И об их значениях в авгуриях
Ауспиции производятся при начале любого дела. Например, если, приступая к работе, вы увидели, что крысы погрызли вашу одежду, откажитесь от начинания. Выходя из дома, споткнулись о порог или на пути — откажитесь от путешествия. Начиная дело, получили плохое предзнаменование — прекратите ваше предприятие, поскольку намерения будут полностью погублены или не достигнут цели. Всегда дожидайтесь счастливого часа и хорошего предзнаменования. Известно, что многие животные благодаря вложенной в них природной силе оказываются пророческими.
Разве петух не возвещает нам своим кукареканьем часы утра и ночи и крыльями не прогоняет льва? Многие птицы своим пением, щебетом и полетом, а мухи злыми укусами предсказывают дождь; дельфины своим частым выныриванием на поверхность предрекают бурю. Было бы слишком долго рассказывать о всех предсказаниях, которые взяли от птиц фригийцы, киликийцы, арабы, умбрийцы, тосканцы и другие народы, которые следовали авгурам. Эти случаи подтверждены многочисленными примерами и богатым опытом.
242
Книга Магов
Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии
243
Во всех вещах есть скрытые оракулы, но главными стали птицы. Среди них есть и такие, о которых поэты говорят, что они были превращены из людей. Стало быть, наблюдая за тем, как галка садится на свое гнездо, как летает, как кричит, с какой стороны — правой или левой — подлетает, взволнована ли она или спокойна, куда намеревалась лететь и в каком направлении полетит, ждет ли появления самца или, наоборот, покидает его — все это при наблюдении исполнено знаками. Гор-Апполон в своей «Иероглифике» утверждает, что две галки означают свадьбу, поскольку эта птица откладывает два яйца, из которых происходят самка и самец, а если оттуда появляются два самца, что бывает крайне редко, или две самки, то они не спариваются более и живут отдельно и в одиночестве. Вот почему встречающему одинокую галку предсказывают одинокую жизнь. То же самое говорится и о черной голубке, потому что после смерти своего голубя она живет одна. Следует внимательно относиться и к воронам, поскольку они столь же значительны, как и галки, и порой предвещают даже более значительные события. Так, Эпиктет, философ-стоик, автор афоризмов, уверяет, что, если ворона прокаркает над кем-то, это сулит зло его телу, его будущему, чести, жене или детям. Также следует наблюдать и за лебедями, которым известны тайны вод; их радостные клики предвещают счастливые события не только морякам, но и всем прочим путешественникам, если только их не опровергнут предсказания более сильной птицы, например орла, который сводит на нет знаменования любых птиц, противоречащие ему. Это происходит потому, что орел летает выше
всех, у него самое острое зрение и ему открыты тайны Юпитера. Он предвещает удачу и победу, но только добытую кровью, поскольку сам не пьет ничего, кроме крови. Орел летал над локрийцами, сражавшимися с кротонцами, и даровал им победу. Также он распростер крылья над тар-гетом1 Гиерона, отправившегося в свой первый поход, и предсказал ему, что тот станет правителем.
Два орла, весь день сидевшие на доме при рождении Александра Македонского, этим дали знать, что он будет владыкой двух империй — Азии и Европы. Та же птица, сорвав шляпу Луция Тарквиния Приска, сына Демарата Коринфского, в то время как он бежал в Рим через Этрурию, спасаясь от мятежа, взмыла над ним, а затем вновь опустила шляпу ему на голову, тем самым предсказав ему, что он станет царем римлян. Грифы означают огорчения, трудности, грабеж или опустошения, указывают на места крупной резни, которые совершаются через семь дней после знамения. Это происходит потому, что они очень любят места побоищ, поскольку на них питаются. Поэтому древние цари постоянно отправляли разведчиков, чтобы они выяснили те места, где собираются грифы.
Феникс знаменует единичную удачу, по такой ауспиции был построен Рим. Пеликан благодаря своей самоотверженной любви к своим малышам означает человека, который будет много страдать из-за своей любви. Разноцветная птица, давшая имя городу Пиктавии, предсказала милосердие народу, подобному ей цветом и голосом.
Небольшой круглый щит для пешего боя.
