И о таблице, показывающей это

Бог дал человеку разум и речь, которые, согласно Гер­месу Трисмегисту, суть дар силы и бессмертия. Всемогу­щий Бог своей волей разделил речь людей на разные язы­ки, которые согласно их различиям получили и своеобраз­ный характер написания, состоящий из правил, количества букв и их формы. И все это было создано не случайно, и не как попало, и не по слабому человеческому суждению, но в полном соответствии с небесными и божественными те­лами и свойствами. Но из всех языков наиболее священ­ной является еврейская письменность, имеющая материю, форму и дух.

Расположения звезд были впервые созданы в седали­ще Бога — на небесах, и, как утверждают еврейские учи­теля, наиболее полно повторяют буквы небесных мисте­рий — и по форме и значению, и по множественной гар­монии сочетаний. Когда наиболее оригинальные еврейские мудрецы исчисляли фигуры букв, их форму, написание, простоту, сочетания, разделение, искривление, прямоту, исключения, пропуски, строчные, заглавные, открытые, закрытые, порядок, преобразование, соединения, измене­ние букв, они делали это так, чтобы посредством произ-


306

Книга Магов

веденного охватить смыслы всех вещей, поскольку они произошли из первой причины и снова туда вернутся.

Буквы еврейского алфавита делятся на двенадцать про­стых, семь двойных и три буквы-матери, которые отмеча­ют двенадцать знаков (Зодиака) как знаки вещей, семь планет и три элемента, а именно — огонь, землю и воду. Они не берут воздух в качестве элемента, но принимают его за связь и дух элементов. Они также подчиняют им точки и акценты, поскольку все это произошло и проис­ходит от Духа-Созидателя и истины планет, и аспектов планет и знаков, соединенных с элементами, с живым ду­хом и истиной, содержащейся во всех вещах, и они прояв­ляются через эти буквы. Ими же объясняются имена всех этих вещей и знаков.

Глубочайшие смыслы и значения внедрены в эти знаки, в их число, порядок, расположение и изменение. Поэтому Ориген думал, что при переводе таких имен на другой язык они теряют свои свойства. Только оригинальные, правильно написанные имена, имеющие свои естествен­ные значения, влекут за собой искони положенные дей­ствия. Но если они написаны лишь ради удовольствия, то не будут действенными и оказываются лишь естественны­ми вещами.

Если есть язык первичный и изначальный, то установ­лено, что он — еврейский. И тот, кто хорошо знает поря­док и пропорции букв, узнает правило распознавания лю­бого другого языка. Итак, есть двадцать две буквы, служа­щие основанием мира и всех творений, и всех поименований,




Агриппа Неттпесгеймский. О тайной философии 307

и речений всех существ, получивших благодаря этим бук­вам свои имена, бытие и свойства.

Однако, чтобы найти их, нужно изучить все комбина­ции этих букв настолько хорошо, чтобы проявился и был слышен голос Бога и чтобы раскрылись наиболее священ­ные буквы. Вот это и дает действенность голосу и словам в магическом действии, ибо прежде всего магия показала свою силу в голосе Бога. Но все это относится к более глубокому рассмотрению, чем то, которое предпринято в этой книге.

Вернемся к разделению букв. У евреев существует три буквы-матери (смотри ряд 1), семь двойных (ряд 2) и двенадцать простых (ряд 3).

2лтгдъть

3б>\этгапгирдаж

То же самое и у халдеев, в подражание которым буквы других языков распределены по знакам Зодиака, плане­там и элементам, следуя их порядку.

У греков отвечают семи планетам: А—Е—Н—/—О— Y—Q,; двенадцати знакам Зодиака: В—Г—Л—Z—К— Л—М—Ы—П—Р—Е—Т; остальные пять — @—Е~

308

Книга Магов

— представляют собой четыре элемента и Ми­ровой Дух.

