Особенности философского мировоззрения милетской школы

Вопрос Философ
Гесиод Анаксимандр Апаксимен
Из чего произошел мир? Из хаоса Из апейрона Из воздуха
Как возник мир? По аналогии с живыми существами, в результате супружеских союзов. Мир - буквальное подобие живых существ В результате выделения теплого и холодного, т. е. как результат взаимодействия природных явлений, результат движения В результате процессов сгущения и разрежения
Как возникли небесные тела? Звездное небо порождено землей Небесные тела произошли из огненной сферы Небесные тела возникли из земли

Таким образом, общее в воззрениях Гесиода и милетских философов:

1. Все они, разрешая проблему происхождения мира, предполагают, что изначально существовало некое единство.

2. Кроме того, наблюдается сходство и в описании последовательности возникновения природных явлений.

Наиболее существенное различие связано с тем, что милетские мыслители отбрасывают персонификацию природных явлений и переходят от образных (религиозно-мифологических) представлений к отвлеченным понятиям.

По материалам учебника:

Учение Платона

Люди нуждаются в совместном поселении для удовлетворения потребностей в пище, жилье и одежде.

Такое совместное поселение - государство.

Государство создается для зашиты населения и порядка внутри страны.

Идеал справедливого общества по Платону

• Руководят одаренные, хорошо подготовленные, высоконравственные люди.

• Основной принцип - справедливость.

• Люди подразделяются на три группы: мудрецов, которые должны править; воинов, которые должны защищать; крестьян и ремесленников, которые должны трудиться.

• Частная собственность - источник зла и несправедливости.

• Единичное должно быть подчинено всеобщему: не государство существует ради человека, а человек живет для процветания государства.

В общественном развитии Платон выделяет три стадии:

1) династию, состояние общества без бедных и богатых, без писаных законов, властью распоряжались старейшины родов;

2) аристократию - большие поселения людей, законодательство, выборная власть. В эту эпоху и появляется государство.

3) идеальное государство, которым правят мудрецы-философы, частная собственность только для низших слоев - земледельцев и ремесленников.

Учение Аристотеля

Он не отождествляет общество и государство, выделяет такие объединения людей, как семья, селения и др. Следовательно, понятие «общество» у него более широкое, чем понятие «государство».

Без собственности человек жить не может. Обширный слой собственников - это условие стабильности общества и государства.

Государства бывают:

• правильные - монархия, аристократия, демократия;

• неправильные - тирания, олигархия, охлократия.

Идеал государства - полития (смешанное государство). В нем должны сочетаться лучшие качества «правильных государств» - не гражданин для блага государства, а государство для блага граждан.

Итог

- Каковы особенности мифологического сознания людей древности?

- Проанализируйте взгляды философов Древней Индии.

- Проанализируйте взгляды философов Древнего Китая.

- Почему буддизм называют атеистической религией?

- В чем проявилась созерцательность даосизма?

- Какие нормы социальной жизни провозгласило конфуцианство?

- Почему Аристотель, который являлся учеником Платона, в свое время произнес фразу: «Платон мне друг, но истина дороже»?

- В каком из идеальных государств: Платона или Аристотеля вы бы хотели жить? Свой выбор обоснуйте.

- Что их объединяет, а что различает?

- На основе изученного материала заполните таблицу:

Развитие знаний об обществе

Источник теории Основные положения
Мифы древности Происхождение мира Его развитие
Древнеиндийские Веды Происхождение мира; его устройство, мир богов, мир людей. Учение о карме. Способы самосовершенствования человека
Даосизм Положение человека в мире Принцип «у-вей» («мера вещей») Понятие «дао»
Конфуцианство «Идеал «благородного мужа». Вопросы «правильного» государственного устройства
Платон Учение об «идеальном государстве» (его основной принцип; социальная структура; роль государства)
Аристотель Роль семьи. Социальная структура. Задачи государства; его роль Положение рабов

Наши рекомендации