И об их значениях в авгуриях

Ауспиции производятся при начале любого дела. На­пример, если, приступая к работе, вы увидели, что крысы погрызли вашу одежду, откажитесь от начинания. Выходя из дома, споткнулись о порог или на пути — откажитесь от путешествия. Начиная дело, получили плохое предзна­менование — прекратите ваше предприятие, поскольку на­мерения будут полностью погублены или не достигнут цели. Всегда дожидайтесь счастливого часа и хорошего предзна­менования. Известно, что многие животные благодаря вло­женной в них природной силе оказываются пророческими.

Разве петух не возвещает нам своим кукареканьем часы утра и ночи и крыльями не прогоняет льва? Многие птицы своим пением, щебетом и полетом, а мухи злыми укусами предсказывают дождь; дельфины своим частым вынырива­нием на поверхность предрекают бурю. Было бы слишком долго рассказывать о всех предсказаниях, которые взяли от птиц фригийцы, киликийцы, арабы, умбрийцы, тосканцы и другие народы, которые следовали авгурам. Эти случаи подтверждены многочисленными примерами и богатым опытом.

242

Книга Магов

Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии

243



Во всех вещах есть скрытые оракулы, но главными ста­ли птицы. Среди них есть и такие, о которых поэты гово­рят, что они были превращены из людей. Стало быть, на­блюдая за тем, как галка садится на свое гнездо, как летает, как кричит, с какой стороны — правой или левой — под­летает, взволнована ли она или спокойна, куда намерева­лась лететь и в каком направлении полетит, ждет ли появ­ления самца или, наоборот, покидает его — все это при на­блюдении исполнено знаками. Гор-Апполон в своей «Иероглифике» утверждает, что две галки означают свадь­бу, поскольку эта птица откладывает два яйца, из которых происходят самка и самец, а если оттуда появляются два самца, что бывает крайне редко, или две самки, то они не спариваются более и живут отдельно и в одиночестве. Вот почему встречающему одинокую галку предсказывают оди­нокую жизнь. То же самое говорится и о черной голубке, потому что после смерти своего голубя она живет одна. Следует внимательно относиться и к воронам, поскольку они столь же значительны, как и галки, и порой предвеща­ют даже более значительные события. Так, Эпиктет, философ-стоик, автор афоризмов, уверяет, что, если ворона прокаркает над кем-то, это сулит зло его телу, его будуще­му, чести, жене или детям. Также следует наблюдать и за лебедями, которым известны тайны вод; их радостные кли­ки предвещают счастливые события не только морякам, но и всем прочим путешественникам, если только их не опро­вергнут предсказания более сильной птицы, например орла, который сводит на нет знаменования любых птиц, противо­речащие ему. Это происходит потому, что орел летает выше




всех, у него самое острое зрение и ему открыты тайны Юпитера. Он предвещает удачу и победу, но только до­бытую кровью, поскольку сам не пьет ничего, кроме крови. Орел летал над локрийцами, сражавшимися с кротонцами, и даровал им победу. Также он распростер крылья над тар-гетом1 Гиерона, отправившегося в свой первый поход, и предсказал ему, что тот станет правителем.

Два орла, весь день сидевшие на доме при рождении Александра Македонского, этим дали знать, что он будет владыкой двух империй — Азии и Европы. Та же птица, со­рвав шляпу Луция Тарквиния Приска, сына Демарата Ко­ринфского, в то время как он бежал в Рим через Этрурию, спасаясь от мятежа, взмыла над ним, а затем вновь опустила шляпу ему на голову, тем самым предсказав ему, что он ста­нет царем римлян. Грифы означают огорчения, трудности, грабеж или опустошения, указывают на места крупной рез­ни, которые совершаются через семь дней после знамения. Это происходит потому, что они очень любят места побоищ, поскольку на них питаются. Поэтому древние цари постоян­но отправляли разведчиков, чтобы они выяснили те места, где собираются грифы.

Феникс знаменует единичную удачу, по такой ауспи­ции был построен Рим. Пеликан благодаря своей самоот­верженной любви к своим малышам означает человека, который будет много страдать из-за своей любви. Раз­ноцветная птица, давшая имя городу Пиктавии, предска­зала милосердие народу, подобному ей цветом и голосом.

Небольшой круглый щит для пешего боя.