И у латинян они означают те же самые вещи. Пять гласных А—Е—/—О—U и две согласные Jи V приписы­ваются семи планетам; а согласные В—С—D—F—G— L—М—N—Р—R— S—Туправляют двенадцатью знаками Зодиака. Остальные — К—Q—X—Z — пред­ставляют четыре элемента. Придыхательная Н представ­ляет собой Мировой Дух; У, поскольку буква греческая, а не латинская, употребляется только в греческих словах и следует природе своего языка.

И все же не следует игнорировать и известный всем мудрецам факт, что буквы евреев самые действенные, по­скольку имеют наибольшее сходство с небесными телами и миром, и что буквы других языков не таковы, ибо отда­лены от них.

Следующая таблица объясняет их расположение; все буквы также имеют двойные числа своего порядка, а именно: числа распространенные, которые выражаются в качестве букв в зависимости от их порядка; числа слож­ные, заключающие в себе числа букв предшествующих; числа составные, которые получаются из названий букв согласно различным способам счисления. Если познать силу этих чисел, то можно видеть, сколько есть чудесных тайн в каждом языке благодаря его буквам, и узнавать прошлое и предсказывать будущее. Есть еще и таинствен­ные сочетания букв с цифрами, но мы отложим подроб­ный разговор обо всех этих предметах до следующих книг, желая покончить с этой.




Вместо послесловия

311



ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

«Три книги о тайной философии», увидевшие свет в 1533 г., не прошли бесследно. Одни отнеслись к ним с презрением. Например, Кардано, человек, занимавший­ся магией с истовостью подлинного ученого. Вероятно, в большей степени потому, что труд Агриппы позволил питать какие-то надежды всевозможным гримуарам, содержавшим различные рецепты конкретных магических операций, и откровенно черным магическим сочинениям, приписываемым Моисею, Соломону, тому же Агриппе и другим известным ученым.

Однако нашлись и талантливые преемники, одним из которых явился Джордано Бруно (1548—1600). У Бру­но, все сочинения которого буквально пронизаны маги­ей, есть несколько трактатов, прямо посвященных этому искусству. Главные из них — это «О магий» и «О принци­пах связываний», написанные предположительно в 1590— 1591 гг. Книга «О магии» основана на «Тайной фило-

софии» Агриппы и во многом повторяет ее. Однако есть в ней и существенные отличия. Магия Бруно демонична со всей откровенностью; он напрочь отказывается от вся­кой нерешительности и прямо стремится к контакту с де­монами. Для его магии это принципиально; в ней духов никакие ангелы не контролируют.

Язык Бруно становится лихорадочным и темным, ког­да он излагает центральную для него тему: как воздей­ствовать на воображение, чтобы низвести в личность де­монические силы, которые раскроют все ее внутренние возможности. Именно к этому он всегда стремился, раз­рабатывая различные магические мнемотехники. Из за­ключительных страниц его трактата «О магии» становит­ся совершенно ясно: он хотел обрести силу великого мага или религиозного вождя. Вознося таким образом челове­ка, он, возможно, не совсем отдавал себе отчет в том, что тем самым отрицает божественную природу Христа. Ведь если человек с помощью герметических упражнений спо­собен обрести такие силы, то почему бы не счесть, что та­ким же способом обрел свою силу и Христос? Как пишет Ф. А. Йейтс: «Кажется, даже Агриппа пришел бы от ма­гии Бруно в ужас»1.

Марсилио Фичино, возродив герметическую магию, доказывал ее совместимость с христианством и ссылался на авторитет Августина, Лактанция и даже Фомы Ак-винского. Пико делла Мирандола полагал, что магия и каббала подтверждают божественность Христа. Сочи-

1 Йейтс Ф. А. Указ. соч. С. 286.


312

Книга Магов

нения двух этих замечательных ученых Возрождения ока­зались настолько убедительными, что Папа Александр VI в знак своего расположения к магии поместил в Ватикане фреску, насыщенную египетскими мотивами. Но Джор­дано Бруно, также постоянно добивавшийся свида­ния с Папой, настолько шокировал своей откровенной де-моничностью церковные власти, что его решили оста­новить.

