Система принципов и многообразие ненормативных правовых установок

Социологический подход к праву. Право – это отношения, которые складываются. Но данные отношения складывают гораздо раньше; ведь сначала возникает потребность в регулировании, а уже потом ее удовлетворяют.

Для основной массы населения важен не столько закон (они до конца не знают, сколько именно конкретно решение).

В большинстве случаев отношение к праву формируется на базе оценок именно ненормативных актов и нормативных актов.

Это по сути, большое количество правоприменительных актов. Именно через них формируются реальное поведение людей. Диплом – это тоже, своего рода ненормативный акт. Ведь мы к работодателю придем не просто Трудовой кодекс, где есть наше право на работу, а именно диплом, подтверждающий, что именно мы имеем определенную специализацию.

Правовая политика

Редко говорится об этом компоненте, но это очень важная составляющая права.

Правовую политику можно определить как комплекс целей, мер, задач, программ, установок, реализуемых в сфере действия права и посредством права.

В практическом плане правовая политика представляет собой разностороннюю деятельность субъекта: правотворческую, правоприменительную и т.д.. Данная деятельность направлена на решение конкретных задач: совершенствование юридической практики, правоохранительных органов; законности и правопорядка; формирование и укрепление правового сознания и правовой культуры. Характер правовой политики может быть разный.

Есть 2 направления:

Карательная политика – строится на принуждении.Каким образом формируется правосознание.

Правоохранительная политика– признание прав человека, его прав и свобод. Даже если взять современную Россию, мы поменяли политику координально; мы либерализуем политику; гуманизация уголовного законодательства. Данная политика тоже ориентируется на потребности общества.

Конечная цель правовой политики – формирование правового государства, гражданского общества и прочее. Это все где-то далеко, но определенные изменения все равно происходят.

5) Практическое регулирование социальных отношений, это собственно сами правовые отношения, это правовая деятельность человека, общества, т.е. динамика в чистом виде.

Живое право Эрлиха, т.е. действующее право. А действует право посредством нашего поведения, поведения органов, организаций. Если этого нет – то это мертвое право. Поэтому данный элемент говорит сугубо о динамике.

Данные 5 составляющих в совокупности дают нам понятие права. С одной стороны право базируется на естественных потребностях, формально определенное, обеспеченное механизмами и при этом действующее, живое.

Право и закон

Соотношение права и закона

Право – это и есть то, что выражено в законе. Но в философии есть другая позиция, которая разграничивает право и закон.

Право – это продукт общества. А закон – это результат деятельности государства, продукт государства.

Эту позицию очень активно отстаивал Нерсисянц. Разграничение права и закона и их условное понимание взаимосвязей и тесных взаимосвязей. Мы не можем допустить существование права и закона без разграничения.

Вопросом разграничения занимался Кант и его идеи положены в основу современных исследований. С одной стороны Кант различал эти 2 понятия. А право он рассматривал как особый социальный феномен, определяющий дозволенное и недозволенное в обществе; он использовал понятия «правовой закон» и «закон, рожденный капризом». Но доминирующей точкой зрения была мысль о нераздельности, о единстве права и закона. Эта мысль прослеживается также в определениях, которые давал Кант.

Алексеев подхватил идеи эти. Он также говорит о взаимосвязи права и закона. Алексеев говорит, что это не тождественные понятия, взаимосвязь права и закона отличается иногда, бывают очень противоречивые законы. Алексеев говорит, что одной из линий взаимосвязи права и закона является рассмотрение права и закона в качестве формы выражения права (здесь также появляется дискуссия по поводу формы и источника). Алексеев говорит, что эта связь не является односторонней, так как форма тоже оказывает воздействие на содержание. Форма оказывает формирующее воздействие на содержание.

Почему мы пальму первенства среди форм права отдаем закону?

Суть этого взаимодействия расскрывает Алексеев. Благодаря закону право объективируется, оно становится видимым, ощутимым. Одно дело, когда мы что-то осознаем, а другое дело, когда мы видим достаточно четкие и определенные правила поведения. Законы и иные НПА, наряду с функцией источников права имеют еще правоустановительное значение. Они изначально имеют субъективный характер.

Письменность – это значимый рубеж. То есть именно благодаря письменной фиксации совокупность знаков достигает того, что можно назвать семантической автономии, т.е. становится независимой от рассказчика, слушателей, конкретных условий продуцирования.

Благодаря письменной фиксации реализуется возможность строгой и точной определенности по содержанию, т.е. мы не просто предполагаем, чтобы мы хотели, а мы видим – что мы можем сделать. Здесь же достигается всеобщность (как только зафиксировали – мы это показываем всем). Именно благодаря письменной фиксации появляется возможность включить определенные положения и ценности уже в официальную, публичную жизнь общества.

Закон – не просто фиксирует, документально закрепляет нормы-принципы, а выполняет отношения к позитивному плану, но выполняет также конституирующую функцию: формирование, предписание, утверждение.