244 Книга Магов
Цапля предвещает трудные времена. Аист — птица согласия. Журавли предупреждают о предательстве врагов. Птица [cacupha] свидетельствует о благодарности, поскольку она даже на старости лет выражает любовь и уважение к своей матери. Гиппопотам же, который убивает свою мать, наоборот, есть знак неблагодарности и несправедливости. Птица [orix]1, будучи очень завистливой, предсказывает зависть.
Среди более мелких птиц прорицательницей бывает сорока, предвещающая гостей. Две птицы [albanellus], летящие одна за другой, когда они движутся слева направо, — знак успешного завершения дела, а если наоборот — неудачного. Крик совы — всегда к несчастью, подобно крику филина, потому что точно так же, как они неслышно летят ночью к своим детям, тихо подкрадывается смерть. Соответственно, сова является знаком смерти. Однако порой, поскольку филин видит в ночи, ожидается усердие и наблюдательность, что и произошло, когда он сел на пику Ги-ерона. Дидона, увидев несущего несчастье филина, так жаловалась Энею:
Часто на кровле дворца заводил похоронную песню Филин, и голос его протяжно плакал во мраке...2
И в другом месте:
Гнусною птицей он стал, вещуньей грозящего горя...3
1 Птицы hippopotamus и orix (вид дикого козла) и их значения
даны по Иероглифике Гор Аполлона.
2 Вергилий Марон Публий. Энеида. Кн. 4. Ст. 463—464.
3 Публий Овидий Назон. Указ. соч. Кн. 5. Ст. 549.
Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии ____________ 245
Та же птица кричала на Капитолии, когда у римлян возникли трудности в Нуманции и когда Фрегеллы были снесены до основания по причине заговора против римлян. А как сообщает Алмадель1, совы и ночные вороны, улетая в чужие страны или к другим домам, предсказывают смерть людей тех краев либо обитателей жилищ. Это происходит потому, что эти птицы ищут трупы и чувствуют их. Назон говорит, что такой же предсказатель раздора — ястреб:
Ястреба мы ненавидим за клюв его дерзкий и коготь...2
Леллий, посол Помпея, был убит в Испании фуражирами; эта участь была ему предсказана ястребом, летящим над его головой,
Алмадель замечает, что птицы, которые бьются друг с другом, означают переворот в царстве; но когда сражаются птицы разных видов, быть установлению нового царства. Также маленькие птички своим прилетом и отлетом предсказывают, что семья или увеличится, или уменьшится.
По полету птиц авгур Меламп предсказал грекам резню: «Вы же видите, что никакая птица не летает при хорошей
1 В 1608 году Иоанн Тритемий в длинном перечне книг по магии
упоминает «Алмадель», приписываемую царю Соломону. Роберт Тер
нер упоминает рукопись «Аре Алмадель» из Флоренции, относящу
юся к XV в. По мнению Иоанна Вейера, «Алмаделем» звали одного
арабского мага.
2 Публий Овидий Назон. Наука любви / Пер. М. Гаспарова //
Овидий. Элегии и малые поэмы. М.: Худ. лит., 1973. С. 171.
246
Книга Магов
Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии
247
погоде». Ласточки, умирая, обеспечивают укрытие своим птенцам и поэтому сулят большое наследство после смерти родителей или друзей. Летучая мышь, если ее заметили улетающей, свидетельствует об увертке, потому что крыльев у нее нет, а все же она летает. Воробей есть дурной знак для убегающего человека, ибо эта птичка, спасаясь от ястреба, попадает к сове, не избегнув опасности; тем не менее воробей — хороший знак любви, поскольку, сжигаемый похотью, он топчет самку по семь раз в час. И пчелы хороший знак для королей, ибо означают повиновение народов. Мухи же — приметы надоедливости и опрометчивости, ибо, сколько их ни гони, они все равно возвращаются.
Также и домашние птицы могут порой предсказывать. Например, петухи своим пением дают надежду и сулят путешествия. Ливия, мать Тиберия, будучи беременной, держала на своей груди куриное яйцо, пока из него не вылупился петух с огромным гребнем, и авгуры увидели в этом знак того, что родившийся у нее ребенок станет царем. И Цицерон писал в своей «Фиваиде»1, что петухи, которые пели целыми ночами, предвещали победу беотийцев над лакедемонянами. Так происходит потому, что, в соответствии с толкованием авгуров, когда его убивают, он молчит, а когда побеждает кого-нибудь — кричит.
