Философия в системе культуры
Философия многогранна. Обширно поле, многообразны проблемные пласты, области философского исследования. Между тем в различных учениях нередко односторонне акцентируются лишь те или иные аспекты этого сложного явления. Скажем, внимание фокусируется на связи "философия - наука" или "философия - религия" в отвлечении от всего остального комплекса вопросов. В других случаях в единственный и универсальный предмет философского интереса превращают внутренний мир человека или язык и т.д. Абсолютизация, искусственное сужение тематики рождает обедненные образы философии. Реальные же философские интересы в принципе обращены ко всему многообразию общественно-исторического опыта. Так, система Гегеля включала в себя философию природы, философию истории, политики, права, искусства, религии, морали, то есть охватывала мир человеческой жизни, культуры в его многообразии. Структура гегелевской философии во многом отражает проблематику философского мироосмысления вообще. Чем богаче философская концепция, тем шире представлено в ней поле культуры. Схематично это можно изобразить в виде "ромашки", где "лепестки" - области философского изучения разных сфер культуры. Число "лепестков" может быть малым (узкоспециализированные концепции) и большим (богатые, емкие концепции).
В такой схеме можно учесть открытый характер философского постижения культуры: она позволяет неограниченно добавлять в нее новые разделы философского миропонимания.
Культурологический подход дал возможность исследовать философию как явление сложное, многомерное, с учетом всей системы связей, в которой она проявляет себя в жизни общества. Подобный подход соответствует реальной сути философии и вместе с тем отвечает насущной современной потребности в широком, полноценном миропонимании, которое не достигается на пути узких специализаций философской мысли.
Рассмотрение философии как культурно-исторического явления позволяет охватить также весь динамичный комплекс ее проблем и функций. Ведь при таком рассмотрении общественная жизнь людей выступает как единый, целостный процесс формирования, действия, хранения, трансляции культурно-исторических ценностей. Учитывается также критическое преодоление устаревших и утверждение новых форм опыта. Кроме того, удается проследить их сложные взаимосвязи и взаимозависимости в конкретных исторических типах культур.
Культурологический подход эффективен в исторических исследованиях. Вместе с тем он открывает новые возможности и при разработке теории тех или иных социальных явлений: таковая по сути должна быть не чем иным, как обобщением их реальной истории. Придя к выводу, что философия базируется на осмыслении человеческой истории, Гегель, в частности, имел в виду не фактическое описание исторического процесса, а выявление закономерностей, тенденций истории, выражение духа эпохи. Соответственно философ, в отличие от историка, представлялся теоретиком, особым образом обобщающим исторический материал и формирующим на этой основе философское миропонимание.
В самом деле, с исторической точки зрения философия - не первичная, простейшая форма сознания. Ко времени ее возникновения человечеством уже был пройден большой путь, накоплены разные навыки действий, сопутствующие им знания и другой опыт. Появление философии - это рождение особого, вторичного типа сознания людей, направленного на осмысление уже сложившихся форм практики, культуры. Не случайно философское мышление, обращенное ко всему полю культуры, называют критически-рефлексивным.
Рассел Б. История западной философии. – М.: Академический проект, 2000. – Введение. – С. 9-10.
ВВЕДЕНИЕ
Концепции жизни и мира, которые мы называем «философскими», являются продуктом двух факторов: один из них представляет собой унаследованные религиозные и этические концепции, другой — такого рода исследования, которые могут быть названы «научными», употребляя это слово в самом широком смысле. Отдельные философы сильно различаются между собой в зависимости от пропорции, в какой эти два фактора входили в их систему, но наличие обоих является в определенной степени тем, что характеризует философию.
«Философия» — слово, которое употреблялось во многих смыслах, более или менее широких или узких. Я предлагаю употреблять это слово в самом широком смысле, который и попытаюсь теперь объяснить.