244 Книга Магов

Цапля предвещает трудные времена. Аист — птица со­гласия. Журавли предупреждают о предательстве врагов. Птица [cacupha] свидетельствует о благодарности, по­скольку она даже на старости лет выражает любовь и ува­жение к своей матери. Гиппопотам же, который убивает свою мать, наоборот, есть знак неблагодарности и неспра­ведливости. Птица [orix]1, будучи очень завистливой, предсказывает зависть.

Среди более мелких птиц прорицательницей бывает со­рока, предвещающая гостей. Две птицы [albanellus], летя­щие одна за другой, когда они движутся слева направо, — знак успешного завершения дела, а если наоборот — не­удачного. Крик совы — всегда к несчастью, подобно крику филина, потому что точно так же, как они неслышно летят ночью к своим детям, тихо подкрадывается смерть. Соот­ветственно, сова является знаком смерти. Однако порой, поскольку филин видит в ночи, ожидается усердие и на­блюдательность, что и произошло, когда он сел на пику Ги-ерона. Дидона, увидев несущего несчастье филина, так жа­ловалась Энею:

Часто на кровле дворца заводил похоронную песню Филин, и голос его протяжно плакал во мраке...2

И в другом месте:

Гнусною птицей он стал, вещуньей грозящего горя...3

1 Птицы hippopotamus и orix (вид дикого козла) и их значения
даны по Иероглифике Гор Аполлона.

2 Вергилий Марон Публий. Энеида. Кн. 4. Ст. 463—464.

3 Публий Овидий Назон. Указ. соч. Кн. 5. Ст. 549.

Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии ____________ 245

Та же птица кричала на Капитолии, когда у римлян возникли трудности в Нуманции и когда Фрегеллы были снесены до основания по причине заговора против рим­лян. А как сообщает Алмадель1, совы и ночные вороны, улетая в чужие страны или к другим домам, предсказыва­ют смерть людей тех краев либо обитателей жилищ. Это происходит потому, что эти птицы ищут трупы и чувству­ют их. Назон говорит, что такой же предсказатель раздо­ра — ястреб:

Ястреба мы ненавидим за клюв его дерзкий и коготь...2

Леллий, посол Помпея, был убит в Испании фуражи­рами; эта участь была ему предсказана ястребом, летящим над его головой,

Алмадель замечает, что птицы, которые бьются друг с другом, означают переворот в царстве; но когда сра­жаются птицы разных видов, быть установлению нового царства. Также маленькие птички своим прилетом и отле­том предсказывают, что семья или увеличится, или умень­шится.

По полету птиц авгур Меламп предсказал грекам резню: «Вы же видите, что никакая птица не летает при хорошей

1 В 1608 году Иоанн Тритемий в длинном перечне книг по магии
упоминает «Алмадель», приписываемую царю Соломону. Роберт Тер­
нер упоминает рукопись «Аре Алмадель» из Флоренции, относящу­
юся к XV в. По мнению Иоанна Вейера, «Алмаделем» звали одного
арабского мага.

2 Публий Овидий Назон. Наука любви / Пер. М. Гаспарова //
Овидий. Элегии и малые поэмы. М.: Худ. лит., 1973. С. 171.

246

Книга Магов

Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии

247



погоде». Ласточки, умирая, обеспечивают укрытие своим птенцам и поэтому сулят большое наследство после смер­ти родителей или друзей. Летучая мышь, если ее заметили улетающей, свидетельствует об увертке, потому что кры­льев у нее нет, а все же она летает. Воробей есть дурной знак для убегающего человека, ибо эта птичка, спасаясь от ястреба, попадает к сове, не избегнув опасности; тем не менее воробей — хороший знак любви, поскольку, сжи­гаемый похотью, он топчет самку по семь раз в час. И пче­лы хороший знак для королей, ибо означают повиновение народов. Мухи же — приметы надоедливости и опромет­чивости, ибо, сколько их ни гони, они все равно возвра­щаются.

Также и домашние птицы могут порой предсказывать. Например, петухи своим пением дают надежду и сулят путе­шествия. Ливия, мать Тиберия, будучи беременной, держала на своей груди куриное яйцо, пока из него не вылупился пе­тух с огромным гребнем, и авгуры увидели в этом знак того, что родившийся у нее ребенок станет царем. И Цицерон пи­сал в своей «Фиваиде»1, что петухи, которые пели целыми ночами, предвещали победу беотийцев над лакедемонянами. Так происходит потому, что, в соответствии с толкованием авгуров, когда его убивают, он молчит, а когда побеждает кого-нибудь — кричит.