Право приобретает в форме закона свои важнейшие свойства и качества:

1) Всеобщность

Именно благодаря письменной фиксации мы можем проинформировать всех; но всеобщность в данном аспекте рассматривается не только, как адресованность.

Незнание закона не освобождает от ответственности – почему? Да потому, что легко узнать, прочитать, везде все есть.

2) Равновесность

Реальное воплощение, реализация сущностного начала права.Но при этом возлагается не только равная свобода, но и равная мера ответственности.

Это отражает уже справедливые начала.

3) Определенность по содержанию

Но в свою очередь важно не просто четко сформулировать. Нам задают границы, рамки, в которых мы должны уточнить. Но даже эти границы нужны человеку, именно определенность по содержанию в свою очередь обеспечивает прочность и стабильность.

Покровский среди наиболее важных и естественных прав человека на первый план ставил не право на жизнь, а право на определенность правовых норм. Это нужно для того, чтобы предъявлять требования другим.

4) Нормативность

5) Формальная определенность

6) Гарантированность государством

Раз появляется возможность требовать соблюдения, у государства есть обязанность выполнять эти требования.

Вот такая связь права и закона.

Понятие правового закона

Далеко не все законы отражают эти устремления, потребности. Тех, кто не разграничивает – это наверно не самая верная политика + философия права разграничивает.

Есть 2 основных подходов:

1) В качестве правового закона нужно рассматривать закон, который закрепляет общую волю (воля нации, воля всего общества, воля народа)

Возникает вопрос, кто будет осуществлять общую волю..

Данное направление в философии права не получило распространения; Этот подход удобен для классового подхода, когда в рамках общей воли рассматривают волю господствующего класса.

Отечественная ТГП очень противоречива в данном плане. А философия старается разобраться во всем этом.

2) В качестве критерия правового закона предлагается рассматривать такие понятия, как справедливость, гуманизм, добро. Они безусловно взаимосвязаны, но тем не менее их нельзя отождествлять моральный критерий в качестве правового.

Поэтому сегодня эта проблема сохранилась. Отечественные философы считают, что положения Черненко имеют место быть. Идеи и взгляды его похожи на взгляды Маркса.

Одно из определений правового закона – это закон, опосредованный естественным законом свободы, т.е. это закон, который определяет сущностную характеристику права.

Современные философы также обращаются к классической философии, к идеям Канта, который тоже сформулировал понятие правового закона: звучит определение всеобщего правового закона Канта таким образом – поступай внешне так, чтобы свободное проявление твоего произвола было совместимо со свободой каждого и сообразно со всеобщим законом.

Сегодня несколько расширяют это понятие. Иногда говорят, что правовой закон – это закон, изучающий основополагающие ценности права (свобода, равенство, справедливость).

Сложность заключается в том, что законодательная деятельность предполагает наличие постоянства и стабильности в поведении людей. Но можем ли мы это гарантировать? Проблема и заключается в том, что постоянство, которого мы ждем противоречит изменчивости динамики социальной среды.

Сформулировано 2 аксиомы, на которых должны строиться правовые законы:

1) Аксиома разумности человека

Каждый человек способен сделать разумный выбор между добром и злом; следовательно, это уже не требует от законодателя каждый раз закреплять это требование

2) Аксиома свободной воли

Личность свободна нести ответственность за свое решение. Свобода – это такая категория, которая предполагает несение ответственности.

При формулировке закона нужно учитывать, что личность должна нести решение за свои действия.

Правило законности:установленное за нарушение права наказание должно превышать все выгоды, которые надеялся получить нарушитель.

Должна существовать равновеликая связанность всех и каждого – т.е. равенство всех перед законом.

Необходимо, чтобы соблюдалась мера закона в обществе. Мера закона – это то количество законов, которое позволяет эффективно организовывать социальную жизнь. Обеспечивая свободу и поддерживая правопорядок.

Т.е. мера закона – это тоже сложная проблема; не должно быть сильно много законов; «Наибольшее количество законов существует в наиболее испорченных государствах»; при этом законов не должно быть мало, чтобы регулировать все необходимые отношения.

Действие закона – это настоящее в будущем. Законодатель может и сам определить направления; поэтому нужно учитывать и объективные закономерности; в тоже время нужно определить границы отношений.

Рекомендации по составлению правового закона:

1) Необходимо исследование различных социальных факторов, обусловливающих потребность общества.

2) Необходимо выявление и тщательный учет функциональных, национальных, общественных интересов (различных социальных групп). Это очень важно для тех государств, которые характеризуются многонациональным составом, многоконфессионалным составом. Нужно при составлении закона учитывать обычаи, законы.

3) Рекомендуется проводить сравнительный анализ проектируемого закона с аналогичным законом прошлых лет. Можно учитывать зарубежный опыт (зачем изобретать велосипед?)

4) Необходимо соотносить и проводить анализ составляемого акта с действующим законодательством; это позволяет избежать противоречий, коллизий

5) Совершенствование организационных форм, процедур создания закона

Наши рекомендации