Философия, как я буду понимать это слово, является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказывалось до сих пор недостижимым; но, подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения. Все определенное знание, по моему мнению, принадлежит к науке; все догмы, поскольку они выходят за пределы определенного знания, принадлежат к теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничейная Земля, открытая для атак с обеих сторон; эта Ничейная Земля и есть философия. Почти все вопросы, которые больше всего интересуют спекулятивные умы, таковы, что наука на них не может ответить, а самоуверенные ответы теологов более не кажутся столь же убедительными, как в предшествующие столетия. Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи, или он обладает независимыми силами? Имеет ли Вселенная какое-либо единство или цель? Развивается ли Вселенная по направлению к некоторой цели? Действи
тельно ли существуют законы природы, или мы просто верим в них благодаря лишь присущей нам склонности к порядку? Является ли человек тем, чем он кажется астроному, — крошечным комочком смеси углерода и воды, бессильно копошащимся на маленькой и второстепенной планете? Или же человек является тем, чем он представлялся Гамлету? А может быть, он является и тем и другим одновременно? Существуют ли возвышенный и низменный образы жизни, или же все образы жизни являются только тщетой? Если же существует образ жизни, который является возвышенным, то в чем он состоит и как мы его можем достичь? Нужно ли добру быть вечным, чтобы заслуживать высокой оценки, или же к добру нужно стремиться, даже если Вселенная неотвратимо движется к гибели? Существует ли такая вещь, как мудрость, или же то, что представляется таковой, — просто максимально рафинированная глупость? На такие вопросы нельзя найти ответа в лаборатории. Теологи претендовали на то, чтобы дать на эти вопросы ответы и притом весьма определенные, но самая определенность их ответов заставляет современные умы относиться к ним с подозрением. Исследовать эти вопросы, если не отвечать на них, — дело философии.
К чему тогда, можете вы спросить, тратить время на подобные неразрешимые вопросы? На это можно ответить и с точки зрения историка, и с точки зрения личности, стоящей перед ужасом космического одиночества.
Ответ историка, постольку, поскольку я способен его предложить, будет дан на протяжении этой работы. С того времени как люди стали способны к свободному размышлению, их действия в бесчисленных важных аспектах оказались в зависимости от их теорий относительно природы мира и человеческой жизни и от теорий о том, что такое добро и что такое зло. Это так же верно относительно настоящего времени, как и относительно прошлого. Чтобы понять эпоху или нацию, мы должны понять ее философию, а чтобы понять ее философию, мы должны сами в некоторой степени быть философами. Здесь налицо взаимная обусловленность: обстоятельства жизни людей во многом определяют их философию, но и наоборот, их философия во многом определяет эти обстоятельства. Это взаимодействие, имевшее место в течение веков, будет предметом последующего изложения.
Есть, однако, и более личностный ответ. Наука говорит нам, что мы способны познавать, но то, что мы способны познавать, ограниченно, и если мы забудем, как много лежит за этими границами, то утратим восприимчивость ко многим очень важным вещам. Теология, с другой стороны, вводит догматическую веру в то, что мы обладаем знаниями там, где фактически мы невежественны, и тем самым порождает некоторого рода дерзкое неуважение к Вселенной. Неуверенность перед лицом живых надежд и страхов мучительна, но она должна сохраняться, если мы хотим жить без поддержки утешающих басен. Нехорошо и то, и другое: забывать задаваемые философией вопросы и убеждать себя, что мы нашли бесспорные ответы на них. Учить тому, как жить без уверенности, и в то же время не быть парализованным нерешительностью, — это, пожалуй, главное, что может сделать философия в наш век для тех, кто занимается ею.
Вопросы :
1. Почему Рассел называет философию ничейной землей?
2. Что общего у философии с наукой и в чем их отличие?
3.Что общего у философии с религией и в чем их отличие?
4. В чем видит Рассел значение философии?
О. КОНТ
Чтобы лучше объяснить истинную природу и особый характер положительной
философии, необходимо, прежде всего, бросить общий взгляд на последовательное
движение человеческого духа, рассматривая его во всей совокупности, так как ни
одна идея не может быть хорошо понята без знакомства с ее историей.
