О соединении слов; о предложениях, стихах и их чарующих свойствах

Помимо слов и имен величайшее свойство содержит­ся в предложениях — благодаря заключающейся в них истине, которая обладает огромной силой впечатления, из­менения, связывания и установления. И если они исполь-

1 Вергилий Марон Публий. Энеида. Кн. 2. Ст. 351—352.

2 Известно два Серена Саммоника. Здесь имеется в виду римский
эрудит Серен Саммоник, который в 212 г. был убит по приказу импе­
ратора Каракаллы. Серен владел большой библиотекой. Написал мно­
жество произведений; известно название только одного из них —
«О загадочных вещах», в пяти книгах. Его сочинения широко исполь­
зовались Макробием и др.

Однако здесь стоит упомянуть и его потомка; римский писатель Серен Саммоник Квинт жил во второй половине IV в. н. а. Он был автором медицинской дидактической поэмы «Врачебная книга». Про­изведение (1107 гекзаметров) содержит рецепты против шестидесяти четырех болезней, в нем приводятся также способы лечения увечий, переломов и вывихов. Автор использовал главным образом Плиниеву «Медицину» и «Естественную историю» Плиния Старшего. Эта поэма была очень популярна в Средневековье.

298 Книга Магов

зуются для утверждения, речь приобретает дополнитель­ное очарование, а если для отрицания — укрепляется и консолидируется. Подобного свойства нет в отдельных словах — только в предложениях, в которых что-либо утверждается или отрицается; таковы стихи, заклинания, проклятия, осуждения, речи, молитвы, клятвы, заговоры и прочее.

При составлении стихов или речей, чтобы привлечь свойства какой-нибудь звезды или божества, нужно пре­жде всего тщательнейшим образом рассмотреть таковые, их последствия и действия и вносить их в стихи, восхва­ляя, возвышая и усиливая те качества, которые данная звезда дает, осуждая то, что она желает разрушить и от­вергнуть, поддерживая и моля желаемое, порицая и нена­видя то, что хотим уничтожить и чему помешать. Так же составляются изящные речи, которые должны быть обя­зательно разбиты на строфы с определенным количеством строк и в надлежащих пропорциях.

Более того, маги требуют при обращении к определен­ной звезде или имени того, кому посвящены стихи, молить и повелевать именно их чудесами, проклятиями, светом, королевским величием, красотой и яркостью, силой и мо­гущественными свойствами и тому подобным. У Апулея Психея молит Цереру: «Заклинаю тебя твоей десницей плодоносной, радостными жатвы обрядами, молчали­выми тайнами корзин священных, крылатой упряжью драконов, твоих прислужников, бороздою почвы сици­лийской, колесницей хищной, цепкой землею, к бессол-




Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии 299

нечному браку Прозерпины схождением, солнечным об­ретенной дочери возвращением, и прочим, что скрыто в святилище Элевсина аттического...»1

Кроме того обращения к различным именам звезд они требуют также, чтобы мы призывали имена Интеллиген­ции, управляющих этими звездами, о чем мы поговорим подробнее в соответствующем месте. Те же, кто желает еще более убедиться в этом, пусть обратятся к гимнам Орфея, и тогда [они увидят, что] нет ничего более дей­ственного в естественной магии, чем использование с ве­личайшим вниманием всех обстоятельств, известных [только истинным] мудрецам, в сочетании с должной гар­монией.

Но вернемся к нашей теме. Подобного рода стихи должны быть точным образом и хорошо составлены со­гласно правилу звезд; полны значимости и смысла, произ­носиться со страстью, точно следуя числу и пропорциям строф. Именно так силой воображения создается мощь заклинаний и переносит их на околдовываемую вещь, при­вязывая ее, направляя к той же цели, ради которой произ­носятся заклинания. Инструмент заклинателя — дух очень чистый, гармоничный, пылкий и живой, который несет в себе движение, воздействие, значимость, состав­ленные из этих строф, наполненные чувством и убежда­ющие смыслом. Таким образом, благодаря качеству духа и небесному сходству стихи, помимо тех вещей, о которых

1 Апулей. Указ. соч. Кн. 6. Ел. 2.


300

Книга Магов

мы говорили, получив еще и сверхсовершенные свой­ства, становятся более тонкими и действенными, чем духи и испарения, исходящие из растительной жизни — из трав, корней, смол, ароматов и благовоний и т. п. И маги способны, вдыхая силу запахов, притягивая силу звезд, произнося или чертя магическую формулу, творить чудеса. Здесь следует также отметить, что каждая речь, запись или слова, воздействуя обычным образом согласно их при­вычным пропорциям и формам, будучи произнесены или написаны в обратном порядке, производят еще и необыч­ное действие.

Наши рекомендации