О предсказаниях по зарницам и молниям

и о том, как следует толковать эти знамения

Ныне предсказатели по зарницам и молниям, а также чудовищным и невероятным событиям основывают свои предвестия на учениях пророков и жрецов Этрурии, по­скольку именно они поделили небо на шестнадцать райо­нов и каждый из них посвятили своему божеству. Кроме одиннадцати старых видов молний и девяти богов, кото­рые их посылают, они создали и правила их толкования. Чудовищные и необычные события по их предсказаниям предвещают всякий раз, когда случаются, нечто удивитель­ное и важное. Однако нужно, чтобы толкователи умели хо­рошо понимать их и при этом были в курсе происходящих событий, как среди правителей, так и в провинциях. По­скольку небеса заботятся только о правителях, народах и провинциях, то для всех остальных эти знамения могут казаться непонятными, удивительными и невероятными. Но, если какое-либо явление и все, что случилось вслед за ним, толковалось в былые времена определенным обра­зом, точно так же следует толковать подобное и ныне, поскольку оно всегда вызывает тождественное себе. На­пример, чудеса случались перед рождением или смертью многих замечательных людей и императоров. Цицерон сообщает, что маленькому Мидасу, когда он спал, мура­вьи набросали зерен пшеницы, что явилось предвестием его великих богатств; а Платону, когда он лежал в колы-

Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии 259

бели, сели на уста пчелы, предвещая ему красноречие. Ге­куба, беременная Парисом, видела в одном из своих снов появление пылающего факела, который должен был сжечь Трою и всю Азию. Также матери Фаларида явился образ Меркурия, который разливал кровь по земле и затопил ей весь дом. А спящей матери Диониса приснилось, что она родила сатира, и это явилось предзнаменованием после­довавших благоприятных событий. Жена Тарквиния При-ска увидела пламя, лижущее голову Сервия Туллия, что стало предвестием его императорской власти. Также после взятия Трои Эней, споря со своим отцом Анхизом, увидел пламя, лижущее корону Аскания и не причиняющее ему никакого вреда, что предвещало его царствование, это и за­ставило Энея уехать, но его самого впереди ждали большие испытания. У Плиния читаем, что в консульство Марка Аттилия и Гая Порция был дождь из молока и крови, пред­сказавший, что в будущем году в Риме начнется эпидемия чумы. Также в Лукании шел дождь из губчатого железа. А через год Марк Красс погиб в Парфии, и с ним вместе полностью полегло очень большое и сильное войско Лука­нии. В консульство же Павла и Марцелла шел дождь из шерсти, и примерно через год Анний был убит Милом. А перед германскими войнами в воздухе раздавались лязг оружия и звуки труб. И Тит Ливий говорит о македон­ских войнах, что в год, когда умер Ганнибал, два дня шел кровавый дождь. Также он рассказывает о второй Пуниче­ской войне — когда Ганнибал грабил Италию, с неба шел дождь из воды, смешанной с кровью. Шум оружия слыша­ли лакедемоняне в храме Геракла незадолго перед несча-




260

Книга Магов

Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии

261



стьем, происшедшим при Левктрах; в то же время двери храма Геракла в Фивах, которые были закрыты на засо­вы, открылись сами собой, а оружие, висевшее на стенах, оказалось на земле. Такого же рода события подобным образом можно предсказывать и сейчас. Но, рассматри­вая все эти предсказания, нельзя забывать и о небесных влияниях, о которых мы подробно поговорим в следу­ющих главах.

Глава пятьдесят седьмая

О геомантии, гидромантии, аэромантии

И пиромантии — четырех способах дивинации

По элементам

Не только фатальные события учат нас, но и элементы, от которых эти четыре вида дивинации — геомантия, гидро-мантия, аэромантия и пиромантия — получили свои имена. О них говорит волшебница у Лукана:

Знать ты желаешь, — путей открывается много доступных К истине: с нами земля, и хаос, и воздух, и море Будут беседу вести, — и поля, и Родопские скалы1.