Изучая, таким образом, весь ход развития человеческого ума в различных сферах
его деятельности, от его первого простейшего проявления до наших дней, я, как
мне кажется, открыл главный основной закон, которому это развитие подчинено
безусловно и который может быть твердо установлен или путем рациональных
доказательств, доставляемых знакомством с нашим организмом, или с помощью
исторических данных, извлекаемых при внимательном изучении прошлого. Этот закон
состоит в том, что каждая из наших главных идей, каждая из отраслей нашего
знания проходит последовательно три различных теоретических состояния: состояние
теологическое или фиктивное; состояние метафизическое или абстрактное; состояние
научное или положительное [20]. Другими словами, человеческий дух по самой
природе своей, в каждом из своих исследований пользуется последовательно тремя
методами мышления, по характеру своему существенно различными и даже прямо
противоположными друг другу: сначала теологическим методом, затем метафизическим
и, наконец, положительным методом. Отсюда и возникают три взаимно исключающие
друг друга вида философии, или три общие системы воззрений на совокупность
явлений: первая есть необходимая исходная точка человеческого ума; третья — его
определенное и окончательное состояние; вторая служит только переходной
ступенью.
20 По мнению О. Конта, сами стадии исторического процесса выделяются в
зависимости от преобладающего состояния сознания: теологическая, метафизическая
(абстрактно-умозрительная) и позитивная.
В теологическом состоянии человеческий дух, направляя свои исследования, главным
образом, на внутреннюю природу вещей, первые и конечные причины поражающих его
явлений, стремясь, одним словом, к абсолютному познанию, воображает, что явления
производятся прямым и постоянным воздействием более или менее многочисленных
сверхъестественных факторов, произвольное вмешательство которых объясняет все
кажущиеся аномалии мира.
В метафизическом состоянии, которое на самом деле представляет собой только
общее видоизменение теологического, сверхъестественные факторы заменены
абстрактными силами, настоящими сущностями (олицетворенными абстракциями),
неразрывно связанными с различными вещами, и могущими сами собой производить все
наблюдаемые явления, объяснение которых состоит в таком случае только в
подыскании соответствующей сущности.
Наконец, в положительном состоянии человеческий дух познает невозможность
достижения абсолютных знаний, отказывается от исследования происхождения и
назначения существующего мира и от познания внутренних причин явлений и
стремится, правильно комбинируя рассуждение и наблюдение, к познанию
действительных законов явлений, т.е. их неизменных отношений последовательности
и подобия. Объяснение явлений, приведенное к его действительным пределам, есть
отныне только установление связей между различными отдельными явлениями и
несколькими общими фактами, число которых уменьшается все более и более по мере
прогресса науки.
Теологическая система дошла до высшей степени доступного ей совершенства, когда
она заменила действием одного существа разнородные вмешательства многочисленных,
независящих друг от друга божеств, существование которых до этого момента
предполагалось. Точно так же и предел метафизической системы состоит в замене
всех разнообразных сущностей одной общей великой сущностью, природой, которую и
надлежало бы рассматривать, как единственный источник всех явлений.
Параллельно этому совершенство, к которому постоянно, хотя, быть может, и
безуспешно, стремится положительная система, заключалось бы в возможности
представить все отдельные подлежащие наблюдению явления, как частные случаи
одного общего факта, подобного, например, тяготению.
Установив, таким образом, насколько это возможно сделать, не входя в неуместные
теперь подробные рассуждения, общий закон развития человеческого духа, как я его
понимаю, мы без труда можем сейчас же точно определить истинную природу
положительной философии, что и составляет главную задачу этой лекции.
Из предшествовавшего видно, что основная характеристическая черта положительной
философии состоит в признании всех явлений подчиненными неизменным естественным
законам, открытие и низведение числа которых до минимума и составляет цель всех
наших усилий, хотя мы и признаем абсолютно недоступным и бессмысленным искание
первых или последних причин. Бесполезно долго настаивать на принципе, который
ныне хорошо известен всем тем, кто несколько глубже вникал в основанные на
наблюдении науки. Действительно, всякий знает, что даже в самых совершенных
объяснениях положительных наук мы не претендуем на указание первопричины
явлений, так как таким образом мы только отодвинули бы затруднение назад; мы
ограничиваемся точным анализом обстоятельств возникновения явлений и связываем
их друг с другом естественными отношениями последовательности и подобия.