Таким же образом тайные знаки событий можно получить посредством животных. Встреча с лаской зловеща,
1 Поэму «Фиваида» написал римский поэт Стаций Публий Па-пиний (около 40 г. — не ранее 95 г. н. э.).
равно как и встреча путешественника с зайцем, если только того не поймают. Встреча с мулом плоха, поскольку он бесплоден. Пагубна и встреча с боровом, ибо такова его натура; она означает неминуемое общение с плохими людьми. Лошадь предвещает ссоры и битвы. Вергилий пишет, что, когда Анхиз увидел белых лошадей, он воскликнул:
«Войну, о приветливый край, ты сулишь нам: Грозны кони в бою, и грозят эти кони боями!..»1
Но если лошади впряжены в повозку и тянут с равной силой, то они знаменуют надежду на мир. Осел — животное бесполезное, и все-таки он помог Марию, когда, будучи признанным врагом отечества, тот увидел осла, который не хотел брать ничего из предлагаемой еды и быстро направился утолить жажду; из этого авгуры заключили, что Марию указан путь спасения. И Марий попросил своих друзей, чтобы они помогли ему добраться до моря; добившись этого, он сел на суденышко и спасся от рук Суллы, своего победителя.
Встреченный же по дороге к авгуру осленок означает труд, смирение и препятствия. Встреча волка — всегда хороший знак; доказательство тому видим у Гиерона Си-ракузского, у которого, когда тот был в школе, волк утащил книгу и таким образом предсказал ему успех царствования. И все-таки волк заставил его потерять дар речи, когда увидел его первым. Волк же разорвал часового при Публии Африкане и Гае Фульвии Минтурне, когда армия
1 Вергилий Марон Публий. Энеида. Кн. 3. Ст. 539—540.
248 |
Книга Магов
римлян потерпела поражение от изгнанников в Сицилии. Также волк означает вероломство и людскую недобросовестность, что известно из истории римлян, поскольку вера Ромула и Рема, которую они всосали с молоком волчицы и крепко хранили с самого начала, стала законом их природы и привела к процветанию Рима.
Встреча со львом, который считается самым сильным из животных и наводит ужас на всех, — хороший знак. Однако для женщины увидеть львицу — плохое предзнаменование, поскольку та всегда рождает только одного ребенка. Встретить овцу и козу — к добру. В «Ostentarium Tuscum»1 можно прочесть, что, если у этих животных будет шерсть необычного цвета, императору прибавятся богатство и много счастья. Вот что говорит Вергилий о Пол-лионе:
Сам по желанью баран то в пурпур нежно-багряный, То в золотистый шафран руно перекрашивать будет...2
Хорошо также встретить быка, поедающего зерно, но еще лучше во время пахоты, потому что хотя путешествие и прервется, однако благодаря столь удачной ауспиции впоследствии все компенсируется.
Встретить во время путешествия собаку — хорошее предзнаменование, потому что Кир, оставленный в лесу,
1 От лат. ostentum — знамение, чудесное явление. Трактат, пред
ставляющий собой перевод на латынь этрусской гадательной книги,
выполненный другом известного ученого Марка Теренция Варрона
Тарквитием Приском.
2 Вергилий Марон Публий. Буколики. Эклога IV. Ст. 43—44.
Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии 249
воспитывался собакой до тех пор, пока не стал царем. Даже и Ангел, сопровождавший Товию, не тяготился компанией собаки. Бобер же считается плохим знаком, поскольку откусывает свои яйца и оставляет их охотникам, это означает, что встретивший его повредит сам себя.
Среди мелких животных мышь означает опасность, поскольку в тот день, когда мыши погрызли золото на Капитолии, оба консула были перехвачены Ганнибалом в засаде подле Тарента. Саранча, останавливающаяся в любом месте и выгрызающая его догола, мешает намерениям и признак плохой; напротив, кузнечики способствуют путешествию и возвещают хорошее развитие событий. Говорят, что паук, тянущий паутину вниз, сулит надежду на приход денег. Также муравьи, которые предусмотрительны и умеют хранить свои запасы в подобиях складов и тайников, означают безопасность, богатства и многочисленные армии; вот почему, когда муравьи съели ручного дракона Ти-берия Цезаря, ему сказали, чтобы он остерегался народного мятежа.
