому (практически все), что любой современный человек – это личность. Когда формируется человек, как личность, то одновременно формируются и правовые качества человека. Начиная с этапа государственно-организованного общества, человек формируется как правовая личность. Правовой личностью человек становится тогда, когда происходит разложение правовой организации. Как следствие, происходит расслоение общества на различные социальные группы.

Частная собственность поставила людей в неравные положения по отношению к общественному богатству, так как собственнические расслоения отделяют его от коллектива. В этот период появляются 2 сферы деятельности человека:

1) Частная – эгоистическая

2) Общественная – альтруистическая

Эти 2 сферы породило противоречия между родом и видом. Противоречия между собственным и общественным. Здесь возникает необходимость в регуляции этих процессов, в разрешении этих противоречий. Тут возникает необходимость в установлении правил, которые могли бы скоординировать поведение людей. Если в масштабах общества это приводит к окончательной организации, обеспеченные, гарантированные. Но в то же время, то и личность начинает осознавать необходимость установления и соблюдения этих правил. Право – это не внешне навязанная система, а право – это потребность самого человека, чтобы определиться в своем поведении, своих действиях в отношениях между своими субъектами. В силу этой потребности, право становится неотъемлемым атрибутом функционирования общества. Человек, попав в сферу правового регулирования, он обязан принять установленные правила и нормы.

В принципе человек, как существо разумное, эту обязанность воспринимает как норму. Так как по-другому согласовать поведение невозможно. С появлением правовой сферы общественных отношений и формирования личности, как правовой личности, стали иначе оценивать человека. Только того человека считали человеком, кто был способен осознавать и исполнять правила поведения.

Большинство русских мыслителей, классиков, считали, что основным свойством личности является свобода. Поэтому важна реализация свободы, но с другой стороны необходимость установления пределов свободы.

С переходом от родовой организации общества к государственно-правовой, образуется наряду с организацией, обычаями, моральными нормами, все большую роль играет именно правовое регулирование отношений, человек уже не может существовать вне правового поля, правового воздействия, а его знание, умение использовать эти норм превращают человека в правовую личность.

Правовая личность – это синоним цивилизованной личности. Также здесь необходимо рассмотреть механизмы правового поведения.

Формирование правовой личности – это сложный процесс, суть которого заключается в воспитании правовых качеств и приобретении правовых знаний, навыков, умений, которые объективируются во внешне выраженном поведении.

Сложность механизма формирования правовой личности заключается в том, что он включает 2 процесса:

Правовое воспитание

Осуществляется на основе общественной потребности в регулировании и координации деятельности и членов сообщества. Быть правовой личностью – в субъективной форме отражать своим сознанием и выражать в своих действиях объективную взаимообусловленность общества и человека. Основная цель – это не только донести информацию, но и сформировать стойкую убежденность, установку субъекта на реализацию этих правил, которая и выразится в правомерных действиях субъекта.

Это потребность общества, безусловно. Ибо тогда мы можем говорить о правопорядке, его устойчивости, гарантированности. В правопорядке каждый субъект действует правомерно. Очень важно добиться добровольного принятия и реализации правовых норм, т.е. в силу внутренних убеждений.

Маргинальность опасна тем, что она очень неустойчива, она не гарантирует правопорядок. Поэтому задача – сформировать внутреннее убеждение человека действовать правомерно. Такая внутренняя установка должна включать в себя установку. Общество создано для людей и ими же, оно включает множество отношений. Поэтому оно нуждается в регулировании, координации деятельности субъекта.

Вот эта координация – это необходимость не только общества, но и человека. Таким образом, необходимо сформировать в сознании необходимость исполнения правил поведения. Когда это осознается субъектом, то будет уже информирование субъекта о существующих нормах права.

Средством правового воспитания служит система правовых норм, которая ориентирует человека на конкретные образцы поведения, устанавливающих рамки, ограничивающие деятельность человека. Нормы права достаточно четко указывают на последствия, причем как благоприятного характера (что человек может получить после исполнения), так и неблагоприятного характера (что человек получит, если не исполнит).

Поэтому подкрепляя правила поведения различными санкциями, общество как раз и воспитывает человека в правовом отношении. Но здесь еще одна проблема возникает – нормы указывают модели поведения как можно и как должно. Нормы носят абстрактный характер, не регулируют поведение человека пошагово, они расчитаны на типичное поведение. Здесь необходимо воспитать в человеке эту способность (умение) самому принимать решения, т.е. в тех рамках, которые установлены, самому окончательно принять то решение, которое будет осуществлено человеком. На самом деле это достаточно сложно.

Нужно научить человека делать выбор, при этом соотнося человека с интересами общества.

Правовая социализация

В основе правовой социализации лежит понятие правовой социализации. Проявление, объективация их поведения предполагает встраивание в систему общественных отношений. То есть человек уже активно вступает и проявляет себя вовне. Т.е. это процесс усвоения правовых норм, ценностей, вступление в правовые отношения.

Правовая социализация – это сложный процесс, так как в социально-психологическом плане осуществляет она по 2 направлениям:

a. Перевод внешних требований социально-правовой среды во внутренний мотив действия - это называется интериаризация.

Механизмы:

Информационно-образовательный

Начинается перевод с того, что поступает определенная информация о действующих нормах права, о принимаемых нормах, о тех правилах, которые необходимо знать и реализовывать.

Здесь еще идет работа по разъяснению смысла, содержания вот этих правил.

Стимуляционный

Здесь последствия реализуются: благоприятные или неблагоприятные.

Регулятивно-контролирующий

Это уже информация о системе ориентиров, предписаний о механизме контроля. Соблюдение правовых норм контролируются соответствующими структурами (камеры ГИБДД, сотрудники на улице и прочее)

[Спорный] Организационно-регулирующий

Усвоение основано на социализирующем воздействии коллектива, вытекающее из его выполняемых функций.

b. Объективация внутреннего мира в его внешнем поведении

Основные личностные системы правовой объективации:

Наши рекомендации