И о таблице, показывающей это
Бог дал человеку разум и речь, которые, согласно Гермесу Трисмегисту, суть дар силы и бессмертия. Всемогущий Бог своей волей разделил речь людей на разные языки, которые согласно их различиям получили и своеобразный характер написания, состоящий из правил, количества букв и их формы. И все это было создано не случайно, и не как попало, и не по слабому человеческому суждению, но в полном соответствии с небесными и божественными телами и свойствами. Но из всех языков наиболее священной является еврейская письменность, имеющая материю, форму и дух.
Расположения звезд были впервые созданы в седалище Бога — на небесах, и, как утверждают еврейские учителя, наиболее полно повторяют буквы небесных мистерий — и по форме и значению, и по множественной гармонии сочетаний. Когда наиболее оригинальные еврейские мудрецы исчисляли фигуры букв, их форму, написание, простоту, сочетания, разделение, искривление, прямоту, исключения, пропуски, строчные, заглавные, открытые, закрытые, порядок, преобразование, соединения, изменение букв, они делали это так, чтобы посредством произ-
306 |
Книга Магов
веденного охватить смыслы всех вещей, поскольку они произошли из первой причины и снова туда вернутся.
Буквы еврейского алфавита делятся на двенадцать простых, семь двойных и три буквы-матери, которые отмечают двенадцать знаков (Зодиака) как знаки вещей, семь планет и три элемента, а именно — огонь, землю и воду. Они не берут воздух в качестве элемента, но принимают его за связь и дух элементов. Они также подчиняют им точки и акценты, поскольку все это произошло и происходит от Духа-Созидателя и истины планет, и аспектов планет и знаков, соединенных с элементами, с живым духом и истиной, содержащейся во всех вещах, и они проявляются через эти буквы. Ими же объясняются имена всех этих вещей и знаков.
Глубочайшие смыслы и значения внедрены в эти знаки, в их число, порядок, расположение и изменение. Поэтому Ориген думал, что при переводе таких имен на другой язык они теряют свои свойства. Только оригинальные, правильно написанные имена, имеющие свои естественные значения, влекут за собой искони положенные действия. Но если они написаны лишь ради удовольствия, то не будут действенными и оказываются лишь естественными вещами.
Если есть язык первичный и изначальный, то установлено, что он — еврейский. И тот, кто хорошо знает порядок и пропорции букв, узнает правило распознавания любого другого языка. Итак, есть двадцать две буквы, служащие основанием мира и всех творений, и всех поименований,
Агриппа Неттпесгеймский. О тайной философии 307
и речений всех существ, получивших благодаря этим буквам свои имена, бытие и свойства.
Однако, чтобы найти их, нужно изучить все комбинации этих букв настолько хорошо, чтобы проявился и был слышен голос Бога и чтобы раскрылись наиболее священные буквы. Вот это и дает действенность голосу и словам в магическом действии, ибо прежде всего магия показала свою силу в голосе Бога. Но все это относится к более глубокому рассмотрению, чем то, которое предпринято в этой книге.
Вернемся к разделению букв. У евреев существует три буквы-матери (смотри ряд 1), семь двойных (ряд 2) и двенадцать простых (ряд 3).
2лтгдъть
3б>\этгапгирдаж
То же самое и у халдеев, в подражание которым буквы других языков распределены по знакам Зодиака, планетам и элементам, следуя их порядку.
У греков отвечают семи планетам: А—Е—Н—/—О— Y—Q,; двенадцати знакам Зодиака: В—Г—Л—Z—К— Л—М—Ы—П—Р—Е—Т; остальные пять — @—Е~
308
Книга Магов
— представляют собой четыре элемента и Мировой Дух.
И у латинян они означают те же самые вещи. Пять гласных А—Е—/—О—U и две согласные Jи V приписываются семи планетам; а согласные В—С—D—F—G— L—М—N—Р—R— S—Туправляют двенадцатью знаками Зодиака. Остальные — К—Q—X—Z — представляют четыре элемента. Придыхательная Н представляет собой Мировой Дух; У, поскольку буква греческая, а не латинская, употребляется только в греческих словах и следует природе своего языка.
И все же не следует игнорировать и известный всем мудрецам факт, что буквы евреев самые действенные, поскольку имеют наибольшее сходство с небесными телами и миром, и что буквы других языков не таковы, ибо отдалены от них.
Следующая таблица объясняет их расположение; все буквы также имеют двойные числа своего порядка, а именно: числа распространенные, которые выражаются в качестве букв в зависимости от их порядка; числа сложные, заключающие в себе числа букв предшествующих; числа составные, которые получаются из названий букв согласно различным способам счисления. Если познать силу этих чисел, то можно видеть, сколько есть чудесных тайн в каждом языке благодаря его буквам, и узнавать прошлое и предсказывать будущее. Есть еще и таинственные сочетания букв с цифрами, но мы отложим подробный разговор обо всех этих предметах до следующих книг, желая покончить с этой.
Вместо послесловия
311
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
«Три книги о тайной философии», увидевшие свет в 1533 г., не прошли бесследно. Одни отнеслись к ним с презрением. Например, Кардано, человек, занимавшийся магией с истовостью подлинного ученого. Вероятно, в большей степени потому, что труд Агриппы позволил питать какие-то надежды всевозможным гримуарам, содержавшим различные рецепты конкретных магических операций, и откровенно черным магическим сочинениям, приписываемым Моисею, Соломону, тому же Агриппе и другим известным ученым.