Таким же образом тайные знаки событий можно полу­чить посредством животных. Встреча с лаской зловеща,

1 Поэму «Фиваида» написал римский поэт Стаций Публий Па-пиний (около 40 г. — не ранее 95 г. н. э.).

равно как и встреча путешественника с зайцем, если только того не поймают. Встреча с мулом плоха, поскольку он бес­плоден. Пагубна и встреча с боровом, ибо такова его нату­ра; она означает неминуемое общение с плохими людьми. Лошадь предвещает ссоры и битвы. Вергилий пишет, что, когда Анхиз увидел белых лошадей, он воскликнул:

«Войну, о приветливый край, ты сулишь нам: Грозны кони в бою, и грозят эти кони боями!..»1

Но если лошади впряжены в повозку и тянут с равной силой, то они знаменуют надежду на мир. Осел — животное бесполезное, и все-таки он помог Марию, когда, будучи признанным врагом отечества, тот увидел осла, который не хотел брать ничего из предлагаемой еды и быстро напра­вился утолить жажду; из этого авгуры заключили, что Ма­рию указан путь спасения. И Марий попросил своих дру­зей, чтобы они помогли ему добраться до моря; добившись этого, он сел на суденышко и спасся от рук Суллы, своего победителя.

Встреченный же по дороге к авгуру осленок означает труд, смирение и препятствия. Встреча волка — всегда хороший знак; доказательство тому видим у Гиерона Си-ракузского, у которого, когда тот был в школе, волк ута­щил книгу и таким образом предсказал ему успех царство­вания. И все-таки волк заставил его потерять дар речи, когда увидел его первым. Волк же разорвал часового при Публии Африкане и Гае Фульвии Минтурне, когда армия

1 Вергилий Марон Публий. Энеида. Кн. 3. Ст. 539—540.


248

Книга Магов

римлян потерпела поражение от изгнанников в Сицилии. Также волк означает вероломство и людскую недобросо­вестность, что известно из истории римлян, поскольку вера Ромула и Рема, которую они всосали с молоком вол­чицы и крепко хранили с самого начала, стала законом их природы и привела к процветанию Рима.

Встреча со львом, который считается самым сильным из животных и наводит ужас на всех, — хороший знак. Однако для женщины увидеть львицу — плохое предзна­менование, поскольку та всегда рождает только одного ребенка. Встретить овцу и козу — к добру. В «Ostentarium Tuscum»1 можно прочесть, что, если у этих животных бу­дет шерсть необычного цвета, императору прибавятся бо­гатство и много счастья. Вот что говорит Вергилий о Пол-лионе:

Сам по желанью баран то в пурпур нежно-багряный, То в золотистый шафран руно перекрашивать будет...2

Хорошо также встретить быка, поедающего зерно, но еще лучше во время пахоты, потому что хотя путешествие и прервется, однако благодаря столь удачной ауспиции впоследствии все компенсируется.

Встретить во время путешествия собаку — хорошее предзнаменование, потому что Кир, оставленный в лесу,

1 От лат. ostentum — знамение, чудесное явление. Трактат, пред­
ставляющий собой перевод на латынь этрусской гадательной книги,
выполненный другом известного ученого Марка Теренция Варрона
Тарквитием Приском.

2 Вергилий Марон Публий. Буколики. Эклога IV. Ст. 43—44.

Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии 249

воспитывался собакой до тех пор, пока не стал царем. Даже и Ангел, сопровождавший Товию, не тяготился компанией собаки. Бобер же считается плохим знаком, поскольку от­кусывает свои яйца и оставляет их охотникам, это означает, что встретивший его повредит сам себя.

Среди мелких животных мышь означает опасность, по­скольку в тот день, когда мыши погрызли золото на Капи­толии, оба консула были перехвачены Ганнибалом в засаде подле Тарента. Саранча, останавливающаяся в любом ме­сте и выгрызающая его догола, мешает намерениям и при­знак плохой; напротив, кузнечики способствуют путеше­ствию и возвещают хорошее развитие событий. Говорят, что паук, тянущий паутину вниз, сулит надежду на приход денег. Также муравьи, которые предусмотрительны и уме­ют хранить свои запасы в подобиях складов и тайников, означают безопасность, богатства и многочисленные ар­мии; вот почему, когда муравьи съели ручного дракона Ти-берия Цезаря, ему сказали, чтобы он остерегался народно­го мятежа.

