О соединении слов; о предложениях, стихах и их чарующих свойствах
Помимо слов и имен величайшее свойство содержится в предложениях — благодаря заключающейся в них истине, которая обладает огромной силой впечатления, изменения, связывания и установления. И если они исполь-
1 Вергилий Марон Публий. Энеида. Кн. 2. Ст. 351—352.
2 Известно два Серена Саммоника. Здесь имеется в виду римский
эрудит Серен Саммоник, который в 212 г. был убит по приказу импе
ратора Каракаллы. Серен владел большой библиотекой. Написал мно
жество произведений; известно название только одного из них —
«О загадочных вещах», в пяти книгах. Его сочинения широко исполь
зовались Макробием и др.
Однако здесь стоит упомянуть и его потомка; римский писатель Серен Саммоник Квинт жил во второй половине IV в. н. а. Он был автором медицинской дидактической поэмы «Врачебная книга». Произведение (1107 гекзаметров) содержит рецепты против шестидесяти четырех болезней, в нем приводятся также способы лечения увечий, переломов и вывихов. Автор использовал главным образом Плиниеву «Медицину» и «Естественную историю» Плиния Старшего. Эта поэма была очень популярна в Средневековье.
298 Книга Магов
зуются для утверждения, речь приобретает дополнительное очарование, а если для отрицания — укрепляется и консолидируется. Подобного свойства нет в отдельных словах — только в предложениях, в которых что-либо утверждается или отрицается; таковы стихи, заклинания, проклятия, осуждения, речи, молитвы, клятвы, заговоры и прочее.
При составлении стихов или речей, чтобы привлечь свойства какой-нибудь звезды или божества, нужно прежде всего тщательнейшим образом рассмотреть таковые, их последствия и действия и вносить их в стихи, восхваляя, возвышая и усиливая те качества, которые данная звезда дает, осуждая то, что она желает разрушить и отвергнуть, поддерживая и моля желаемое, порицая и ненавидя то, что хотим уничтожить и чему помешать. Так же составляются изящные речи, которые должны быть обязательно разбиты на строфы с определенным количеством строк и в надлежащих пропорциях.
Более того, маги требуют при обращении к определенной звезде или имени того, кому посвящены стихи, молить и повелевать именно их чудесами, проклятиями, светом, королевским величием, красотой и яркостью, силой и могущественными свойствами и тому подобным. У Апулея Психея молит Цереру: «Заклинаю тебя твоей десницей плодоносной, радостными жатвы обрядами, молчаливыми тайнами корзин священных, крылатой упряжью драконов, твоих прислужников, бороздою почвы сицилийской, колесницей хищной, цепкой землею, к бессол-
Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии 299
нечному браку Прозерпины схождением, солнечным обретенной дочери возвращением, и прочим, что скрыто в святилище Элевсина аттического...»1
Кроме того обращения к различным именам звезд они требуют также, чтобы мы призывали имена Интеллигенции, управляющих этими звездами, о чем мы поговорим подробнее в соответствующем месте. Те же, кто желает еще более убедиться в этом, пусть обратятся к гимнам Орфея, и тогда [они увидят, что] нет ничего более действенного в естественной магии, чем использование с величайшим вниманием всех обстоятельств, известных [только истинным] мудрецам, в сочетании с должной гармонией.
Но вернемся к нашей теме. Подобного рода стихи должны быть точным образом и хорошо составлены согласно правилу звезд; полны значимости и смысла, произноситься со страстью, точно следуя числу и пропорциям строф. Именно так силой воображения создается мощь заклинаний и переносит их на околдовываемую вещь, привязывая ее, направляя к той же цели, ради которой произносятся заклинания. Инструмент заклинателя — дух очень чистый, гармоничный, пылкий и живой, который несет в себе движение, воздействие, значимость, составленные из этих строф, наполненные чувством и убеждающие смыслом. Таким образом, благодаря качеству духа и небесному сходству стихи, помимо тех вещей, о которых
1 Апулей. Указ. соч. Кн. 6. Ел. 2.
300 |
Книга Магов
мы говорили, получив еще и сверхсовершенные свойства, становятся более тонкими и действенными, чем духи и испарения, исходящие из растительной жизни — из трав, корней, смол, ароматов и благовоний и т. п. И маги способны, вдыхая силу запахов, притягивая силу звезд, произнося или чертя магическую формулу, творить чудеса. Здесь следует также отметить, что каждая речь, запись или слова, воздействуя обычным образом согласно их привычным пропорциям и формам, будучи произнесены или написаны в обратном порядке, производят еще и необычное действие.