Таким образом, мы говорим, — я привожу пример самый замечательный, — что все
общие явления вселенной объясняются, насколько это возможно, ньютоновским
законом тяготения, так как, с одной стороны, эта чудная теория представляет нам
все изумительное разнообразие астрономических явлений как один и тот же факт,
рассматриваемый с различных точек зрения: постоянное притяжение молекул друг к
другу, прямо пропорциональное массам и обратно пропорциональное квадратам
расстояний, с другой же стороны, этот общий факт представляется как простое
обобщение явления, которое весьма близко к нам и которое поэтому мы считаем
вполне нам известным, а именно тяжести тел на земной поверхности.
Что же касается того, что такое притяжение и тяжесть сами по себе, и каковы их
причины, то все эти вопросы мы считаем неразрешимыми, выходящими за пределы
ведения положительной философии, и с полным основанием предоставляем их
воображению теологов или тонкому анализу метафизиков.
Очевидное доказательство невозможности добиться решения этих вопросов можно
видеть в том, что всякий раз, когда по этому предмету пытались сказать что-
нибудь действительно разумное, наиболее великие умы могли определять эти два
принципа только один при посредстве другого, утверждая, что притяжение есть не
что иное, как всеобщая тяжесть, и что тяжесть состоит просто в земном
притяжении. Такие объяснения заставляют улыбаться, когда представляется
претензия на знание внутренней природы вещей и способов происхождения явлений,
но составляют, однако, все, что мы имеем наиболее удовлетворительного, и
показывают нам тождественность двух родов явлений, которые долго считались
совершенно независимыми друг от друга.
Ни один здраво рассуждающий ум не ищет теперь дальнейших объяснений.
Было бы легко увеличить число таких примеров...
Охарактеризовав с доступной для меня в этом обзоре точностью дух положительной
философии, развитию которой посвящается весь этот курс, я должен теперь
исследовать, в какой эпохе своего движения находится она в настоящее время и что
еще нужно сделать, чтобы закончить ее построение.
Для этого нужно, прежде всего, принять во внимание, что все отрасли нашего
знания не могли с одинаковой быстротой пройти три вышеуказанные главные фазы
своего развития и, следовательно, не могли одновременно достигнуть
положительного состояния.
...К положительным теориям были сведены сперва астрономические явления, как
наиболее общие, наиболее простые и наиболее независимые от всех других, затем,
последовательно и по тем же причинам, явления собственно земной физики, химии и,
наконец, физиологии.
...Обнимает ли все разряды явлений положительная философия, которая в последние
два века получила такое широкое распространение. Очевидно, нет, и поэтому
предстоит еще большая научная работа для того, чтобы дать положительной
философии характер универсальности, необходимой для окончательного ее
построения.
Действительно, в четырех только что названных главных категориях естественных
явлений, т.е. явлениях астрономических, физических, химических и
физиологических, можно заметить существенный пропуск, именно явлений социальных,
которые, хотя и входят неявно в число явлений физиологических, но заслуживают,
однако, как по своей важности, так и по особенным трудностям их изучения
выделения их в особую категорию. Эта последняя группа понятий, относящихся к
наиболее частным, наиболее сложным и наиболее зависящим от других явлениям,
благодаря этому одному обстоятельству должна была совершенствоваться медленнее
всех других, даже если бы и не было тех особых неблагоприятных условий, которые
мы рассмотрим позднее. Как бы то ни было, очевидно, что социальные явления не
вошли еще в область положительной философии, и теологические и метафизические
методы, которыми при изучении других родов явлений никто не пользуется ни как
средством исследования, ни даже как приемом аргументации, до сих пор и в том и в
другом отношении только одни и применяются при изучении социальных явлений, хотя
недостаточность этих методов вполне сознается всеми разумными людьми,
утомленными бесконечными и пустыми пререканиями между божественным правом и
главенством народа.