Когда встречается змея, нужно остерегаться злословия, ибо вся сила и весь яд ее находится у нее во рту. Змея, про­скользнув во дворец Тиберия, предвещала его падение. Две змеи, найденные в кровати Семпрония Гракха, по словам предсказателей, означали следующее: если он позволит уйти самке или самцу, то вскоре умрет он или его жена; предпо­чтя жизнь своей жены, он убил самца, а самка ускользнула, и умер несколько дней спустя. Гадюка, кроме того, есть при­мета дурных женщин и злых детей; а угорь означает чело-

250

Книга Магов

Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии

251



века, которого презирают все, поскольку он всегда живет отдельно от всех рыб и его никогда не встречают в компании ему подобных.

Но среди всех видов ауспиций и знаков, нет более дей­ственного, более могущественного, чем человек, наблюдения за которым открывают истину особенно полно. Когда кого-нибудь встречаешь, нужно тщательно подмечать все обсто­ятельства встречи, а также возраст человека, его профессию, положение, жесты, нрав, занятия, комплекцию, привычки, имя, слова и разговоры и т. п.; и хотя в животных есть мно­го видов знамений, вне всяких сомнений, наиболее ясно и отчетливо они читаются по человеческой душе. Так, Ци­церон говорит, что подлинная ауспиция существует в душах людей благодаря их вечности и знанию обо всем. При осно­вании Рима нашли голову человека с сохранившимся лицом, что означало величие империи и дало имя Капитолийскому холму. Солдаты Брута, сражавшиеся против Октавиана и Марка Антония, обнаружили в воротах своего лагеря эфи­опа; и хотя они убили его, устранив плохое предзнамено­вание, все же сражение было ими проиграно, а Брут и Кас­сий убиты.

Встреча монахов всюду почитается дурным предзнаме­нованием, особенно если монах встречается рано утром, по­скольку люди такого рода живут большей частью за счет неожиданной смерти людей, как грифы побоищем.

Глава пятьдесят пятая

О том, как проверять ауспиции благодаря свету
естественного чувства, и о некоторых правилах

Его обнаружения

Впервые изучил и стал применять ауспиции и авгурии, предвещающие будущие события посредством животных и птиц, божественный Орфей, после чего они стали весьма почитаемыми у всех народов. Ныне они проверяются по­средством света естественного чувства, как если бы некий свет дивинации пал на четвероногих, крылатых и других жи­вотных, благодаря чему они становятся способными пред­сказывать нам будущее. Вергилий, очень тонко чувствовав­ший это, признается:

Впрочем, не верю я в то, чтобы им был свыше дарован Некий особенный дар заране предвидеть событья1.

Естественное чувство, согласно Гийому Парижскому, тоньше всякого человеческого понимания и более всего по­добно пророчеству. Именно оно сообщает некоторым жи­вотным удивительную способность предчувствовать собы­тия, что замечательным образом проявляется в собаках, ко­торые распознают благодаря такому чутью воров; они чувствуют их, находят, набрасываются и валят. Из-за по­добного же чутья грифы предвидят погибших в битвах и со­бираются в тех местах, где должны произойти сражения, словно уже чувствуют падаль. Так же и куропатки узнают

1 Вергилий Марон Публий. Георгики. Кн. 1. Ст. 415—416.

252

Книга Магов

Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии

253



свою мать, которую никогда не видели, и покидают ту пти­цу, которая похищала яйца у их матери и высиживала их. Благодаря тому же чувству душа человека, ничего не зная заранее, предвосхищает наступление ужасных событий. Так, один вор, который спрятался в доме и о котором никто не знал и не предполагал его присутствия, вызывал страх и бес­покойство у некоторых живших там, однако не у всех, ибо яркость этого чувства присуща не всем людям, но лишь не­которым. А шлюху, спрятанную в большом доме, почувство­вал один из обитателей, хотя он совершенно не мог знать о ее присутствии. Это история из жизни некоего Гераиска Египтянина, человека божественной природы, способного распознавать развратных женщин не только по глазам, но и слыша их голос издалека, после чего у него начиналась чу­довищная головная боль.