Когда встречается змея, нужно остерегаться злословия, ибо вся сила и весь яд ее находится у нее во рту. Змея, проскользнув во дворец Тиберия, предвещала его падение. Две змеи, найденные в кровати Семпрония Гракха, по словам предсказателей, означали следующее: если он позволит уйти самке или самцу, то вскоре умрет он или его жена; предпочтя жизнь своей жены, он убил самца, а самка ускользнула, и умер несколько дней спустя. Гадюка, кроме того, есть примета дурных женщин и злых детей; а угорь означает чело-
250
Книга Магов
Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии
251
века, которого презирают все, поскольку он всегда живет отдельно от всех рыб и его никогда не встречают в компании ему подобных.
Но среди всех видов ауспиций и знаков, нет более действенного, более могущественного, чем человек, наблюдения за которым открывают истину особенно полно. Когда кого-нибудь встречаешь, нужно тщательно подмечать все обстоятельства встречи, а также возраст человека, его профессию, положение, жесты, нрав, занятия, комплекцию, привычки, имя, слова и разговоры и т. п.; и хотя в животных есть много видов знамений, вне всяких сомнений, наиболее ясно и отчетливо они читаются по человеческой душе. Так, Цицерон говорит, что подлинная ауспиция существует в душах людей благодаря их вечности и знанию обо всем. При основании Рима нашли голову человека с сохранившимся лицом, что означало величие империи и дало имя Капитолийскому холму. Солдаты Брута, сражавшиеся против Октавиана и Марка Антония, обнаружили в воротах своего лагеря эфиопа; и хотя они убили его, устранив плохое предзнаменование, все же сражение было ими проиграно, а Брут и Кассий убиты.
Встреча монахов всюду почитается дурным предзнаменованием, особенно если монах встречается рано утром, поскольку люди такого рода живут большей частью за счет неожиданной смерти людей, как грифы побоищем.
Глава пятьдесят пятая
О том, как проверять ауспиции благодаря свету
естественного чувства, и о некоторых правилах
Его обнаружения
Впервые изучил и стал применять ауспиции и авгурии, предвещающие будущие события посредством животных и птиц, божественный Орфей, после чего они стали весьма почитаемыми у всех народов. Ныне они проверяются посредством света естественного чувства, как если бы некий свет дивинации пал на четвероногих, крылатых и других животных, благодаря чему они становятся способными предсказывать нам будущее. Вергилий, очень тонко чувствовавший это, признается:
Впрочем, не верю я в то, чтобы им был свыше дарован Некий особенный дар заране предвидеть событья1.
Естественное чувство, согласно Гийому Парижскому, тоньше всякого человеческого понимания и более всего подобно пророчеству. Именно оно сообщает некоторым животным удивительную способность предчувствовать события, что замечательным образом проявляется в собаках, которые распознают благодаря такому чутью воров; они чувствуют их, находят, набрасываются и валят. Из-за подобного же чутья грифы предвидят погибших в битвах и собираются в тех местах, где должны произойти сражения, словно уже чувствуют падаль. Так же и куропатки узнают
1 Вергилий Марон Публий. Георгики. Кн. 1. Ст. 415—416.
252
Книга Магов
Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии
253
свою мать, которую никогда не видели, и покидают ту птицу, которая похищала яйца у их матери и высиживала их. Благодаря тому же чувству душа человека, ничего не зная заранее, предвосхищает наступление ужасных событий. Так, один вор, который спрятался в доме и о котором никто не знал и не предполагал его присутствия, вызывал страх и беспокойство у некоторых живших там, однако не у всех, ибо яркость этого чувства присуща не всем людям, но лишь некоторым. А шлюху, спрятанную в большом доме, почувствовал один из обитателей, хотя он совершенно не мог знать о ее присутствии. Это история из жизни некоего Гераиска Египтянина, человека божественной природы, способного распознавать развратных женщин не только по глазам, но и слыша их голос издалека, после чего у него начиналась чудовищная головная боль.
