Особенности философского мировоззрения милетской школы
Вопрос | Философ | ||
Гесиод | Анаксимандр | Апаксимен | |
Из чего произошел мир? | Из хаоса | Из апейрона | Из воздуха |
Как возник мир? | По аналогии с живыми существами, в результате супружеских союзов. Мир - буквальное подобие живых существ | В результате выделения теплого и холодного, т. е. как результат взаимодействия природных явлений, результат движения | В результате процессов сгущения и разрежения |
Как возникли небесные тела? | Звездное небо порождено землей | Небесные тела произошли из огненной сферы | Небесные тела возникли из земли |
Таким образом, общее в воззрениях Гесиода и милетских философов:
1. Все они, разрешая проблему происхождения мира, предполагают, что изначально существовало некое единство.
2. Кроме того, наблюдается сходство и в описании последовательности возникновения природных явлений.
Наиболее существенное различие связано с тем, что милетские мыслители отбрасывают персонификацию природных явлений и переходят от образных (религиозно-мифологических) представлений к отвлеченным понятиям.
По материалам учебника:
Учение Платона
Люди нуждаются в совместном поселении для удовлетворения потребностей в пище, жилье и одежде.
Такое совместное поселение - государство.
Государство создается для зашиты населения и порядка внутри страны.
Идеал справедливого общества по Платону
• Руководят одаренные, хорошо подготовленные, высоконравственные люди.
• Основной принцип - справедливость.
• Люди подразделяются на три группы: мудрецов, которые должны править; воинов, которые должны защищать; крестьян и ремесленников, которые должны трудиться.
• Частная собственность - источник зла и несправедливости.
• Единичное должно быть подчинено всеобщему: не государство существует ради человека, а человек живет для процветания государства.
В общественном развитии Платон выделяет три стадии:
1) династию, состояние общества без бедных и богатых, без писаных законов, властью распоряжались старейшины родов;
2) аристократию - большие поселения людей, законодательство, выборная власть. В эту эпоху и появляется государство.
3) идеальное государство, которым правят мудрецы-философы, частная собственность только для низших слоев - земледельцев и ремесленников.
Учение Аристотеля
Он не отождествляет общество и государство, выделяет такие объединения людей, как семья, селения и др. Следовательно, понятие «общество» у него более широкое, чем понятие «государство».
Без собственности человек жить не может. Обширный слой собственников - это условие стабильности общества и государства.
Государства бывают:
• правильные - монархия, аристократия, демократия;
• неправильные - тирания, олигархия, охлократия.
Идеал государства - полития (смешанное государство). В нем должны сочетаться лучшие качества «правильных государств» - не гражданин для блага государства, а государство для блага граждан.
Итог
- Каковы особенности мифологического сознания людей древности?
- Проанализируйте взгляды философов Древней Индии.
- Проанализируйте взгляды философов Древнего Китая.
- Почему буддизм называют атеистической религией?
- В чем проявилась созерцательность даосизма?
- Какие нормы социальной жизни провозгласило конфуцианство?
- Почему Аристотель, который являлся учеником Платона, в свое время произнес фразу: «Платон мне друг, но истина дороже»?
- В каком из идеальных государств: Платона или Аристотеля вы бы хотели жить? Свой выбор обоснуйте.
- Что их объединяет, а что различает?
- На основе изученного материала заполните таблицу:
Развитие знаний об обществе
Источник теории | Основные положения |
Мифы древности | Происхождение мира Его развитие |
Древнеиндийские Веды | Происхождение мира; его устройство, мир богов, мир людей. Учение о карме. Способы самосовершенствования человека |
Даосизм | Положение человека в мире Принцип «у-вей» («мера вещей») Понятие «дао» |
Конфуцианство | «Идеал «благородного мужа». Вопросы «правильного» государственного устройства |
Платон | Учение об «идеальном государстве» (его основной принцип; социальная структура; роль государства) |
Аристотель | Роль семьи. Социальная структура. Задачи государства; его роль Положение рабов |