Однако нашлись и талантливые преемники, одним из которых явился Джордано Бруно (1548—1600). У Бруно, все сочинения которого буквально пронизаны магией, есть несколько трактатов, прямо посвященных этому искусству. Главные из них — это «О магий» и «О принципах связываний», написанные предположительно в 1590— 1591 гг. Книга «О магии» основана на «Тайной фило-
софии» Агриппы и во многом повторяет ее. Однако есть в ней и существенные отличия. Магия Бруно демонична со всей откровенностью; он напрочь отказывается от всякой нерешительности и прямо стремится к контакту с демонами. Для его магии это принципиально; в ней духов никакие ангелы не контролируют.
Язык Бруно становится лихорадочным и темным, когда он излагает центральную для него тему: как воздействовать на воображение, чтобы низвести в личность демонические силы, которые раскроют все ее внутренние возможности. Именно к этому он всегда стремился, разрабатывая различные магические мнемотехники. Из заключительных страниц его трактата «О магии» становится совершенно ясно: он хотел обрести силу великого мага или религиозного вождя. Вознося таким образом человека, он, возможно, не совсем отдавал себе отчет в том, что тем самым отрицает божественную природу Христа. Ведь если человек с помощью герметических упражнений способен обрести такие силы, то почему бы не счесть, что таким же способом обрел свою силу и Христос? Как пишет Ф. А. Йейтс: «Кажется, даже Агриппа пришел бы от магии Бруно в ужас»1.
Марсилио Фичино, возродив герметическую магию, доказывал ее совместимость с христианством и ссылался на авторитет Августина, Лактанция и даже Фомы Ак-винского. Пико делла Мирандола полагал, что магия и каббала подтверждают божественность Христа. Сочи-
1 Йейтс Ф. А. Указ. соч. С. 286.
312 |
Книга Магов
нения двух этих замечательных ученых Возрождения оказались настолько убедительными, что Папа Александр VI в знак своего расположения к магии поместил в Ватикане фреску, насыщенную египетскими мотивами. Но Джордано Бруно, также постоянно добивавшийся свидания с Папой, настолько шокировал своей откровенной де-моничностью церковные власти, что его решили остановить.
В 1593 г. Джордано Бруно был арестован, а в 1600 г., после долгого следствия в застенках инквизиции, сожжен на костре.
А в 1614 году вышел труд Исаака Казобона «Шестнадцать опытов о вещах священных и церковных», в котором доказывалось, что трактаты, приписываемые Гермесу Трисмегисту, появились после Рождества Христова. Датировка герметических текстов, обнародованная Казобоном и показавшая, что они были написаны никаким не древнеегипетским жрецом, а автором христианской эпохи и тем самым вовсе не являются ни предвестием христианства, ни священным древним знанием, одним ударом обрушила стройное здание ренессансного отношения к герметической философии. Это открытие лишило какой бы то ни было основы позицию ренессансного мага и ренессансной магии, укорененную в древней египетской философии. Оно не оставило камня на камне даже в немагическом направлении христианской герметики XVI в.
В результате этого открытия распался, так и не успев как следует укрепиться, не только альянс христианства
Вместо послесловия_____________________ ____________________ .
и магии, но и альянс магии и науки. И в результате Наука Магов, к поименованию которой Агриппа, словно пророк, впервые употребил термин «оккультная философия», так и осталась — тайной.
Но божественный свет, пронизывающий все сущее, и во тьме светит. И тьма не объяла его.
СОДЕРЖАНИЕ
НАУКА МАГОВ — ТАЙНАЯ НАУКА................................................ ...... 7
ГЕРМЕС ТРИСМЕГИСТ И СОЛОМОН....................................... .... 25
МАРСИЛИО ФИЧИНО И ДЖОВАННИ ПИКО ДЕЛЛА
МИРАНДОЛА................................................................................ 63
«ЕСТЕСТВЕННАЯ МАГИЯ» АГРИППЫ НЕТТЕСГЕИМСКОГО... 81
АГРИППА НЕТТЕСГЕИМСКИИ. О ТАЙНОЙ ФИЛОСОФИИ .... 96
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ.................................................................. 310
КНИГА МАГОВ
Ответственный редактор Евгений Трофимов
Художественный редактор Юлия Двоеглазова
Технический редактор Любовь Никитина
Корректор Ксения Казак
Верстка Максима Залиева
Подписано в печать 09.09.2009.
Формат издания 84 х108 '/„. Печать офсетная.
Усл. печ. л. 16,80. Тираж 3000 экз.
Изд. № 90197. Заказ № 2685.
Издательство «Амфора», Торгово-издательский дом «Амфора».
197110, Санкт-Петербург, наб. Адмирала Лазарева, д. 20, литера А.
E-mail: [email protected]
Отпечатано по технологии CtP
в ИПК ООО «Ленинградское издательство».
195009, Санкт-Петербург, Арсенальная ул., д. 21/1.
Телефон/факс: (812) 495-56-10.
Маг — слово древнее. За много сотен лет до нашей эры так называли жрецов религиозных культов. Посвященные в тайное знание, они, благодаря им известным практикам, открывали горизонты, невидимые глазу обычного человека.
В эпоху Возрождения проникновение к истокам творения стало осознаваться как «истинная наука». Этому способствовали тексты Гермеса Трисмегиста, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандолы, Агриппы Неттесгеймского и многих других. Подкрепленная действием, начала складываться традиция, протянувшаяся и в век, когда почти утрачено чувство надмирности и таинственности.
Человек, находящийся внутри мира природы, не в состоянии выявить всю полноту вероятной перемены и трансформации. Он смотрит вокруг себя, не замечая ни глубины, ни высоты. Оптика сфер дана тем, кто умеет заглядывать туда, где страшно и грандиозно. И если они всматриваются, осознавая изменения, происходящие с ними, им возвращается сполна — пониманием сути вещей.