На первом месте стоит геомантия, предсказывающая грядущее благодаря движениям земли, ее шумам, содрога­ниям, расколам, провалам, испарениям и другим явлениям, об искусстве использования которых учит Алмадель Араб­ский. Но есть еще и другой вид геомантии, в котором боже-

1 Лукан. Указ. соч. Кн. 6. Ст. 616—619.

ства дают предзнаменования надписями на земле, но об этом мы поговорим позже.

Гидромантия гадает по наблюдениям за водой, по ее от­ливам, приливам, течениям, волнениям, цвету и по другим вещам. Сюда же относятся и видения, порождаемые водами; такой вид гадания, согласно Варрону, открыт персами. Од­нажды мальчик увидел в воде образ Гермеса, предсказав­шего ему в ста пятидесяти строках все события войн с Ми-тридатом. Также мы читаем о том, что и Нума Помпилий практиковал гидромантию, поскольку вызывал богов из вод и узнавал от них грядущее. Много лет спустя после него то же самое делал и Пифагор.

Ассирийцы почитали некий вид гидромантии, называв­шийся леканомантия: на наполненный водой бурдюк клали тарелки из золота и серебра, а также драгоценные камни, на которых писали некие имена, образы и начертания. К. этому же виду относится и искусство, при котором сплавляют свинец с воском и бросают в воду, где сплав дает ответы на требуемые вопросы. Также в былые времена предсказыва­ли будущее и источники, как, например, источник Отцов в Ахайе и источник Юноны в Эпидавре. Но о них мы ска­жем впоследствии, когда пойдет речь об оракулах. К гидро­мантии можно отнести еще и гадание по рыбам, чем за­нимался Лукиан1. Он в неком месте под названием Дина, недалеко от моря, в лесу, посвященном Аполлону, сделал

1 Лукиан — известный как Лукиан из Самосаты (около 120—180) — греческий писатель-сатирик. Творчество Лукиана, не дошедшее до нас в подлинниках, обширно и включает философские диалоги, сатиры, биографии и романы.

262

Книга Магов

Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии 263



в сухом песке ямку, куда, желая узнать будущее, положил жареного мяса. Это место тотчас же наполнилось водой с большим количеством рыб странных, неизвестных людям форм. По этим формам прорицатель предрек то, что долж­но было произойти. Эти вещи Атеней в истории Лукиана соотносит прежде всего с Полихармом.

Аэромантия гадает по явлениям воздуха, по дуновени­ям ветра, посредством радуги, по кругам вокруг Луны и звезд, по туманам и облакам, по фигурам облаков и ви­дениям в воздухе.

Пиромантия предсказывает по видам огня, по коме­там, по цвету огня и по видениям, в нем возникающим. Например, жена Цицерона напророчила ему, что через год он будет консулом, потому что человек, приносивший жертву, стал рассматривать пепел, и в этот момент вдруг вырвалось пламя. Также Плиний говорит, что землистое, бледное, гудящее пламя предвещает бурю, а круги вокруг пламени свечи — дождь. Если пламя становится пре­рывистым и рваным — быть ветру. Трепещущее пламя факела — знак дурной. И если уголек попадает в уже снятый с огня горшок, и когда по огню бегают язычки пла­мени, и когда рассыпаются искры, и когда пепел въедает­ся в землю, и когда угли слишком яркие — все это дурные знаки.

К пиромантии относится также и капномантия, которая берет свое название от дыма, ибо она рассматривает цвета пламени и дыма, их звуки и движения, идут ли они прямо, или наискось, или спиралеобразно, о чем мы можем прочи­тать у Стация:

«...Ты победила, Любовь! — Вздувай же, о дева, алтарный Жар: обратимся к богам». — Та выполнила и вещает, Зоркая, что у огней — вершины кровавы, а пламя — Надвое разделено, но жертвенники посредине Светятся ясно; теперь окружностью зыбкой прозрачный Всполох (по виду — дракон) взвился и пропал, —

объясняла Дева невидящему, темноту просвещая отцову...1

Прорицатели гадали по пламени также в пещерах Ате-нея и на Нимфейских полях в Аполлонии. Но об этом рассказано в других главах, посвященных толкованию оракулов.

Гла в а пятьдесят восьмая

Наши рекомендации