Гийом Парижский сообщает, что в его время некая жен­щина, очень любившая мужчину, чувствовала любимого за две мили. Он также рассказывает, что существовал аист, ко­торый почувствовал неверность своей подруги по запаху, по­сле чего собрал множество своих собратьев, открыл перед ними вину своей подруги и их решением она была признана виновной, после чего ощипана и разорвана ими на куски. Гийом приводит пример, когда один жеребец, сам того не зная, жил со своей матерью, но, узнав о сотворенном, отку­сил себе яйца в качестве отмщения за кровосмешение. То же самое говорят о лошадях Аристотель, Варрон и Плиний. Плиний сообщает, кроме прочего, что сделал один аспид. Он ежедневно приползал кормиться к некоему египтянину. Но однажды его сын-змееныш укусил сына египтянина,

и тот умер. Узнав о случившемся, аспид сам предал смерти змееныша и больше никогда не приползал в этот дом.

Из приведенных примеров видно, как на некоторых жи­вотных может нисходить свет озарения в виде знаков или отметин, а также читаться в их жестах, движениях, голосах, полете, походке, цвете и т. п. Следуя доктрине платоников, есть в вещах низших определенная сила, заставляющая их соответствовать высшим, и таким образом животные без­молвно согласуются с божественными телами. Их организмы и ощущения управляются этими силами, благодаря которым они и соотносятся с определенными божествами. Поэтому нужно рассматривать часть животных как принадлежащих Сатурну, другую — Юпитеру, третью — Марсу и т. д. и, следуя этим соответствиям, и толковать их предсказания. Например, соотносящиеся с Сатурном и Марсом птицы — предвестники ужаса и смерти; это сова, филин и другие, от­носящиеся к Сатурну и ночи и имеющие репутацию наибо­лее дурных знаков. Поэт сказал о них так:

Нерасторопной совой, для смертных предвестием бедствий...1

Но лебедь — птица нежная, связанная с Венерой и по-священая Фебу. Говорят, она наиболее счастливое пред­знаменование, особенно для моряков, поскольку никогда не тонет в воде. Овидий так свидетельствует об этом:

Наиболее счастлив поющий лебедь, В его предвестьи...2

1 Публий Овидий Назон. Метаморфозы. Кн. 5. Ст. 550.

2 По общему убеждению, лебеди поют перед смертью. О счастли­
вой песне лебедя строки найти не удалось.


254

Книга Магов

Также есть птицы, которые предсказывают своими устами и пением, как, например, ворона, сорока и галка, о которых Вергилий говорит:

Да, когда б из дупла, прокаркав слева, ворона

Не повелела мне впредь не пускаться в новые тяжбы...1

Птицами, предвещающими будущее своим полетом, являются канюк, крушащие кости орел и гриф, журавли, лебеди и т. п. Они оцениваются по тому, как летят — бы­стро или медленно, по правую руку или по левую, плотно или рассеянно, и сколько их. Например, если журавли ле­тят быстро, то указывают на бурю, а если медленно — на хорошую погоду. Когда летят вместе два орла, они пред­вещают зло, ибо два — это цифра гибели. Таким же об­разом нужно рассматривать причины и всего остального. Более того, следует быть очень искусным, чтобы отмечать сходства в сочетаниях. Вот как у Вергилия учит Венера своего сына Энея:

Видишь: там дважды шесть лебедей летят вереницей. Пав с высоких небес, Юпитера спутник крылатый Их разогнал; а ныне они ликующим строем Или стремятся к земле, иль, спустившись, ее озирают. Вот они все собрались, заплескали крыльями шумно, Снова вся стая взвилась, небосклон опоясала с кликом. Так же твоих друзей корабли иль стоят на причалах, Или, подняв паруса, вплывают в широкие устья2.

1 Вергилий Марон Публий. Буколики. Эклога IX. Ст. 14—15.

2 Вергилий Марон Публий. Энеида. Кн. 1. Ст. 393—490.

Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии 255

Наиболее удивительны предсказания тех авгуров, кто понимает язык животных. Среди древних особенно извест­ны Меламп, Тиресий, Фалес и Аполлоний Тианский, кото­рый был прекрасным знатоком птичьего языка. О нем же рассказывают Филострат и Порфирий. Однажды, сидя в компании друзей, Аполлоний услышал громкий щебет во­робьев, после чего откуда-то прилетел еще один воробей, поднялся невообразимый гвалт и шум, и вся стая улетела вслед за появившимся. Аполлоний сказал своим друзьям, будто прилетевший воробей рассказал остальным, что осел, нагруженный пшеницей, упал у городских ворот и рассыпал зерно по земле. Многих эти слова заставили пойти и по­смотреть, так ли это. Когда все оказалось правдой, удивле­нию не было предела. Подобную же историю платоник Порфирий в своей третьей книге «Жертвоприношений» рассказывает об одной ласточке. Это является правдой по­тому, что голос каждого животного отражает определенное душевное движение — радость, гнев, печаль и т. п. и по­этому понимаются сведущими людьми. Об этом искусстве говорили и Демокрит, и Плиний. Последний называет птиц, из смешения крови которых можно создать змею, и тот, кто съест эту змею, научится распознавать птичье щебетанье. Гермес же утверждает, что если кто-либо пойдет ловить птиц в определенный день ноябрьских календ и сварит первую пойманную птаху вместе с сердцем лисы, то все, кто съедят это, станут понимать язык и птиц, и животных. Арабы го­ворят, что они понимают мысли животных, съев сердце и печень драконов. Платоник Прокл верил и писал, что сердце крота дает способность предсказывать.


256

Книга Магов

Существует также дивинация, извлекаемая посред­ством внутренностей жертв при жертвоприношении, это первым испытал Тагет, о котором упоминает Лукан:

Жилам да не дадим мы веры: Тагет их измыслил — Изобретатель волшбы...

Печень, согласно верованиям римлян, почиталась главой всех внутренностей. Поэтому предсказатели в первую оче­редь обращали внимание на нее. У печени две головки; одна из них называется головой города, а другая — врагом. В слу­чае если они одинаковы, то возвещают победу, о чем мы чи­таем у Лукана, сообщающего, что внутренности предсказали поражение войска Помпея и победу Цезаря:

Здесь испугала жреца и самая внутренность жертвы: В пятнах была она вся, и холодная кровь загрязняла Мерзкой своей синевой в изобилии темное мясо. Видит он печень в гною, а на части зловещий открылся Ряд угрожающих вен. Хрипящего легкого жила...1

После окончания исследования кишечника приступают к изучению сердца. Так, если у жертвенного животного не обнаруживалось сердца или головки печени, это считалось признаком смерти и называлось пиакулярией. Плохим предзнаменованием было, если жертвенное животное убе­гало с алтаря или когда кричало при заклании, либо падало в неподходящую сторону. Так, мы читаем, что в день, ког­да Юлий Цезарь выехал во главе процессии в своей пур­пурной одежде и, сидя в золотом кресле, совершал жерт-

1 Лукан. Указ. соч. Кн. 1. Ст. 618-622, 636.

Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии 257

воприношения, у жертв дважды не находили сердца, И во время жертвоприношений Катона Марка Утического у жертв не было печени. А когда во время правления Гая совершали жертвоприношения Марцелл Клавдий и Л. Пе-телий Косс, печень внезапно исчезла; и очень скоро один из них умер от болезни, другой был убит лигурийцами, как им и предсказали. Считалось, что эти предсказания совер­шаются или по воле богов, или при помощи дьявола. Вот почему древние отмечали как нечто более важное все не­обычное, что встречалось во внутренностях; как произошло с Суллой, когда он приносил жертву в Лаурентуме1, голов­ка печени образовала корону, что предсказатель Постумий определил как предсказание победы и посоветовал Сулле съесть эту печень.

Учитывался и цвет внутренностей, о чем также упоми­нает Лукан:

...и холодная кровь загрязняла

Мерзкой своей синевой в изобилии темное мясо.

Это искусство было в прежние времена в столь боль­шом почете и имело такую большую власть, что ему сле­довали все мудрецы, и даже Сенат и императоры ничего не предпринимали, не посоветовавшись с авгурами. Но в наши дни, отчасти по неверию, отчасти из-за давления святых отцов, это искусство упразднено.

1 Римская провинция, ныне Сан-Лоренцо.

9 № 2685


258

Книга Магов

Глава пятьдесят шестая

Наши рекомендации