Итак, вот очень крупный, но, очевидно, единственный пропуск, который надо
заполнить, чтобы закончить построение положительной философии. Теперь, когда
человеческий дух создал небесную физику и физику земную, механическую и
химическую, а также и физику органическую, растительную и животную, ему остается
только закончить систему наблюдательных наук созданием социальной физики. Такова
в настоящее время самая крупная и самая настоятельная во многих существенных
отношениях потребность нашего ума...
Если только это условие будет в действительности выполнено, современная
философская система во всей своей совокупности будет поставлена на прочное
основание, так как тогда не будет существовать ни одного доступного наблюдению
явления, которое не входило бы в одну из установленных выше пяти великих
категорий явлений: астрономических, физических, химических, физиологических и
социальных. После того как все наши понятия станут однородными, философия
окончательно достигнет положительного состояния; она не будет уже в состоянии
изменять свой характер, и ей останется только развиваться бесконечно путем
новых, постоянно увеличивающихся приобретений, которые явятся неизбежным
результатом новых наблюдений и более глубоких размышлений.
В первобытном состоянии наших познаний не существует правильного разделения
умственного труда, и одни и те же лица одновременно занимаются всеми науками.
Такая организация человеческого труда, сначала неизбежная и даже необходимая,
как мы это докажем позже, понемногу изменяется по мере развития отдельных
разрядов понятий. По закону, необходимость которого очевидна, каждая отрасль
научного знания незаметно отделяется от общего ствола, как только она
разрастается настолько, чтобы выдержать отдельную обработку, т.е. как только она
сделается способной сама по себе занимать умы нескольких человек.
Этому разделению различных видов исследований между несколькими разрядами ученых
мы и обязаны тем удивительным развитием, которого в наши дни достигла каждая
отдельная отрасль человеческого знания и которое делает в настоящее время,
очевидно, невозможной универсальность научных исследований, столь легкую и
обычную в древности.
Одним словом, разделение умственного труда, все более и более совершенствуемое,
является одним из самых важных и характерных атрибутов положительной философии.
Но, признавая вполне поразительные результаты этого разделения труда, видя
отныне в нем истинную основу организации ученого мира, невозможно, с другой
стороны, не почувствовать огромных неудобств, которые оно, при настоящем его
состоянии, порождает, благодаря чрезмерной узости идей, исключительно занимающих
каждый отдельный ум. Этот печальный факт, конечно, неизбежен и до некоторой
степени привходит в самый принцип разделения труда, так что мы в этом отношении
никакими мерами не сравнимся с древними, превосходство которых, однако,
происходило, главным образом, вследствие ограниченности объема их познаний.
Однако мне кажется, что подходящими мерами можно избежать самых гибельных
последствий чрезмерной специализации, не вредя при этом живительному действию
разделения исследований. Необходимо этим заняться серьезно, ибо указанные
неудобства, которые уже по своей природе стремятся все более и более
увеличиваться, становятся очень заметными. По всеобщему признанию установленные
ради достижения высшей степени совершенства наших работ деления различных
отраслей естественной философии, в конце концов, не могут не считаться
искусственными. Не будем забывать и того, что, несмотря на такое признание, в
ученом мире очень мало людей, которые охватывали бы совокупность понятий одной
науки, в свою очередь составляющей только часть великого целого. Большинство же
вполне довольствуется специальным изучением более или менее обширной части одной
определенной науки, мало заботясь об отношении их работ к общей системе
положительных знаний. Поспешим исправить это зло, пока оно не сделалось еще
тяжелее. Примем меры, чтобы, в конце концов, дух человека не потерялся в
мелочах. Не будем скрывать от себя, что здесь-то и находится слабый пункт
положительной философии, на который с некоторой надеждой на успех могут
произвести нападение сторонники теологической и метафизической философии.