Гийом Парижский сообщает, что в его время некая женщина, очень любившая мужчину, чувствовала любимого за две мили. Он также рассказывает, что существовал аист, который почувствовал неверность своей подруги по запаху, после чего собрал множество своих собратьев, открыл перед ними вину своей подруги и их решением она была признана виновной, после чего ощипана и разорвана ими на куски. Гийом приводит пример, когда один жеребец, сам того не зная, жил со своей матерью, но, узнав о сотворенном, откусил себе яйца в качестве отмщения за кровосмешение. То же самое говорят о лошадях Аристотель, Варрон и Плиний. Плиний сообщает, кроме прочего, что сделал один аспид. Он ежедневно приползал кормиться к некоему египтянину. Но однажды его сын-змееныш укусил сына египтянина,
и тот умер. Узнав о случившемся, аспид сам предал смерти змееныша и больше никогда не приползал в этот дом.
Из приведенных примеров видно, как на некоторых животных может нисходить свет озарения в виде знаков или отметин, а также читаться в их жестах, движениях, голосах, полете, походке, цвете и т. п. Следуя доктрине платоников, есть в вещах низших определенная сила, заставляющая их соответствовать высшим, и таким образом животные безмолвно согласуются с божественными телами. Их организмы и ощущения управляются этими силами, благодаря которым они и соотносятся с определенными божествами. Поэтому нужно рассматривать часть животных как принадлежащих Сатурну, другую — Юпитеру, третью — Марсу и т. д. и, следуя этим соответствиям, и толковать их предсказания. Например, соотносящиеся с Сатурном и Марсом птицы — предвестники ужаса и смерти; это сова, филин и другие, относящиеся к Сатурну и ночи и имеющие репутацию наиболее дурных знаков. Поэт сказал о них так:
Нерасторопной совой, для смертных предвестием бедствий...1
Но лебедь — птица нежная, связанная с Венерой и по-священая Фебу. Говорят, она наиболее счастливое предзнаменование, особенно для моряков, поскольку никогда не тонет в воде. Овидий так свидетельствует об этом:
Наиболее счастлив поющий лебедь, В его предвестьи...2
1 Публий Овидий Назон. Метаморфозы. Кн. 5. Ст. 550.
2 По общему убеждению, лебеди поют перед смертью. О счастли
вой песне лебедя строки найти не удалось.
254 |
Книга Магов
Также есть птицы, которые предсказывают своими устами и пением, как, например, ворона, сорока и галка, о которых Вергилий говорит:
Да, когда б из дупла, прокаркав слева, ворона
Не повелела мне впредь не пускаться в новые тяжбы...1
Птицами, предвещающими будущее своим полетом, являются канюк, крушащие кости орел и гриф, журавли, лебеди и т. п. Они оцениваются по тому, как летят — быстро или медленно, по правую руку или по левую, плотно или рассеянно, и сколько их. Например, если журавли летят быстро, то указывают на бурю, а если медленно — на хорошую погоду. Когда летят вместе два орла, они предвещают зло, ибо два — это цифра гибели. Таким же образом нужно рассматривать причины и всего остального. Более того, следует быть очень искусным, чтобы отмечать сходства в сочетаниях. Вот как у Вергилия учит Венера своего сына Энея:
Видишь: там дважды шесть лебедей летят вереницей. Пав с высоких небес, Юпитера спутник крылатый Их разогнал; а ныне они ликующим строем Или стремятся к земле, иль, спустившись, ее озирают. Вот они все собрались, заплескали крыльями шумно, Снова вся стая взвилась, небосклон опоясала с кликом. Так же твоих друзей корабли иль стоят на причалах, Или, подняв паруса, вплывают в широкие устья2.
1 Вергилий Марон Публий. Буколики. Эклога IX. Ст. 14—15.
2 Вергилий Марон Публий. Энеида. Кн. 1. Ст. 393—490.
Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии 255
Наиболее удивительны предсказания тех авгуров, кто понимает язык животных. Среди древних особенно известны Меламп, Тиресий, Фалес и Аполлоний Тианский, который был прекрасным знатоком птичьего языка. О нем же рассказывают Филострат и Порфирий. Однажды, сидя в компании друзей, Аполлоний услышал громкий щебет воробьев, после чего откуда-то прилетел еще один воробей, поднялся невообразимый гвалт и шум, и вся стая улетела вслед за появившимся. Аполлоний сказал своим друзьям, будто прилетевший воробей рассказал остальным, что осел, нагруженный пшеницей, упал у городских ворот и рассыпал зерно по земле. Многих эти слова заставили пойти и посмотреть, так ли это. Когда все оказалось правдой, удивлению не было предела. Подобную же историю платоник Порфирий в своей третьей книге «Жертвоприношений» рассказывает об одной ласточке. Это является правдой потому, что голос каждого животного отражает определенное душевное движение — радость, гнев, печаль и т. п. и поэтому понимаются сведущими людьми. Об этом искусстве говорили и Демокрит, и Плиний. Последний называет птиц, из смешения крови которых можно создать змею, и тот, кто съест эту змею, научится распознавать птичье щебетанье. Гермес же утверждает, что если кто-либо пойдет ловить птиц в определенный день ноябрьских календ и сварит первую пойманную птаху вместе с сердцем лисы, то все, кто съедят это, станут понимать язык и птиц, и животных. Арабы говорят, что они понимают мысли животных, съев сердце и печень драконов. Платоник Прокл верил и писал, что сердце крота дает способность предсказывать.
256 |
Книга Магов
Существует также дивинация, извлекаемая посредством внутренностей жертв при жертвоприношении, это первым испытал Тагет, о котором упоминает Лукан:
Жилам да не дадим мы веры: Тагет их измыслил — Изобретатель волшбы...
Печень, согласно верованиям римлян, почиталась главой всех внутренностей. Поэтому предсказатели в первую очередь обращали внимание на нее. У печени две головки; одна из них называется головой города, а другая — врагом. В случае если они одинаковы, то возвещают победу, о чем мы читаем у Лукана, сообщающего, что внутренности предсказали поражение войска Помпея и победу Цезаря:
Здесь испугала жреца и самая внутренность жертвы: В пятнах была она вся, и холодная кровь загрязняла Мерзкой своей синевой в изобилии темное мясо. Видит он печень в гною, а на части зловещий открылся Ряд угрожающих вен. Хрипящего легкого жила...1
После окончания исследования кишечника приступают к изучению сердца. Так, если у жертвенного животного не обнаруживалось сердца или головки печени, это считалось признаком смерти и называлось пиакулярией. Плохим предзнаменованием было, если жертвенное животное убегало с алтаря или когда кричало при заклании, либо падало в неподходящую сторону. Так, мы читаем, что в день, когда Юлий Цезарь выехал во главе процессии в своей пурпурной одежде и, сидя в золотом кресле, совершал жерт-
1 Лукан. Указ. соч. Кн. 1. Ст. 618-622, 636.
Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии 257
воприношения, у жертв дважды не находили сердца, И во время жертвоприношений Катона Марка Утического у жертв не было печени. А когда во время правления Гая совершали жертвоприношения Марцелл Клавдий и Л. Пе-телий Косс, печень внезапно исчезла; и очень скоро один из них умер от болезни, другой был убит лигурийцами, как им и предсказали. Считалось, что эти предсказания совершаются или по воле богов, или при помощи дьявола. Вот почему древние отмечали как нечто более важное все необычное, что встречалось во внутренностях; как произошло с Суллой, когда он приносил жертву в Лаурентуме1, головка печени образовала корону, что предсказатель Постумий определил как предсказание победы и посоветовал Сулле съесть эту печень.
Учитывался и цвет внутренностей, о чем также упоминает Лукан:
...и холодная кровь загрязняла
Мерзкой своей синевой в изобилии темное мясо.
Это искусство было в прежние времена в столь большом почете и имело такую большую власть, что ему следовали все мудрецы, и даже Сенат и императоры ничего не предпринимали, не посоветовавшись с авгурами. Но в наши дни, отчасти по неверию, отчасти из-за давления святых отцов, это искусство упразднено.
1 Римская провинция, ныне Сан-Лоренцо.
9 № 2685
258 |
Книга Магов
Глава пятьдесят шестая