В 1593 г. Джордано Бруно был арестован, а в 1600 г., после долгого следствия в застенках инквизиции, сожжен на костре.

А в 1614 году вышел труд Исаака Казобона «Шест­надцать опытов о вещах священных и церковных», в ко­тором доказывалось, что трактаты, приписываемые Гер­месу Трисмегисту, появились после Рождества Христо­ва. Датировка герметических текстов, обнародованная Казобоном и показавшая, что они были написаны ника­ким не древнеегипетским жрецом, а автором христиан­ской эпохи и тем самым вовсе не являются ни предвести­ем христианства, ни священным древним знанием, одним ударом обрушила стройное здание ренессансного отно­шения к герметической философии. Это открытие лиши­ло какой бы то ни было основы позицию ренессансного мага и ренессансной магии, укорененную в древней еги­петской философии. Оно не оставило камня на камне даже в немагическом направлении христианской герме­тики XVI в.

В результате этого открытия распался, так и не успев как следует укрепиться, не только альянс христианства

Вместо послесловия_____________________ ____________________ .

и магии, но и альянс магии и науки. И в результате Наука Магов, к поименованию которой Агриппа, словно пророк, впервые употребил термин «оккультная философия», так и осталась — тайной.

Но божественный свет, пронизывающий все сущее, и во тьме светит. И тьма не объяла его.

СОДЕРЖАНИЕ

НАУКА МАГОВ — ТАЙНАЯ НАУКА................................................ ...... 7

ГЕРМЕС ТРИСМЕГИСТ И СОЛОМОН....................................... .... 25

МАРСИЛИО ФИЧИНО И ДЖОВАННИ ПИКО ДЕЛЛА

МИРАНДОЛА................................................................................ 63

«ЕСТЕСТВЕННАЯ МАГИЯ» АГРИППЫ НЕТТЕСГЕИМСКОГО... 81

АГРИППА НЕТТЕСГЕИМСКИИ. О ТАЙНОЙ ФИЛОСОФИИ .... 96

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ.................................................................. 310

КНИГА МАГОВ

Ответственный редактор Евгений Трофимов

Художественный редактор Юлия Двоеглазова

Технический редактор Любовь Никитина

Корректор Ксения Казак

Верстка Максима Залиева

Подписано в печать 09.09.2009.

Формат издания 84 х108 '/„. Печать офсетная.

Усл. печ. л. 16,80. Тираж 3000 экз.

Изд. № 90197. Заказ № 2685.

Издательство «Амфора», Торгово-издательский дом «Амфора».

197110, Санкт-Петербург, наб. Адмирала Лазарева, д. 20, литера А.

E-mail: [email protected]

Отпечатано по технологии CtP

в ИПК ООО «Ленинградское издательство».

195009, Санкт-Петербург, Арсенальная ул., д. 21/1.

Телефон/факс: (812) 495-56-10.

Маг — слово древнее. За много сотен лет до нашей эры так называли жрецов религиозных культов. Посвященные в тайное знание, они, благодаря им известным практикам, открывали горизонты, невидимые глазу обычного человека.

В эпоху Возрождения проникновение к истокам творения стало осознаваться как «истинная наука». Этому способствовали тексты Гермеса Трисмегиста, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандолы, Агриппы Неттесгеймского и многих других. Подкрепленная действием, начала складываться традиция, протянувшаяся и в век, когда почти утрачено чувство надмирности и таинственности.

Человек, находящийся внутри мира природы, не в состоянии выявить всю полноту вероятной перемены и трансформации. Он смотрит вокруг себя, не замечая ни глубины, ни высоты. Оптика сфер дана тем, кто умеет заглядывать туда, где страшно и грандиозно. И если они всматриваются, осознавая изменения, происходящие с ними, им возвращается сполна — пониманием сути вещей.

и о таблице, показывающей это - student2.ru

Наши рекомендации