Действительное средство остановить разъедающее влияние, которым слишком большая
специализация отдельных исследований угрожает интеллектуальной будущности,
состоит, конечно, не в возвращении к прежнему смешению труда, которое заставило
бы человечество пойти назад и которое, к счастью, сделалось теперь вообще
невозможным.
Наоборот, это средство состоит в усовершенствовании самого разделения труда.
Достаточно, действительно, изучение общих положений наук обратить еще в
отдельную самостоятельную науку. Пусть новый ряд ученых, получивших подобающую
подготовку, не отдаваясь специальному изучению какой-нибудь отдельной отрасли
естественной философии, но основываясь на знакомстве с общим состоянием
положительных наук, посвятит себя исключительно точному определению духа этих
наук, исследованию их соотношений и связи друг с другом, низведению, если
таковое возможно, присущих им принципов к наименьшему числу общих принципов,
постоянно следуя при этом основным правилам положительного метода. Пусть в то же
время другие ученые с помощью образования, направленного на ознакомление с
совокупностью положительных знаний, получат возможность, прежде чем взяться за
свои специальные исследования, воспользоваться светом, проливаемым учеными,
занимающимися общими положениями наук, и в свою очередь исправляют полученные
теми результаты: это и есть то положение вещей, к которому современные ученые
приближаются все более и более. Как только оба эти требования будут исполнены, —
а возможность этого очевидна, — разделение научного труда без всякой опасности
может быть доведено до той степени, которой потребует развитие отдельных
отраслей знаний. При существовании особого, постоянно проверяемого всеми другими
класса ученых, на обязанности которых исключительно и постоянно лежало бы
установление связи каждого нового открытия с общей системой, не будет более
основания бояться, что слишком большое внимание к частностям помешает охватить
целое. Одним словом, после этого организация научного мира будет вполне
закончена и будет развиваться беспредельно, сохраняя постоянно все тот же
характер.
Образовать из изучения общих научных положений особый отдел всего умственного
труда, значит только распространить приложение того же принципа разделения,
который последовательно создал отдельные специальности, так как до тех пор, пока
положительные науки были мало развиты, их взаимные отношения не имели такого
значения, чтобы вызвать, систематически, по крайней мере, появление особого
класса работ, и необходимость этой новой науки не была особенно настоятельна; в
настоящее же время каждая из наук настолько развилась, что изучение их взаимных
отношений может дать материал для целого ряда исследований, а вместе с тем новая
наука становится необходимой для того, чтобы предупредить разрозненность
человеческих понятий.
Так именно я понимаю назначение положительной философии в общей системе наук
положительных в точном смысле этого слова. Такова, по крайней мере, цель этого
курса.
Теперь, после того как я попытался определить общий дух курса положительной
философии, насколько это было возможно при первом обзоре, чтобы сообщить картине
действительный ее характер, считаю нужным бегло указать на главную пользу,
которую подобная работа может принести прогрессу человечества, если все
существенные условия будут надлежащим образом выполнены. Этот последний ряд
соображений я ограничу указанием четырех основных свойств.
Во-первых, изучение положительной философии, рассматривающей результаты
деятельности наших умственных способностей, дает нам единственное рациональное
средство обнаружить логические законы человеческого ума, к отысканию которых до
сих пор применялись средства, весьма мало для того пригодные...
Вторым не менее важным, но еще более интересным следствием, которое необходимо
повлечет за собой прочное обоснование положительной философии, определение коей
дано в этой лекции, является руководящая роль ее во всеобщем преобразовании
нашей системы воспитания.
