Уроки 61-62. Научное познание
Нередко из уст школьников, которые стоят на пороге взрослой самостоятельной жизни можно услышать следующие фразы: «Зачем мне ваши физика, химия, история? Разве на науке сейчас заработаешь? Проигрышный вариант...» Можно ли считать подобные взгляды обоснованными? Что такое «научное познание»? Неужели наука действительно перестала привлекать умы и сердца людей? Задумаемся над этими вопросами.
- Почему у некоторых людей сложилось негативное отношение к научному познанию, почему увеличивается число шарлатанов и обманщиков? Попробуем найти ответы на эти вопросы с помощью глубокого анализа материалов § 24. Для этого разобьемся на шесть творческих групп.
Особенности научного познания.
1. На что прежде всего нацелена наука?
2. К чему она стремится?
3. Как мы обычно проверяем правильность своих представлений в повседневной жизни?
4. Каким образом в науке подтверждается истинность получаемых знаний?
5. Назовите принципы научного исследования.
6. В чем состоит особенность научного языка?
7. Какие важные черты научных исследований вы можете назвать?
8. Вспомните вопросы, поставленные в начале урока, и сформулируйте свои ответы на них после знакомства с определенной информацией на данную тему.
Два уровня научного познания.
1. Что составляет основу науки?
2. Что такое «эмпирические законы»?
3. Какой уровень научного знания они формулируют? Приведите примеры.
4. Что подразумевают ученые под теоретическим уровнем научного знания?
5. Опишите его механизм.
6. Какое познавательное значение имеют теории? Приведите пример.
7. Вспомните вопросы, поставленные в начале урока, и сформулируйте свои ответы на них после знакомства с определенной информацией на данную тему.
Методы научного познания.
1. Каким образом добываются эмпирические научные знания?
2. Дайте характеристику научному наблюдению.
3. Когда возникло экспериментальное естествознание?
4. В чем вы видите отличия эксперимента от наблюдений?
5. Приведите пример их тесной взаимосвязи.
6. Что собой представляет современный научный эксперимент?
7. Что такое «гипотеза»?
8. Какую роль она играет в ходе научного познания? Приведите пример.
9. Что такое «моделирование научных знаний»?
10. Опишите его механизм.
11. Какое значение имеет метод моделирования?
12. Вспомните вопросы, поставленные в начале урока, и сформулируйте свои ответы на них после знакомства с определенной информацией на данную тему.
Дифференциация и интеграция научного знания.
1. Что такое «дифференциация»?
2. Что такое «интеграция»?
3. Проследите процесс зарождения и развития научных знаний.
4. Приведите примеры дифференцирования научных знаний.
5. Почему это стало возможным?
6. Какую роль сыграла дифференциация в развитии процесса познания?
7. Как оценивают специалисты воздействие интеграции научного знания?
8. Вспомните вопросы, поставленные в начале урока, и сформулируйте свои ответы на них после знакомства с определенной информацией на данную тему.
Как происходят научные революции.
1. Как представляли себе ученые процесс развития научных знаний?
2. Определите сильные и слабые черты подобного подхода к поиску знаний.
3. Какую новую концепцию сформулировал американский философ Т. Кун?
4. Приведите пример научной революции.
5. Определите сильные и слабые черты подобного подхода к поиску знаний.
6. Вспомните вопросы, поставленные в начале урока, и сформулируйте свои ответы на них после знакомства с определенной информацией на данную тему.
Научное мышление и современный человек.
1. Насколько связаны человек и наука в наши дни? Приведите примеры.
2. Проследите исторический процесс постепенного роста научного мышления человека.
3. Какие тенденции стали наблюдаться в последние десятилетия в ряде стран по отношению к научным знаниям?
4. Укажите причины возрастания альтернативных научным взглядов и установок.
5. А как считаете вы?
Итог
- Подведем итоги нашего анализа проблемы. Посмотрите на схему:
Научное познание
Наукаявляется основной формой человеческого познания
Обыденное сознаниеотличается непостоянностью, изменчивостью под воздействием обстоятельств
Научное познаниеотличается от обыденного:
• стремлением к максимальной объективности в описании изучаемых предметов и явлений;
• особым (научным) языком, используемым для их описания;
• специфическими способами обоснования истинности полученных знаний;
• желанием получить знания, которыми удовлетворяются не только сиюминутные, но важные и для будущих поколений потребности общества
Главной задачей эмпирического уровнинаучного познания является описание предметов и явлений, а основной формой получаемого знания - эмпирический (научный) факт | На теоретическомуровне происходит объяснение изучаемых явлений, получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов |
Основными методами, используемыми в процессе эмпирического познания, являются методы наблюдения,эмпирического описания и эксперимента | Метод гипотезы,а также формулирования научной теории |
Наблюдениепредставляет собой целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта. Наблюдениеопирается на такие формы чувственного познания, как ощущение, восприятие, представление | Сущностьюметода гипотезы является выдвижение и обоснование некоторых предположений, с помощью которых рассчитывают объяснить те эмпирические факты, которые не укладываются в рамки прежних учений |
Итогом наблюдения является эмпирическое описание,в процессе которого полученные сведения фиксируются с помощью средств языка либо в других знаковых формах | Цельюпроверки гипотезы является формулирование законов, принципов или теорий, объясняющих явления окружающего мира. Такие гипотезы называют объяснительными |
Экспериментомназывается такой метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, причем последние могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым) | Гипотеза:развитие человечества носит прогрессивный характер |
Особым видом эксперимента является мыслительный эксперимент,при котором заданные условия являются воображаемыми, но обязательно соответствующими законам науки и правилам логики | На основе проверки гипотез происходит построение научных теорий- особым образом построенных систем взаимосвязанных утверждений и законов науки |
При проведении мыслительного эксперимента ученый оперирует не реальными объектами познания, а их образами или теоретическими моделями.На этом основании данный эксперимент относят не к эмпирическим, а к теоретическим методам научного познания |
Моделирование познания - этот метод основан на принципе подобия | |
С этим методом связан такой прием, как аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде иных отношений. Получил распространение в современных условиях. Используется в тех случаях, когда сам объект либо труднодоступен, либо его прямое изучение экономически невыгодно и т. д. | Его сущность состоит в том, что непосредственно исследуется не сам объект, а его аналог, его заместитель, его модель, а затем полученные при изучении модели результаты по особым правилам переносятся на сам объект |
Виды моделирования: предметное, знаковое, аналоговое, мысленное |
Домашнее задание Выучите § 24, выполните задания.