Миф - первая форма познания и объяснения общества
Основные тематические циклы мифов:
• космогонические мифы - мифы о происхождении мира и Вселенной;
• антропогонистические мифы - мифы о происхождении человека и человеческого общества;
• мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ;
• эсхатологические мифы - мифы о «конце света», конце времени;
• биографические мотивы - рождение, посвящение в полновозрастной статус, брак, смерть мифологических героев.
Роль и значение мифов:
• черпаем знания о принятой в данном обществе системе правил и ценностей;
• создаем картину целостной жизни народа;
• мифы сохраняют жизненный опыт народов;
• постигая мифы, человек соотносит свой личный опыт с родовым опытом коллектива, сообщества людей;
• обеспечивает преемственность культурного опыта;
• передает лучшие нравственные качества героев и предлагает им следовать последующим поколениям.
2. «И опыт, сын ошибок трудных...»
Историк прошлого века СМ. Соловьев описал строительство Успенского собора в Московском Кремле. Прочитайте текст и подумайте, какие практические знания появились у русского народа в ходе сооружения собора.
Из «Истории России с древнейших времен» Главным украшением города считался соборный храм, и Москва менее всего могла похвалиться этим украшением. Соборная церковь Успения, построенная при Калите, уже успела так обветшать, что своды тронулись, и потому принуждены были подпереть здание толстыми деревянными столпами; надобно было думать о построении другой церкви, и вот в 1472 г. митрополит Филипп призвал двух мастеров - Кривцова да Мышкина - и спросил их, возьмутся ли они построить церковь такую же, как владимирский собор Богородицы. Мастера взялись, и митрополит назначил большой сбор серебра со всех священников и монастырей на церковное строение, а бояре и гости добровольно давали деньги; когда серебро было собрано, приступили к делу, разрушили старую церковь и начали строить новую; но когда на третий год стали сводить своды, здание рухнуло. Великий князь послал во Псков за тамошними мастерами, пришедшими из Немецкой земли; мастера приехали, осмотрели рухнувшее здание, похвалили гладкость работы, но похулили известь, которая растворялась жидко, не клеевито, что и было главною причиною непрочности дела. Псковским мастерам, однако, не дали поправить ошибку Кривцова и Мышкина; по всем вероятностям, София Фоминична, приехавшая незадолго перед тем в Москву, уговорила мужа вызвать из Италии более надежного художника, и великий князь, отправляя в Венецию Семена Толбузина, велел ему искать там церковного мастера. Толбузин нашел в Венеции много мастеров, но только один из них согласился ехать в Москву за десять рублей в месяц жалованья: то был болонский уроженец Аристотель Фиораванти; и его даже насилу отпустили с Толбузиным, Аристотель привез сына Андрея и ученика Петра; осмотревши старые церковные работы, он похвалил гладкость их, но сказал, что известь не клеевита и камень не тверд, почему и объявил, что начнет все делать снова; остатки прежнего строения разбил стенобитною машиною - бараном. «Удивительное дело, - говорит летописец. - Три года делали, а он меньше чем в неделю развалил, не успевали выносить камень». Аристотель съездил и во Владимир; осмотревши тамошнюю церковь, он похвалил ее и сказал: «Это работа каких-нибудь наших мастеров». Печь для обжигания кирпича он устроил за Андроньевым монастырем, делал кирпичи уже прежних, но продолговатее и тверже; чтоб разломить их, нужно было прежде в воде размачивать; известь также велел мешать густо, так что когда засохнет, то и ножом нельзя расколупать; для поднятия камней вверх Аристотель сделал колесо; чудно было смотреть, как поднимали колесом камни, прицепив их за веревку. В 1475 г. начал Аристотель свои работы, в 1479-м кончил. Освящение соборной церкви Иоанн праздновал великолепно: велел раздать милостыню на весь город, угостил обедом митрополита, епископов, архимандритов и всех бояр; на следующий день митрополит и все соборы (белое духовенство) обедали у государя в средней горнице, а сам великий князь стоял перед ними и с сыном своим. Все соборы ели и пили на дворе великокняжеском семь дней. Но построением Успенского собора не ограничилась деятельность Аристотеля, ибо он был не только искусный муролъ (архитектор), но умел также лить пушки и стрелять из них, лить колокола, чеканить монету.
Прочитайте эпизод из рассказа Н.С. Лескова «Левша», где царь в мелкоскоп рассматривает работу - подковы на ногах механической «аглицкой» блохи и никак не может их увидеть, и ответьте на вопрос, как житейский опыт помог мастеру справиться с поставленной задачей: подковать блоху.
- Если бы был лучше мелкоскоп, который в пять миллионов увеличивает, так вы изволили бы увидать, что на каждой подковинке мастерово имя выставлено: какой русский мастер ту подковку делал.
- И твое имя тут есть? - спросил государь.
- Никак нет, - отвечал левша, - моего одного и нет.
- Почему же?
-А потому, что я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, - там уже никакой мелкоскоп взять не может. Государь спросил:
~ Где же ваш мелкоскоп, с которым вы могли произвести это удивление? А левша ответил:
- Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши.
- Какая практическая деятельность или житейские ситуации породили следующие пословицы и поговорки? Продолжите их ряд, подобрав свои примеры.
• Человека узнаешь, когда с ним пуд соли ложкой расхлебаешь.
• Портной без кафтана, сапожник без сапог, а плотник без дверей.
• Покупатель дома нахваливает, а купец - в лавке.
• Домашняя копейка лучше заезжего рубля,
«И опыт, сын ошибок трудных,,.»
• Опыт повседневной жизни (жизненная практика) - особый способ познания мира.
• Его особенность - получение знаний не самоцель, а «побочный продукт».
• Способ формирования практического знания - трудовая деятельность.
• Практические знания не претендуют на теоретическое обоснование и обходятся без него.
• Практическому знанию свойственен свой язык: «чуть-чуть», «на глазок».
• Приобретаются не только практические знания, но и оценки, нормы поведения (духовно-практические).