В самом деле, здравомыслящие люди уже теперь единогласно признают необходимость
замены нашего, по существу своему все еще теологического, метафизического и
литературного воспитания воспитанием положительным, соответствующим духу нашей
эпохи и применимым к потребностям современной цивилизации. Различные попытки,
усиливавшиеся все более и более в последний век, а особенно в наше время,
распространять и постоянно расширять положительное обучение, попытки, которым
различные европейские правительства постоянно и охотно оказывали свое содействие
(или даже предпринимали их сами), доказывают, что со всех сторон само собою
зарождается желание действовать в этом направлении. Но, помогая насколько
возможно этим полезным попыткам, не следует скрывать от себя, что при настоящем
состоянии наших идей они не имеют ни малейшей надежды достигнуть своей главной
цели, — полного перерождения всеобщего образования. Ибо исключительная
специализация и ясно выраженное стремление к обособлению, которые до сих пор
характеризуют наши приемы понимать и разрабатывать науки, оказывают, конечно,
большое влияние на способ преподавания их. Если кто-нибудь задумает в настоящее
время изучить главные отрасли естественной философии для того, чтобы составить
себе общую систему положительных идей, то он будет принужден изучать каждую
науку отдельно, пользуясь теми же приемами с теми же подробностями, как если бы
он хотел сделаться специалистом-астрономом, химиком и т.п., что делает
положительное образование почти невозможным и по необходимости крайне
несовершенным даже для самых сильных умов, находящихся в самых благоприятных
условиях. Подобный образ действий при применении к всеобщему образованию
оказался бы, конечно, чистейшей бессмыслицей, а между тем последнее безусловно
требует совокупности положительных идей по всем главным классам явлений природы.
Этой-то совокупности идей и суждено, в более или менее широких размерах, стать
даже в народных массах постоянной основой человеческих соображений, создать,
одним словом, общий дух наших потомков. Чтобы естественная философия могла
завершить уже столь подготовленное преобразование интеллектуальной системы,
необходимо, следовательно, чтобы входящие в ее состав науки представлялись всем
отдельными ветвями, выходящими из одного ствола, и прежде всего были сведены к
тому, что составляет их суть, т.е. к их главным методам и наиболее важным
результатам. Только при таком условии преподавание наук может сделаться у нас
основанием новой действительно рациональной системы всеобщего образования. Пусть
затем к этому начальному образованию присоединяются различные специальные
научные занятия, соответствующие тем специальным формам образования, которые
должны следовать за общим, — в этом отношении, очевидно, не может возникать
никаких сомнений. Но главное соображение, на которое я хотел здесь указать,
состоит в том, что все эти специальные занятия были бы, конечно, недостаточны
для действительного обновления системы нашего образования, если бы они не
опирались на предварительное общее образование, представляющее прямой результат
определенной в этой лекции положительной философии.
Специальному изучению общих положений наук суждено не только преобразовать
воспитание, но и способствовать прогрессу отдельных положительных наук; это-то и
составляет третье основное свойство, на которое я желаю указать.
Действительно, деление, которое мы устанавливаем между науками, хотя и не вполне
произвольно, как некоторые это думают, однако по существу своему является
искусственным. На самом деле предмет всех исследований один, и мы подразделяем
его только с целью обособить встречающиеся при его изучении затруднения, чтобы
потом лучше справиться с ними. Часто случается поэтому, что, вопреки нашим
классическим подразделениям, важные вопросы требуют известного соединения
нескольких специальных точек зрения, которое нельзя осуществить при теперешнем
состоянии научного мира; это обстоятельство иногда принуждает оставлять эти
вопросы без ответа гораздо долее, чем это необходимо. Подобное неудобство должно
в особенности возникать по отношению к наиболее существенным положениям каждой
науки в частности. Можно без труда привести весьма интересные в этом отношении
примеры...
Я мог бы указать в прошлом на один особенно заслуживающий упоминания пример,
остановившись на удивительной концепции аналитической геометрии Декарта. Это
крупное открытие, которое совершенно изменило вид математических наук и в
котором надо видеть истинное основание всех позднейших ее огромных успехов, есть
только результат сближения двух наук, рассматривавшихся до тех пор отдельно.
...Наконец, четвертое и последнее основное свойство науки, названной мной
положительной философией... состоит в том, что положительную философию можно
считать единственной прочной основой общественного преобразования, имеющего
положить конец тому критическому состоянию, в котором так давно уже находятся
наиболее цивилизованные народы.
Конт О. Курс положительной философии. Спб., 1900. Т. 1. С. 3—5, 8—10, 11, 13—15,
18—19, 20